Обещание войти в число ведущих экономик мира, данное властями Казахстана народу, выполняется весьма специфическим образом. Республика стремится в число лидеров по неравенству и обеднению населения. Это вызывает всё новые протесты, вспыхивающие в разных уголках страны.
Говоря о потерях, которые народы бывшего Советского Союза понесли из-за отказа от социализма, нужно признать, что в некоторых сферах новая система может заткнуть за пояс прежнюю. Среди них — демагогия, которая расцвела в последние тридцать лет пышным цветом. По числу невыполненных обещаний «демократические» власти находятся вне конкуренции, ставя всё новые и новые рекорды.
Пример этого подаёт руководство Казахстана. Если верить его посулам, республика в обозримом будущем войдёт в тридцатку самых развитых стран. Ещё одна «порция» обязательств была дана после прошлогодних беспорядков. Президент Касым-Жомарт Токаев заявил тогда, что Казахстан распрощается с олигархической системой, а на смену ей придёт социальная справедливость. «Идея справедливости отныне станет стержнем всей государственной политики Казахстана, направленной на повышение благосостояния народа, оперативное реагирование на нужды и запросы граждан», — утверждал он.
В действительности социальная система страны испытывает сильнейшие за много лет потрясения. Согласно официальной статистике, число бедных выросло за прошлый год на 4 процента — с 992 тысяч до 1 миллиона 31 тысячи человек. Однако даже чиновники признают несовершенство своей методики. Рассчитав благополучие граждан с помощью модели Алькире — Фостера, рекомендованной ООН, министерство труда и социальной защиты населения пришло к неутешительным выводам. К благополучным и удовлетворительным уровням благосостояния можно отнести только половину казахстанских семей. В неблагополучной, кризисной и экстренной группах проживают 9,1 миллиона жителей — в девять раз больше официального показателя бедности.
О падающем уровне жизни свидетельствует ухудшение питания. Потребление мяса и мясопродуктов за два последних года упало с 84 до 78 кг в год на человека, молока и молочных продуктов — с 259 до 226 кг, овощей — с 86 до 77 кг, фруктов — с 79 до 73 кг, хлеба — со 140 до 128 кг. Среди малообеспеченных слоёв населения ситуация наверняка намного хуже.
Однако не все граждане вынуждены отказывать себе в самом необходимом. Некоторые казахстанцы не успевают подсчитывать барыши. Суммарный капитал богатейших 50 бизнесменов республики, согласно последним данным, достиг 42,4 миллиарда долларов. Это на 3,7 миллиарда долларов больше, чем год назад. По сравнению же с 2020 годом финансовая элита стала богаче почти на 70 процентов, или на 17 миллиардов долларов.
Это расхождение между словом и делом, подменившее социальную справедливость социальным унижением, не может не возмущать людей. По всему Казахстану трудящиеся обращаются к забастовкам и другим формам протеста, демонстрируя своё несогласие с навязываемой им ролью бессловесных придатков капиталистического механизма. В начале мая десятки проходчиков компании «Казхром» в городе Хромтау Актюбинской области отказались спускаться в шахту. Несмотря на тяжёлые и опасные условия работы, зарплаты горняков не просто остаются низкими — их покупательная способность стремительно снижается. Например, проведённая в январе индексация на 15 процентов оказалась намного ниже продовольственной инфляции, превысившей 20 процентов. Руководство компании пообещало учесть требования шахтёров, но никаких конкретных обязательств не дало. Следует уточнить, что «Казхром» принадлежит бизнесменам Александру Машкевичу, Патоху Шодиеву и Шухрату Ибрагимову, суммарное состояние которых превышает 5 миллиардов долларов.
В том же регионе бастовали сотрудники нефтяной компании «Батыс-Мунай», разрабатывающей месторождения Кумсай, Мортык, Жанажол. Главным требованием протестующих является двукратный рост зарплаты. Начальство пообещало провести поэтапное повышение выплат, после чего нефтяники вернулись к работе.
Не спадает рабочая активность в другом регионе на западе Казахстана — в Мангистауской области. С конца апреля там протестуют водители большегрузных автомобилей. Люди возмущены приказом министра энергетики, согласно которому значительно повышены предельные розничные цены на нефтепродукты. После этого стоимость бензина марки А-92 выросла со 182 до 205 тенге (с 33 до 37 руб.) за литр, а дизельного топлива — с 230 до 295 тенге (с 41 до 53 руб.) за литр. Помимо снижения цен на горючее, водители выдвинули другие требования. Среди них рост зарплат, принятие государством мер по борьбе с безработицей и повышением цен на продукты. Также протестующие возмущены ужесточением требований для получения допуска к осуществлению международных перевозок.
В городе Жанаозен тем временем продолжаются митинги жителей с требованием трудоустройства (на снимке). Недовольство подогревают результаты расследования, выявившего огромные хищения и нарушения при проведении тендеров в ведущих нефтегазовых компаниях. А ведь эти самые фирмы много лет отказывались повышать зарплаты и расширять штат, оправдываясь дефицитом средств! Местные власти, однако, встали на сторону бизнеса. Глава городской администрации Айбек Косуаков назвал требования граждан трудоустроить их в нефтяной сфере «нечестными и несправедливыми». Вместо этого он предложил людям пойти работать в сферу городского благоустройства, назвав тамошние зарплаты (от 140 тыс. тенге, или 25 тыс. руб.) вполне достойными.
В Уральске — административном центре Западно-Казахстанской области — акцию протеста провели водители и кондукторы городских автобусов. Их рабочая смена длится до 15 часов, однако условия труда ухудшаются. Зачастую работники вынуждены тратить собственные деньги на ремонт транспортных средств, а недавно руководство установило в автобусах датчики, фиксирующие входящих людей. То, что в час пик пассажиры вынуждены выходить из переполненного автобуса, пропуская других, начальство не волнует. Страдают от этого опять-таки водители. Владельцы транспортных предприятий пригрозили бастующим увольнением, но это только обострило конфликт.
А в Джамбульской области, на юге республики, рабочие обещают перекрыть стратегическую автотрассу Бишкек — Алма-Ата. Её ремонт ведётся турецкой фирмой-подрядчиком с начала прошлого года. Работы из-за постоянных задержек зарплаты, впрочем, выполнены только на 10 процентов. Задолженность превысила 500 миллионов тенге (90 млн руб.), однако в компании винят во всём министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, которое якобы не перечислило деньги. Чиновники же перекладывают вину на подрядчика, грозя расторгнуть контракт. «Крайними» оказались работники, угрожающие в случае невыплаты зарплаты объявить голодовку и закрыть дорогу для движения.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.