Екатерина Перова
Вспоминаем яркие страницы биографии режиссёра, снявшего всеми любимые фильмы «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Не может быть», «За спичками», «Спортлото-82» и другие ленты золотого фонда советской кинематографа.
«Людям, прошедшим войну, нужна только радость», – так считал Леонид Гайдай, который оказался на фронте почти сразу после окончания школы. Ещё 18 июня 1941 года гремела музыка на выпускном в Иркутской железнодорожной школе №42 , а 22 июня — уже снаряды на границе. Молодёжь выстроилась в очереди перед военкоматами, перед военкомом предстал и юный Лёня Гайдай. Однако сразу брать его не хотели, сказали подождать осеннего призыва. Молодой человек выглядел уж слишком болезненно, худ и бледен, да и по возрасту не подходил. Поэтому в начале войны он пошёл в рабочие сцены в Иркутском драматическом театре, куда в это время эвакуировали Московский театр сатиры.
Когда же Гайдай наконец-то оказался на военной службе, его отправили в Монголию. Там он объезжал лошадей, предназначавшихся для фронта. Его любили за громкий волевой голос, и даже когда не требовалось уж очень напрягать связки, как рассказывал сам Леонид Гайдай, он устраивал перед начальством спектакль, громогласно выстраивая солдат в шеренгу. Через некоторое время наконец исполнилось желание, и он всё же направился на фронт. По его воспоминаниям, когда приехали отбирать солдат, на каждый вопрос военкома, задаваемый молодым людям в строю, он выходил вперёд: «Кто в артиллерию?» – «Я». – «В кавалерию?» – «Я». – Во флот?» – «Я» – «В разведку?» – «Я». Офицер неодобрительно бросил, видя нетерпение новобранца: «Да подождите вы, Гайдай. Дайте огласить весь список». Ничего не напоминает? Спросили также и о том, кто знает немецкий язык. Гайдай слукавил и отрапортовал тоже «Я», хотя знал всего одно стихотворение на немецком, которое и продекламировал в доказательство. Ему поверили и взяли в разведку, так он оказался на Калининском фронте.
Добывая сведения о противнике, Гайдай получил медаль «За боевые заслуги». Восстанавливая хронологию событий, обратимся к боевому журналу за 14 декабря 1942 года: «В 10:00. 2 сб. 2 ротами с 7 танками контратаковал противника, уничтожив его гарнизон в д. Енкино. Убито 130 солдат и офицеров противника, 5 взято в плен. Потери: убито 15, ранено 35 человек». В приказе № 069 по 1263-му стрелковому полку мы читаем: «Красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иванович за то, что в боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трёх немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного».
Гайдай воевал на фронте всего 4 месяца и был ранен в марте 1943 года осколком в ногу. Задел проволоку, доставляя очередного «языка», оказалось – мина. Ранение было тяжёлое, сильно повреждена стопа, пальцы не двигались. Товарищи не бросили оказавшегося без сознания Гайдая и перенесли к своим.
Далее воевать уже не пришлось, Леонид Гайдай сменил пять госпиталей и перенёс несколько операций. Хотели даже ампутировать ногу, но больной протестовал: «Безногих актёров не бывает». И хоть актёром он ещё не был, но в его душе уже трепетала мечта о сцене, питаемая неизгладимыми впечатлениями оставшимися от работы в театре.
С июня 43-го по январь 44-го года Гайдай проходил лечение в госпитале в городе Иванове, и хоть ещё не мог ходить, умудрился проявить незаурядные организаторские способности, участвуя в художественной самодеятельности: ставил спектакли, играл на гитаре, собирая вокруг себя и выздоравливающих, и медперсонал. «Стоило ему выйти на сцену, как публика начинала смеяться и хлопать, – вспоминает Нина Петровна, санитарка, работавшая в Ивановском госпиталь № 1386 . – Леонид был всеобщим любимцем. Уже тогда он отличался знанием литературы и живописи».
Уже в феврале 1944 года, заново научившись ходить, Леонид Гайдай отставил костыли и поступил театральную студию при Иркутском областном театре. Всё это, конечно, далось ему с огромным трудом, ему была присвоена инвалидность, о которой он никому не говорил. Всю жизнь он не любил рассказывать о войне, ходил с тростью, но не опирался на неё, а носил как талисман. На ноге, которая зажила не до конца, был открыт свищ и выходили осколки, об этом рассказывала его жена Нина Гребешкова. Но режиссёр впоследствии даже не пользовался льготами по инвалидности – и это для него было принципиально.
В Иркутском областном театре Гайдай, можно сказать, блистал на сцене, его первая роль в спектакле «Молодая гвардия» была замечена прессой. Позднее ему особенно удавались комические персонажи. И, возможно, он мог бы стать и прославленным актёром, но по-другому сложилась его творческая судьба. В 1949 году Леонид Гайдай поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.
Режиссёр никогда не снимал фильмов о Великой Отечественной, и единственное её упоминание вскользь было в «Бриллиантовой руке», когда Семён Семёныч Горбунков говорил, что с войны не держал в руках оружия. Леонид Гайдай считал, что искусство должно пробуждать в человеке светлые чувства, а не бередить раны и усугублять боль от ударов судьбы. Сегодня, 30 января 2023 года, ему исполнилось бы 100 лет. И мы благодарны автору наполненных необычайным юмором и тонкой сатирой картин, которые спустя десятилетия не сходят с экранов наших телевизоров и стали классикой кино, завоевав всенародное признание и любовь.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.