3 апреля 2023 года фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол на тему «Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
3 апреля 2023 года в Государственной Думе по инициативе фракции КПРФ прошёл круглый стол на тему «Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры». В его работе участвовали руководители и видные представители Компартии Российской Федерации, Российской академии наук, работники ВУЗов, научно-исследовательских организаций, представители профильных профсоюзов и студенчества. Собравшиеся обсудили варианты развития науки и образования, задумывались над принятием мер, призванных остановить отток из определяющих будущее страны отраслей, а также организовать качественное и на бесплатной основе обучение детей и подростков.
Первоначально с вводной речью выступил председатель Центрального комитета КПРФ, руководитель фракции коммунистов в Государственной Думе Г.А. Зюганов. Он напомнил о весомом вкладе Ж.И. Алфёрова и И.И. Мельникова в отстаивании основ Советской образовательной системы, в подготовку закона «Об образовании для всех», вносимого левыми силами. Лидер Компартии рассказал о функционирующей в «Совхозе имени В.И. Ленина» школе, работающей по Советским принципам.
Далее Г.А. Зюганов развил мысль о значимости сохранения бесплатного образования. Он напомнил, как после поражения нашей страны в Русско-Японской войне П.А. Столыпин предложил ввести всеобщее начальное образование. Однако Николай II отверг эту идею. Царизм спохватился за неё лишь в 1916 году, когда всё было потеряно. И только Советская власть уделяла серьёзное внимание развитию науки и народного образования. Геннадий Зюганов напомнил, что даже в годы Великой Отечественной войны государство выделяло на образование 7%. В начале 1950-х годов каждый пятый рубль из бюджета направлялся на развитие данной сферы. Данное обстоятельство позволило Советскому союзу выйти на передовые позиции, осуществить прорыв в космос.
Затем Геннадий Андреевич остановился на катастрофических результатов проводящегося с 1991 года неолиберального «реформаторского» курса. Так, вследствие чубайсовской грабительской приватизации в бюджете не оказалось денег для оказания содействия развитию науки, образованию, на поддержку поколения детей войны. А Всемирный банк требовал от правительства сокращение учёных, уменьшение количества образовательных учреждений. Длительное время всё это продолжалось. По словам лидера КПРФ, подобные действия нанесли урон действующему и будущим поколениям. Сейчас под давлением обстоятельств власти вынуждены были отступить, признав, в частности, бесперспективность Болонской системы. Однако надо чётко осознавать, какую альтернативу следует предложить. В этой связи Г.А. Зюганов выступил за воссоздание основ Советской образовательной системы. Он добавил, что у России нет запаса времени и обстановка требует безотлагательного принятия спасительных мер.
С основным докладом выступил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и образованию О.Н. Смолин. Он сказал, что новый период требует проведения новой политики. Олег Николаевич уделил внимание стоящим перед Россией стратегически важным задачам, связанным с необходимостью проведения новой индустриализации, с реализацией масштабных научно-технологических программ (аналогичных Советскому атомному проекту). Всё это требует наличия квалифицированных кадров. Следовательно, невозможно обойтись без целенаправленного внимания развитию науки и образования.
Затем О.Н. Смолин привёл конкретные статистические данные, свидетельствующие о нехватке учителей и врачей. Большая их часть не получает достойной зарплаты, что влечёт за собой отток специалистов из науки, из образования и из медицины. Уровень государственного финансирования этих отраслей остаётся низким. Например, в 2017 году Россия по уровню финансирования здравоохранения находилась на 121-ом месте в мире. Что же касается выделения государством денег на образование, то 2022 году Россия по этому показателю занимала 84-ое место в мире. Коммунисты считают необходимым существенно повысить зарплаты работникам перечисленных сфер. Это — одна из ключевых мер, призванных прекратить отток кадров, привлечь к работе новых людей. Тем не менее, «партия власти» отклонила законопроект КПРФ «Образование для всех».
Также Олег Смолин сделал акцент на деструктивном влиянии введения ЕГЭ и Болонской системы. Всё это оборачивается снижением эрудированности молодёжи, уменьшением подготовки специалистов. Одновременно Олег Николаевич высказался за прекращение бюрократизации образования, против загрузки преподавателей и педагогов отчётностями.
В заключении своего доклада О.Н. Смолин напомнил, что страна, не развивающая свою науку и своё образование, неминуемо превращается в колонию.
Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, руководитель Всероссийского женского союза «Надежда России» Н.А. Останина высказалась за безусловный отказ от единого государственного экзамена. Она выразила недоумение, почему власти продолжают поддерживать это явление даже в условиях отказа от Болонской системы. Также вызывает много вопросов прозвучавшее из уст председателя правительства во время его отчёта в Госдуме заявление о том, что следует подумать относительно отмены ЕГЭ. По мнению Нины Александровны, следует незамедлительно прекращать поддерживать функционирование разрушительного механизма, порождающего рост неграмотности и космополитизма среди молодого поколения.
Также Н.А. Останина уделила внимание теме всплеска насилию в школах. По её мнению, это во многом обусловлено перегруженностью учителей отчётами. В результате у них остаётся меньше времени, чтобы заниматься учениками. В целом, в результате нововведений учитель превращается в своеобразного чиновника, который не смотрит в души детей. Многими образовательными учреждениями руководят «эффективные менеджеры», ни дня не проработавшие педагогами и преподавателями.
Одновременно Н.А. Останина высказалась за прекращение коммерциализации образования. Она же призвала перейти к справедливой оплате труда учителей, финансово стимулировать их деятельность.
Далее слово было предоставлено остальным участникам слушаний. Круглый стол вёл первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Н.В. Коломейцев.
На круглом столе выступило много представителей научной интеллигенции, общественных деятелей. Среди них были члены-корреспонденты и руководящие работники Российской академии наук (РАН), проректора и преподаватели Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, научные руководители и преподаватели МИФИ, Российского нового университета, Института экономики РАН, Института биохимии физики РАН, Калужского государственного университета, видные представители профсоюза работников РАН, движения «Родители Москвы» и т.д. Все они говорили о разрушительном воздействии правительственных мероприятий на образование. В частности, подчёркивали деструктивный вклад введения Болонской системы, ЕГЭ, недофинансирования образования, его цифровизации. Практически все были солидарны с утверждениями о целесообразности ставки на очные формы обучения. Они же говорили о необходимости бесплатности образования, повышения оплаты труда учёных, учителей, увеличения финансирования науки и образования, справедливого распределения средств внутри учреждений. Выступающие высказывались в пользу укрепления технологического суверенитета, возрождения отраслевой науки, возвращения ведущей роли Российской академии наук. А при организации обучения упор следует делать на традиционные ценности — на воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, коллективизма и ответственности.
Затрагивались и политические вопросы. Ряд деятелей прямо возлагали ответственность за накопившиеся проблемы на президента, на правительство, на «партию власти». Звучали призывы инициировать проведение парламентского расследования в отношении чиновников, разваливших науку и образование «реформаторскими» экспериментами. А со стороны некоторых участников слушаний поступали предложения о назначении министром образования О.Н. Смолина.
В завершающей части мероприятия О.Н. Смолин заявил, что все озвученные на круглом столе предложения будут учтены. Он же добавил о подготовке фракцией КПРФ новой редакции законопроекта «Об образовании для всех».
Пресс-служба МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.