Постулаты неолиберализма, явно неприменимые в современных и тем более в российских условиях, продолжают овладевать сознанием основной части правящего класса. Так, глава Внешторгбанка (ВТБ) Андрей Костин, рассуждая о перспективных направлениях экономического развития России, предложил перезапустить приватизацию Государственной собственности. Он высказал мнение, будто продолжение продажи средств производства в частные руки якобы повлияет на оживление экономики, поспособствует поступлению в бюджет дополнительных средств, необходимых для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СВО, а также ключевых программ экономического развития.
Озвученные аргументы в пользу приватизации не могут не вызвать вопросов. Ведь на протяжении последних тридцати лет государственные предприятия в большинстве случаев передавались по непрозрачным схемам и с использованием коррупционной составляющей криминальному бизнесу, зачастую аффилированному с представителями власти. Новые владельцы фактически дарованного имущества, стремясь замести следы противозаконной приватизации, переводили полученные ими активы в зарубежные юрисдикции. Следовательно, эта прослойка по определению не настроена на долгосрочное развитие национальной экономики. А иногда дело доходило до искусственного банкротства производственных мощностей. Более того, в силу продажи на основе сговора чиновников и коммерсантов по заниженным ценам, искусственного уменьшения стоимости приватизируемого имущества в результате его преднамеренного размеры доходов госбюджета ль продажи объектов экономики были меньше прогнозируемых. Все это не могло не отражаться на общем положении России. И некоторые предлагают снова провести эксперимент?
Впрочем, глава ВТБ, предлагая продолжать приватизацию, предлагает ее проводить иными методами. Например, он выступил за соблюдение принципов прозрачности, равенства условий при продаже объектов государственного имущества. Но это не должно никого вводить в заблуждение. Во-первых, в настоящее время наиболее сильными позициями обладают представители зарубежного капитала, заинтересованного в недопущении возрождения экономической мощи России, а также наша компрадорская олигархия, о деяниях которой не говорят только откровенно ангажированные лица. Нетрудно предвидеть, что именно эти группировки станут основными выгодоприобретателями новой приватизации. Совершенно очевидно, что это будет означать для экономики России, для национальной безопасности нашего государства.
Во-вторых, не имеет значения, какой тип капиталистов завладеет средствами производства. Ведь развитие экономики требует сегодня больших затрат. А частный бизнес ориентируется на минимизацию капиталовложений и на краткосрочную максимизация прибыли. Это явно противоречит интересам развития страны. Достаточно обратить внимание на практику стран Восточной Европы, правительства которых после «бархатных революций» сделали ставку на доминирование частной собственности на средства производства. В итоге страны этого региона пережили масштабную деиндустриализацию, оказались зависимыми от иностранных инвестиций. Уход зарубежных игроков с местных рынков в момент начала экономического кризиса 2008 года тяжело отразился на положении восточноевропейских государств. А в странах, которые шли противоположным курсом (вроде Китайской народной республики, Белоруссии), даже в кризисных условиях наблюдается устойчивое экономическое развитие.
Что же касается стимулирования развития экономики, то эта задача может быть решена посредством отмены «бюджетного правила», возрождения централизованной системы стратегического планирования ее развития, деолигархизацией госкорпораций, национализации минерально-сырьевой базы, содействия развитию народных предприятий, мелкого предпринимательства. Но нынешние правящие круги в силу своих классовых интересов не пойдут на смену курса. А время требует этого.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.