Ровно 20 лет назад (11 марта 2003 года) президент подписал указ об упразднении Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП)
Прошло ровно 20 лет со дня подписания президентом Российской Федерации указа № 306, содержавшего положение об упразднении Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Ведомство прекратило свою работу 1 июля 2003 года. Напомним, что вокруг ФСНП в своё время сложилось много стереотипов. Так, широкое распространение получило представление о налоговой полиции как об организации, будто бы препятствующей созданию благоприятного инвестиционного климата, а также вносящей лепту в блокирование экономического развития. Конечно же, в прессе, в политических кругах, в обществе в целом о рассматриваемой нами нередко говорили как об объединении, работники которого будто бы погрязли в коррупции с головы до пят. Между прочим, многие, исходя из этих представлений, спокойно отнеслись в 2003 году к ликвидации ФСНП. Некоторые не видели перспективы функционирования множества дублирующих друг друга силовых ведомств и государственных организаций и, соответственно, не считали роспуск налоговой полиции нечто из ряда вон выходящим.
На наш взгляд, вышеприведённые оценки деятельности ФСНП, к сожалению, укоренившиеся в начале 2000-х годов в сознании определённой части россиян, абсолютно односторонние. Несомненно, в числе налоговых полицейских были нечистые на руку сотрудники, запятнавшие себя в совершении преступлений коррупционной направленности, в превышении должностных полномочий и т.д. Между прочим, руководство ФСНП не скрывало этого. Так, директор службы генерал-полковник С.Н. Алмазов, выступая в феврале 1999 года в Государственной Думе, признал наличие в рядах его организации мздоимцев. Но он уделял серьёзное внимание очищению рядов ФСНП от лиц, запятнавших честь мундира. За один только 1998 года из налоговой полиции по подозрению в коррупции было уволено 139 сотрудников, против 64 её работников были возбуждены уголовные дела (24 из них закончились судебным разбирательством и налоговые полицейские были приговорены к тюремным срокам). Также руководство ФСНП постоянно проводило переаттестацию руководителей территориальных управлений налоговой полиции. К 1999 года в результате выявления нарушения законов ряд руководителей региональных отделений ФСНП лишились своих должностей. Разве это может сравниться с позорными событиями 2011 года, когда руководство Генеральной прокуратуры не просто встало на защиту замешанных в покровительстве игорному бизнесу и в вымогательстве руководящих работников прокуратуры Московской области, но и препятствовало попыткам Следственного комитета вывести их на чистую воду?
В целом, коррупцией была поражена отнюдь не только ФСНП. Эта зараза охватила другие правоохранительные органы, другие государственные инстанции. Как заявил в 2011 году бывший руководитель Российского бюро Интерпола, генерал-майор милиции В.С. Овчинский, «у нас в стране нет ни одной «незапятнанной» госструктуры — будь то правительства, министерства, аппарат губернаторов или мэрия». Тем не менее, даже после возбуждения уголовных дел в отношении Евгении Васильевой, Алексея Улюкаева, Дмитрия Захарченко никто никто ведь не ставит вопроса о роспуске министерства обороны/ министерства экономического развития/ министерства внутренних дел и т.д. А налоговую полицию в 2003 году упразднили одним махом! Конечно же, не нагревшим руки на злоупотреблении служебным положением при игре на рынке ГКО, на скандальных «залоговых аукционах», на «коробке из-под ксерокса», на разбазаривании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, на «распиле» государственных финансовых средств во время реализации крупных инфраструктурных проектах, укорять остальных во взяточничестве.
Что же касается инвестиционного климата, то другие государственные и даже крупные коммерческие организации сделали не меньше для блокирования экономического развития. Про монопольный сговор сырьевых, энергетических, металлургических и транспортных компаний, приводящих к росту тарифов, про удушающую кредитную политику Минфина и Центробанка, про «кошмаривание» хозяйственных объединений налоговой инспекцией, другими контрольно-надзорными организациями сказано много слов, написана гора статей. Однако ни правящие круги, ни либеральное сообщество не предлагают применять радикально жёсткие меры в отношении упомянутых органов государственной власти и олигархических монополий. А вот в отношении ФСНП они не просто действовали радикально — её просто убрали! Следовательно, в реальности «элита» пошла на такой шаг по совершенно иным соображениям, сперва искусственно формируя негативное отношение к налоговой полиции, а потом пустив по миру.
Сперва напомним, что основную массу сотрудников налоговой полиции, созданной в 1992 году, составляли проходившие при Советской власти службу в рядах Вооружённых сил и в КГБ. Многие вчерашние танкисты, военные лётчики, сухопутчики, пограничники, даже ветераны войны в Афганистане, в Приднестровье, выброшенные на обочину жизни горбачёвско-ельцинскими экспериментами, нашли себе работу в ФСНП. Это были люди чести, ранее защищавшие нашу Родину, для которых понятия «долг», «верность Отечеству и народу» были не пустым звуком. То же самое касается и сотрудников Советского КГБ. Ведь при социализме они последовательно боролись с попытками внешнего врага подорвать страну изнутри руками своей «пятой колонны», с другими преступлениями, направленными против единства государства. Следовательно, мы имели дело с людьми, неравнодушными к общему делу. По крайней мере, даже самые матёрые антикоммунисты никогда не бросали Советским спецслужбам обвинения в воровстве. Более того, даже небезызвестный А.Д. Сахаров признавал, что из всех органов государственной власти СССР наименее коррумпированной структурой был именно КГБ. Соответственно, для большинства из работников комитета замарать себя во мздоимстве было смерти подобно.
Какие задачи стояли перед налоговой полицией, первоначально состоявшей, как мы отметили, из вчерашних военных и спецслужбистов? Во-первых, речь шла о противодействии налоговым преступлениям коммерческих структур, о пресечении использования финансово-промышленными группами использования криминальных схем с целью уклонения от выполнения фискальных обязательств перед государством. Что же, цель нужная. Ведь немало было тех предпринимателей, которые использовали фирмы-однодневки, занимались чёрной бухгалтерией с целью уклонения от уплаты налогов. Причем в большинстве своём в этих преступных деяниях запятнали себя компании, занимавшиеся экспортом нефти, газа, других сырьевых ресурсов, металлов и т.д. Если не ставить заслон этим тенденциям, то у государства просто не окажется должного количества денег, необходимых и для поддержания обороноспособности и национальной безопасности, и для выполнения социальных обязательств, и для реализации стратегически значимых экономических программ.
Во-вторых, ФСНП было вверено бороться с коррупцией в рядах налоговой инспекции. Действительно «фискалы» в немалом количестве покрывали налоговых махинаторов — за взятки, разумеется. Либо занимались превышением полномочий, то произвольно требуя от предприятий доначисления налогов, то выдвигая хозяйственным организациям необоснованный претензии, произвольно начисляя штрафы либо отзывая лицензии. Вполне понятно, что такое положение вещей не позволяет добиться элементарной экономической стабилизации, обеспечения постоянного пополнения бюджета, не дает возможности решать задачу увеличения рабочих мест и, как следствие, перечёркивает шансы расширения возможностей государства выполнять социальные обязательства, обеспечивать население занятостью и т.д.
Одновременно заметим, что упразднению ФСНП предшествовало проведение ею проверок деятельности олигархических корпораций. Так, в начале 2000-х годов налоговые полицейские пытались разобраться с деятельностью «Сиданко«, «Лукойла«, Западно-Сибирской железной дороги МПС России, «Газпрома«. Конечно же, деятельность налоговой полиции сдерживала налоговые службы от стремления постоянно доить хозяйствующие субъекты, становится выше закона. Однако ответом власти стал роспуск ФСНП.
Каков был итог ликвидации налоговой полиции? Во-первых, олигархические империи окончательно утратили чувство меры. Налоговые махинации усилились. Об этом речь шла в записке рабочей группы Государственной думы РФ по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, направленной 20 апреля 2009 года президенту Д.А. Медведеву. В ней был собран материал о нелегальном вывозе за границу нефти, угля, алмазов, драгоценных металлов, апатитов и т.д. Речь идет о контрабандном экспорте сырьевых ресурсов – той его части, которая не «регистрируется». Авторы вышеупомянутой записки подчеркивают, что ущерб от подобных действий за период 1992 – 2009 гг.. составил минимум 10 триллионов долларов.
Разумеется, в «тучные нулевые» — в период высоких цен на нефть на мировом рынке, подобное положение вещей не сильно сказывалось на состоянии бюджета. Однако во время двух волн мирового финансово-экономического кризиса, накрывших и Россию, страна столкнулась с нехваткой бюджетных средств, необходимых для финансирования социальных, инвестиционных и оборонных программ. Именно под этим предлогом происходит урезание расходов на социальную сферу. Но в то же время мало кто обращает внимание на факт бюджетных потерь вследствие ухода сырьевыми монополиями от уплаты налогов. Только губернатор-коммунист С.Г. Левченко в 2015 — 2019 гг. противодействовал своеволию подразделений крупных корпораций в Иркутской области, а также боролся с чёрными лесорубами. Однако «элита» его затравила, а сына Сергея Георгиевича бросили в застенки по сфабрикованному обвинению.
Во-вторых, налоговые органы тоже воспользовались устранением сдерживающего их фактора. Так, президент В.В. Путин 25 апреля 2005 года в своём послании Федеральному собранию, признав необходимость реагирования фискальными органами на нарушение законов, одновременно призвал искать «такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик». Глава государства добавил, что «налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам». Более того, ряд представителей экспертного сообщества, предпринимательских кругов и политических сил говорят о распространении в 2000-ые годы «налогового террора», выражающегося в произвольном доначислении налогов хозяйствующим субъектам в зависимости от самовольного решения налоговой инспекции. Они обращают внимание и на фактическую замену закреплённого в Налоговом кодексе принципа презумпции невиновности налогоплательщика на принцип его вины. Нередко утверждается, что «налоговый терроризм» используется на всех этажах власти в качестве способа отъёма бизнеса в пользу приближённых к чиновникам предпринимателей. Например, экономист М.Г. Делягин в своей статье, опубликованной в ноябре 2005 года, подробно писал об этом.
Разумеется, всё изложенное имеет место. Множество факторов способствовало распространению указанных тенденций. Расформирование ФСНП относится к их числу. Ведь исчез орган, которые следил за законностью действий налоговой инспекции. Последствия этого очевидны. Зато олигархия получила возможность взрастить собственную социальную опору, готовую поддерживать нынешнюю буржуазную «элиту» на выборах. Вполне понятно, что, видя фактическую безнаказанность в действиях налоговой инспекции, другие контрольно-надзорные структуры начали стремится действовать в том же направлении, разоряя даже стабильно работающие, стабильно выпускающие нужную обществу отечественную продукцию и обеспечивающие социальными гарантиями своих работников производственные предприятия. Одни только многократно предпринимавшиеся попытки захвата возглавляемого П.Н. Грудининым «Совхоза имени В.И. Ленина» полностью проливают свет на сущность современных буржуазных государственных органов.
Таким образом, мы видим, чем обернулась для России ликвидация налоговой полиции. Налицо нанесение серьёзного урона национальной экономике, бюджету, народу. Недопустимо мириться с сохранением подобного положения вещей.
Резюмируя изложенные мысли, остаётся только сказать «спасибо» тем, кто работал в ФСНП, стремясь побороть как разворовывание государства крупными корпорациями, так и попытки налоговых чиновников превратить хозяйствующие субъекты в свою дойную корову. Тем, кто принял решение об упразднении налоговой полиции, мы можем сказать, что это был ошибочный шаг. А к тем, против кого боролись налоговые полицейские (от обманывающих государственную казну недобросовестных компаний до крышующих финансово-промышленные структуры, занимающихся рейдерскими захватами и подвергающих расправе добросовестных хозяйственников чиновников), ничего, кроме презрения и резкого осуждения, испытывать невозможно. Можно и должно пожелать, чтобы время их господства как можно раньше ушло в историю. Но как скоро это произойдёт, во многом зависит от степени готовности каждого россиянина последовательно отстаивать законность и справедливость.
Пресс-служба МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.