По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Мария Панова
Искусственный интеллект (ИИ) приходит в медицину
Невиданными ранее в истории научно-технического прогресса темпами прокатились по нашей стране компьютеризация и цифровизация. Ворвались они и в сферу здравоохранения. Сегодня представить себе кабинет врача даже где-то далеко в глубинке без компьютера на столе невозможно. Уже родилась и кочует из ЛПУ в ЛПУ типичная жалоба пациентов на то, что врач смотрит только в монитор, а не на них. То он весь приём писал, не поднимая на болящего взгляд, теперь щёлкает по клавиатуре. Некоторые радикально настроенные посетители поликлиник предлагают даже отобрать у доктора компьютер или хотя бы отключить от интернета, «чтобы он там не искал диагноз».
Но здесь недовольных можно успокоить… В конце концов, если врач такой уж «двоечник», ещё неизвестно, что лучше: поставит он диагноз по интернету или из своей пустой головы. Но такое соображение скорее маловероятно. А вот даже самому знающему врачу сегодня без дополнительной информации не обойтись — и это в кровных интересах самого пациента. Ведь ни один гений не способен удержать в голове, например, тысячи наименований, в том числе торговых, препаратов, дозировки, взаимодействие их между собой, побочные действия, противопоказания и т.д.
Врач может через общую сеть взаимодействовать с коллегами не только в родном ЛПУ, но даже в другом регионе, вести документацию, в том числе историю болезни, получать данные лаборатории, рентгенкабинета, записать больного к врачу-специалисту, свериться с электронной очередью, выписывать больничные и рецепты… Все эти документы, хранящиеся в электронном архиве, в отличие от бумажных, не запачкаются, не потеряются, не придут в негодность, их не нужно долго искать по пыльным полкам и шкафам, достаточно лишь щёлкнуть пару раз кнопкой.
Между прочим, мгновенно была решена проблема, породившая столько шуток, карикатур и анекдотов, — врачебного почерка, который зачастую никто, включая самого доктора, не мог разобрать. Теперь фармацевту не приходится напрягать всю свою фантазию и знания, чтобы понять, какое лекарство нужно клиенту.
Пациенты же получили медицинскую информационную систему, благодаря которой за считанные минуты можно узнать расписание приёма врачей, график работы диагностических кабинетов и другую информацию, записаться на приём и т.д., не дёргая работников регистратуры и медиков.
К сожалению, как часто бывает, всё это теория. А что там в реальной жизни?
Начнём с того, что старшее поколение врачей, которое в большинстве своём осталось работать, особенно в региональных поликлиниках, тяжело осваивает компьютерную технику и программы, тем более что компьютерные курсы, которые им положено проходить, часто оказываются профанацией. Поэтому люди в белых халатах нередко осваивают новые технологии «методом тыка». Ну ладно, как-то освоили, к тому же в коллектив ежегодно вливается молодёжь, для которой компьютер — не проблема. Однако и они увязают в тех программах, которые разрабатывают порой не самые лучшие программисты, да ещё имеющие отдалённое представление о врачебной работе.
Доктора жалуются на частые ошибки в программах, что приводит, например, к появлению в электронной карте пациента некорректных данных или вообще исчезновению важной информации, которую не всегда получается восстановить. Программы совершенно не учитывают индивидуальность проблем пациентов, и доктора, ограниченные лишь программными шаблонами, вынуждены подгонять единичные случаи под общие, в результате чего назначенные методы лечения оказываются малоэффективными. Компьютеризация никак не повлияла на забюрократизированность нашего здравоохранения: медики вынуждены продолжать писать тонны отчётной документации, вся разница только в том, что теперь она не в бумажном, а в электронном виде, но это съедает львиную долю времени, которое могло быть потрачено на пациента.
Наконец, система постоянно «зависает», что уже стало притчей во языцех. В стране даже распространился такой жанр, как «жалобы медиков губернатору на информсистему». Так, медики Белгородской области пожаловались главе региона на компьютерную рутину и зависающую программу, из-за чего на приём пациента остаётся 1—2 минуты. Новосибирские врачи написали обращение к своему губернатору, где выразили недовольство работой специализированной компьютерной программы, которая «висит» практически пятую часть всего рабочего времени. «Писать от руки быстрее, чем работать в программе», — жалуются в краевой минздрав хабаровские врачи.
«Приходится выбирать: либо пациент, либо компьютер» — говорят врачи со всей России в опросе, проведённом на платформе «Врачи РФ», отвечая на вопрос: «Помогает ли вам информатизация в работе?» Претензии к работе системы имеют 55,1% опрошенных. В числе причин, по которым более половины респондентов считают цифровизацию скорее вредной, чем полезной, были упомянуты такие, например, обстоятельства, как требование дублировать данные одновременно на бумаге и в цифровом виде, нехватка мощностей компьютеров и интернета, недоработанные информационные системы. Кроме того, 69% участников опроса отметили, что их профессиональным мнением по вопросу цифровизации рабочего процесса никто не интересуется.
Под «никто» имеется в виду, конечно, руководство здравоохранения и, что совсем уж странно, программисты-разработчики. Но есть большая часть общества, которая не только интересуется, но и сама страдает от создавшейся ситуации. Конечно, это пациенты, которых, прямо говоря, тоже никто слушать не хочет. Так, по данным местных СМИ, белгородцы массово жалуются на постоянное «зависание» врачебных компьютеров и некорректное заполнение электронных медицинских карт. По всей стране посетители ЛПУ нервничают из-за «зависших» инфоматов, из-за невозможности через интернет распечатать талон, на несоответствие электронного времени приёма реальному и т.д. и т.п.
Ещё одна пробоина обнаружилась в самом, казалось бы, безупречном месте медицинской цифровизации — информационной безопасности. Разработчики системы уверяли, что, в отличие от хранения данных на бумажных носителях, которые можно испортить, потерять или украсть, оцифрованная информация находится под надёжной защитой. Однако реальность оказалась не столь радужной: сегодня базы данных, в том числе и персональной медицинской информации пациентов, сливаются одним щелчком, затем открыто распродаются и ловко используются мошенниками всех мастей.
Конечно, стоит признать, что положительного при всём обилии недостатков в цифровизации медицины всё-таки больше. Вопрос лишь в том, чтобы на эти недостатки обратили внимание те, от кого зависит их исправление, и при этом ориентировались на профессиональное мнение врачей.
А тем временем настал следующий этап под названием ИИ — искусственный интеллект. Минздрав поручил регионам срочно внедрить в медорганизациях минимум одно решение на основе ИИ, а к 2024 году их должно быть уже минимум три.
И опять в теории всё выглядит просто отлично. В некоторых сферах, таких как лабораторные исследования, действительно, можно ожидать настоящего прорыва. Так, в ходе экспериментального применения программы с использованием технологии ИИ в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачёва точность интерпретации лабораторных исследований клеток крови и костного мозга при помощи искусственного интеллекта достигла 97%.
Есть ещё более впечатляющая информация о проведённом в Москве соревновании между командой врачей и разработанным российскими программистами ИИ. Во всех трёх номинациях по выявлению патологии (мерцательная аритмия по ЭКГ, определение меланомы по фотографиям высокого разрешения, рака груди по гистологическим данным) с разгромным счётом победили нейронные сети.
Ура? Теперь ИИ может с лёгкостью заменить врача? Как вы относитесь к этой прекрасной перспективе?
По опросам, проведённым порталом SuperJob, лишь 3% опрошенных готовы полностью в вопросах лечения положиться на искусственный интеллект. Частично в 2023 году доверить своё здоровье нейросетям готовы 18%. Интересно, что это на 4% меньше, чем двумя годами раньше. Ну что ж, в здравом смысле нашим людям не откажешь. По-видимому, мы уже полностью насладились всеми прелестями общения с ИИ, например, в банковской сфере. Если представить, что разговаривающий медицинский робот будет общаться с пациентом столь же успешно, как, например, «интернет-помощник» самого продвинутого банка страны со своими клиентами, то за здоровье и даже жизнь больного человека можно серьёзно опасаться.
Кроме того, даже в профессиональном плане и разработчики, и врачи признают, что действие ИИ пока очень ограничено. Нейросеть быстро выявляет проблему в очевидных ситуациях, однако плохо срабатывает при сложных случаях, когда диагноз можно трактовать двояко. И самое важное. Ещё в древности врачи знали, что «слово лечит». Сможет ли слово робота улучшить состояние больного? Но, с другой стороны, и у нынешних врачей нет времени на человеческое общение с пациентом. Будем надеяться, что внедрение нейросетей — это не следующий шаг «оптимизации» нашего здравоохранения для сокращения медиков и экономии, а, наоборот, путь к повышению точности выносимых диагнозов и высвобождению части времени врача на то, чтобы он смог, не торопясь, выслушать больного и увидеть сидящего перед ним человека, оторвав, наконец, глаза от монитора.
Комментарий редакции: Внедрение цифровых методов лечения пациентов, помимо всего прочего, способны породить дополнительные проблемы. В современных условиях ничто не гарантирует действенное достижение целей в результате насаждения искусственного интеллекта. Напротив, известно немало примеров, когда это давало обратные результаты. Впрочем, даже если описанные в статье предложения и позволят повысить точность выносимых диагнозов, сэкономить время врачей, то это всё равно малая часть дела. Надо ставить вопрос о воссоздании закрытых в ходе «оптимизации» больниц и поликлиник, о возвращении уволенного персонала, о повышении медработникам зарплат, об увеличении государственного финансирования здравоохранения, о закреплении его бесплатности. Только тогда Россия будет вновь способной побороть любые опасные заболевания. Но для реализации перечисленных мер надо поставить на службу обществу богатства нашей страны, вырвав их из когтей «избранных».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.