По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Гражданские конфликты продлевают могущество Запада. Провоцирование вражды в Ливии помогает завладеть её ресурсами. Обостряются интриги вокруг Туниса, а в Судане вспыхнула полномасштабная война.
Пешки большой игры
Ввергнув Ливию в катастрофу, зарубежные силы боятся восстановления единой, по-настоящему независимой страны. Их цель — бесперебойный вывоз углеводородов, для чего созданный хаос должен войти в некоторые рамки. Этим объясняются регулярно выдвигаемые планы урегулирования. Впрочем, они столь же регулярно проваливаются, оставляя нетронутыми причины кризиса, главная из которых — как раз внешнее вмешательство.
Автором очередной инициативы стал новый спецпредставитель генерального секретаря ООН Абдалла Батили, усадивший за стол переговоров базирующуюся на востоке Ливии Палату представителей и Высший государственный совет (ВГС) — консультативный орган из Триполи. Долгое время они находились в жёсткой конфронтации, но идеологические различия привычно отброшены ради выгоды. Сторонами создан так называемый объединённый комитет «6+6», который утвердил законодательную основу будущих выборов.
Принятые документы придутся по нутру не всем. Во-первых, участвовать в выборах разрешено действующим военным, что открывает двери для командующего Ливийской национальной армией Халифы Хафтара и его сына Саддама. Во-вторых, для организации голосования решено сроком на полгода сформировать «правительство единства». Его члены не смогут баллотироваться и сразу после проведения выборов должны передать полномочия новым органам власти.
Это прямой вызов контролирующему запад страны «правительству национального единства» (ПНЕ) во главе с Абдель-Хамидом Дбейбой. Оно было сформировано два года назад для организации выборов, а после их провала отказалось уходить в отставку. Палата представителей и ВГС обвиняют ПНЕ в нелегитимности и грабеже национальных богатств, однако Дбейба не собирается расставаться с властью. 6 июня он объявил о создании национального агентства резервных сил, которое объединит многочисленные ополчения, а фактически банды, наводнившие страну после свержения Каддафи. То, что ПНЕ рано списывать со счетов, подтверждается разногласиями в стане его противников. Ряд членов Палаты представителей и ВГС отвергли последние договорённости. Источники сообщают о закулисных переговорах Дбейбы и Хафтара, связывая с ними отставку Фатхи Башаги — главы параллельного правительства, назначенного Палатой представителей.
Эти комбинации вызваны интригами внешних игроков. Американский госдепартамент недавно опубликовал свою новую стратегию в отношении Ливии. Без зазрения совести констатировав, что «после падения режима Каддафи страна столкнулась с расколом и ожесточённым конфликтом», дипломаты призвали к построению «новой демократической Ливии, сотрудничающей с международным сообществом». Для этого должно быть создано единое правительство с единым аппаратом безопасности. В качестве такового США, судя по всему, видят кабинет Дбейбы. На это указывают визиты в Триполи директора ЦРУ Уильяма Бёрнса, делегаций госдепартамента и Пентагона. Контакты используются для расширения экономического присутствия. Американские компании Halliburton и Honeywell получили разрешение на разработку месторождения Аль-Дхара и строительство нефтеперерабатывающего завода.
А вот Хафтара, тесно связанного с Палатой представителей, в Вашингтоне обвиняют в связях с российской ЧВК «Вагнер» и во вмешательстве в суданский конфликт. В этом же ключе выдержана статья в американском журнале «Ньюсуик». Её авторы уличили Китай в «недопустимом вмешательстве», под которым понимается помощь в развитии транспорта и другой инфраструктуры. Заявив, что Пекин предпочитает иметь дело с Хафтаром и другими представителями «восточных» властей, издание требует от Белого дома активных действий. Иначе США могут потерять влияние в «ключевой стране».
Не отстают и другие страны. Франция традиционно делает ставку на Хафтара, недавно предложив помощь в подготовке Ливийской национальной армии. В то же время спецпредставитель президента Поль Солер провёл встречу с Дбейбой. Не складывать яйца в одну корзину предпочитают и власти Италии. В начале года Ливию посетила премьер-министр этой страны Джорджа Мелони. Результатом стало соглашение с ПНЕ на 8 млрд евро о разработке месторождений природного газа и о его экспорте в Италию. Тем самым Рим хочет заместить российское топливо. Большую помощь в этом оказал Алжир, чья доля в обеспечении Италии газом выросла за год с 11 до 34 процентов, но этого недостаточно. Ещё один важный для Рима вопрос — миграционный поток, сильно выросший за последний год.
Чтобы сделать Дбейбу более сговорчивым, ему обещана помощь в обучении и оснащении вооружённых сил и другие преференции. Этот вопрос обсуждался во время визита главы ПНЕ в Италию. Но перед этим в Риме побывал фельдмаршал Хафтар, которому был оказан не менее тёплый приём. Ради прибыли буржуазия готова на любые увёртки.
Апофеоз популизма
Тунис — ещё один пример того, что Запад рассматривает права человека и демократию исключительно с утилитарной точки зрения. Напомним: президент Каис Саид установил единоличное правление. Распустив коалиционное правительство и парламент, он заменил их «ручными» органами. На несогласных обрушились репрессии. За последнее время арестованы десятки оппозиционных политиков, журналистов, профсоюзных активистов.
Однако протесты не прекращаются. Среди их организаторов — марксистско-ленинская Рабочая партия и Всеобщий союз тунисских трудящихся. «Мы не допустим подавления свобод, в Тунисе не будет тирании. Мы отвергаем ночные облавы на дома активистов и запугивание их семей», — заявил глава этой крупнейшей профсоюзной организации Нуреддин Табуби. Недовольство подогревается экономическими проблемами. Инфляция побила сорокалетний рекорд, безработица за первый квартал этого года увеличилась с 15,2 до 16,1 процента. Из-за засухи введены ограничения на подачу воды, но сельское хозяйство всё равно несёт потери. Урожай зерновых, превысивший в прошлом году 700 тыс. тонн, теперь, по прогнозам, снизится до 200 тыс. Не видя будущего в родной стране, люди бегут за рубеж. Доля тунисцев среди прибывших в Италию беженцев выросла с 4 до 18 процентов. В этом печальном рейтинге страна вышла на второе место после Ливии.
В попытках удержать власть Саид прибегает к хитрым манёврам. Осенью власти заключили сделку с МВФ, согласившись урезать зарплаты в госсекторе, субсидии на продукты питания и топливо, приватизировать десятки предприятий. Это вызвало массовое недовольство. После очередной волны протестов президент неожиданно сменил риторику. «Я не буду подчиняться внешнему диктату! — возгласил он. — Общественный мир — это не игра!» Вот только изменять бюджет, в который заложено сокращение субсидий, никто не стал, а в офисе МВФ сообщили, что не получали запросов на пересмотр соглашения. Уже после пафосных речей Саида министр экономики и планирования Сами Сайед побывал в США, где встретился с руководством финансовых институтов. «У тунисского правительства нет альтернативы соглашению с МВФ», — заявил он, сообщив также о переговорах со Всемирным банком о кредите на 520 млн долларов.
Не брезгуют власти и разыгрыванием националистической карты. По утверждению Саида, нелегальная иммиграция направлена на превращение Туниса «в чисто африканскую страну, потерявшую связи с арабскими и исламскими нациями». Таков, уточнил он, план неких внешних сил и оппозиции. Это вызвало нападения на чернокожих жителей.
Такие же уловки применяются во внешней политике. Власти намекнули на планы присоединения к БРИКС, отвергли установление дип-отношений с Израилем и признание Западной Сахары частью Марокко. Вместе с тем Саид посетил саммит «США — Африка», с 17 мая по 6 июня в стране прошли тунисско-американские учения «Африканский лев». Отказавшись требовать извинений от Франции за колониальное господство, президент одобрил проведение в стране саммита международной организации франкоязычных государств.
В июне в Тунисе побывал целый десант с участием глав правительств Италии и Нидерландов — Джорджи Мелони и Марка Рютте, а также главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Гости предложили «всеобъемлющий пакет сотрудничества», направленный на совместный контроль за миграцией, проекты в энергетике и т.д. В случае согласия страна получит более 1 млрд евро. Для Мелони это уже второй визит за месяц. Как и в случае с Ливией, она не скупится на щедрые обещания, посулив, например, 700 млн евро на развитие социальной сферы.
Суданские мясники
Рассчитанные на жадность местных элит, эти «дары данайцев» могут принести лишь закабаление и жестокие конфликты. Так произошло в Судане. В конце 2018 года страну охватило восстание против диктатуры Омара аль-Башира. К апрелю следующего года положение режима стало безвыходным. В столице — Хартуме сотни тысяч человек начали бессрочный протест, на местах власть брали комитеты сопротивления с активным участием Суданской компартии (СКП).
В этих условиях правящий класс принёс президента в жертву. Ключевую роль в перевороте сыграли армия и Силы быстрого реагирования (СБР). Эта структура выросла из арабского ополчения «Джанджавид», подавлявшего восстание негроидного населения в регионе Дарфур. Конфликт, унёсший жизни 300 тыс. человек, вошёл в число самых жестоких войн последних десятилетий. Особо зловещую роль сыграл «Джанджавид», занимавшийся этническими чистками. В 2013 году отряды ополченцев были преобразованы в СБР и стали выполнять наиболее грязную работу на службе режима. Они подавляли протесты и нанимались для конфликтов за рубежом. В Йемене СБР сражались против движения хуситов на стороне Саудовской Аравии, в Ливии поддержали войска Хафтара.
Переворот привёл к власти переходный военный совет во главе с командующим армией Абдель Фаттахом аль-Бурханом и лидером СБР Мухаммедом Хамданом Дагало, известным также как Хамидти. Однако ряд сил, включая коммунистов, требовали перехода к гражданскому правлению. В ответ в июне 2018 года отряды СБР разгромили палаточный городок в Хартуме. Жертвами расстрелов и последующих расправ стали более 120 человек. Либеральные партии после этого пошли на сговор с хунтой, при посредничестве Запада добившись создания правительства, но армия в союзе с СБР распустила и его. Назначенное на апрель этого года подписание нового соглашения с либеральным лагерем сорвалось из-за разрыва аль-Бурхана с Хамидти. В конфликте уже погибли тысячи человек, два миллиона стали беженцами.
Коммунисты, давно предупреждавшие о неизбежности столкновения, называют его причинами борьбу за власть и ресурсы, добавляя, что за каждой из сторон стоят зарубежные силы. Действительно, армейская верхушка и главари СБР подчинили большую часть экономики, причём последние контролируют добычу золота — главного экспортного товара страны. Армию поддерживают Египет и Саудовская Аравия, а СБР опирается на помощь ОАЭ, войск Хафтара, Эфиопии и Эритреи. Есть информация об участии на стороне Хамидти инструкторов ЧВК «Вагнер». Общий интерес заключается в добыче золота.
США формально сохраняют нейтралитет, однако именно они несут ответственность за ситуацию. Все четыре года Вашингтон закрывал глаза на преступления хунты, оказав ей помощь на сотни миллионов долларов. Мотив был прост — экономическое и военное присутствие в пику Китаю и России. Кроме того, США проталкивали установление Хартумом отношений с Израилем.
Коммунисты призывают демократические силы мобилизоваться для создания широкого фронта, прекращения войны и иностранного вмешательства. Партия требует передать государству все захваченные силовиками активы, распустить СБР и наказать виновных в бесчинствах. «Судан продолжит борьбу за создание суверенного демократического государства, в котором власть и богатства страны будут принадлежать народу», — говорится в обращении СКП. За свою принципиальную позицию коммунисты сталкиваются с террором. Отряды Хамидти захватили их штаб-квартиру в Хартуме, ранее был арестован генеральный секретарь партии Мухаммед Мухтар аль-Хатиб. Но СКП не сдаётся, обещая продолжать борьбу в союзе с комитетами сопротивления.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.