Властителям центральноазиатских стран неймётся прославиться на весь мир. Но, не будучи способны сделать это за счёт повышения уровня жизни населения, они прибегают к невообразимым с точки зрения здравого смысла проектам. В Туркмении за миллиарды долларов построен город Аркадаг, в Киргизии заложен «город будущего» Асман.
Вот уже десятилетия ненавистники Советской власти ставят ей в вину плановую или, как они любят говорить, «командно-административную» экономику. Из-за этого якобы сковывалась инициатива, тормозился научно-технический прогресс, а люди страдали из-за дефицита и прочих «ужасов». Время оказалось хорошим судьёй: за тридцать с лишним лет следования «свободному рыночному курсу» постсоветские страны не увидели даже толики тех успехов, которых добились когда-то коммунисты. Истинными же причинами злобы являются, во-первых, зависть, а во-вторых, тот факт, что при социалистической системе были невозможны те масштабы воровства и самодурства, которые пышным цветом расцвели после 1991 года.
Символом указанных признаков современной эпохи выступают сомнительные «мегапроекты». Они осуществляются, несмотря на тяжёлое социально-экономическое положение, и становятся гигантскими «кормушками» для приближённых к власти лиц. Примером этого стал открытый 29 июня в Туркмении город Аркадаг (на снимке). Он строился почти пять лет, и только первая очередь его возведения обошлась казне в 3,3 миллиарда долларов. Дата торжественной церемонии была выбрана не случайно: в этот день отмечалось 66-летие Гурбангулы Бердымухамедова. Передав полномочия своему сыну Сердару, он остался главой «народного совета» («Халк маслахаты») и был наделён титулами «национального лидера» и «аркадага» («покровителя»). Именно с этим и связан выбор названия нового города.
То, что экс-президент решил таким образом увековечить собственную персону, подчёркивалось всеми возможными способами. Торжества под руководством Сердара Бердымухамедова (отец решил встретить день рождения, совершая хадж в Мекке) начались у памятника Акхану — любимому коню национального лидера. Высота монумента превышает 30 метров, животное изображено вставшим на дыбы и попирающим земной шар с одной-единственной страной — Туркменией. Далее церемония переместилась на центральную площадь, где на 115-метровом флагштоке было поднято туркменское знамя. Кульминацией мероприятий стало открытие памятника самому Гурбангулы Бердымухамедову. Скульптурное изображение выполнено из золота, экс-президент восседает всё на том же ахалтекинском скакуне. Высота памятника — 43 метра. Похожий монумент, правда, в два раза ниже, ранее был установлен в Ашхабаде.
Не забыл «аркадаг» и про свою родню. В честь его деда названо педагогическое училище, а память двоюродного деда увековечена в названии международной академии коневодства. К открытию города начал вещание телеканал и вышел первый номер газеты. Оба, как уже мог догадаться читатель, названы «Аркадаг». Представлять населённый пункт будет и футбольный клуб с аналогичным названием. Созданный в апреле нынешнего года, он не потерпел ни одного поражения и лидирует в национальном первенстве.
Не исключено, что следующей причудой бывшего президента станет перенос в Аркадаг столицы страны. Намёки на это уже появляются. Город строился как административный центр Ахалского велаята (области), однако перед открытием получил — первым и единственным в истории республики — статус «города государственного значения». Обращает на себя внимание и передовой характер Аркадага, отличающий его от Ашхабада. «Город воплощает в себе всё самое новое и прогрессивное, что есть в мировой градостроительной и инженерно-технической мысли», — написало государственное издание «Туркменистан — Золотой век». Как сообщается, обеспечивать жителей электроэнергией будут ветрогенераторы и солнечные батареи, общественный транспорт составят электробусы и электротакси, повседневную жизнь облегчат «умные» парковки, «умные» автозаправки, «умные» светофоры и даже «умные» мусорные баки, подключённые к полностью цифровизованной коммунальной системе.
Обслуживая патологически гипертрофированные амбиции, все эти дорогостоящие причуды не имеют отношения к интересам простых людей. В новом городе не создано ни одного промышленного предприятия, и чем будут заниматься 70 тысяч жителей, до сих пор непонятно. Зато «простым смертным» «милостиво» позволили быть причастными к открытию Аркадага: тысячи студентов и работников бюджетных организаций неделями репетировали на сорокаградусной жаре, а 29 июня участвовали в театрализованных представлениях и просто создавали массовку для помпезного мероприятия.
Ещё более фантастический прожект представлен руководством Киргизии. 30 июня президент Садыр Жапаров заложил капсулу под строительство города Асман (в переводе — «небо»). В своей речи глава республики с упоением расписывал, какие горизонты открывает перед страной это событие. По его словам, Асман станет движущей силой прогресса, «принося пользу каждому гражданину и способствуя общему росту экономики». Каким образом это будет достигнуто, правда, пока неизвестно. Подразумевается, что в Киргизию придут некие иностранные инвесторы, которые не просто с нуля построят огромный город, но и как-то извлекут из этого прибыль. Президент намекнул, что Асман сможет стать «финансовым хабом, соединяющим Восток и Запад, Север и Юг», используя своё расположение в курортной зоне, но смысловой туман это не рассеяло.
По плану, город раскинется на площади более 4 тысяч гектаров в пустынной местности в северо-западной части Иссык-Кульской области. Его население составит 700 тысяч жителей, что намного больше населения всего указанного региона. Ещё больше вопросов вызывает финансирование проекта. По предварительным оценкам, стоимость строительства составит 20 миллиардов долларов. Это свыше двух годовых ВВП страны и пять годовых бюджетов. Возникает вопрос, какие иностранные бизнесмены согласятся вкладывать такие средства в город, расположенный в стороне от международных транспортных коридоров. Пока известно только об одном инвесторе. С южнокорейской компанией Promise Land подписано соглашение на 1 миллиард долларов на строительство части домов для Асмана.
Картина становится ещё более сюрреалистической, если принять во внимание тяжёлую ситуацию в экономике. Энергетический кризис заставляет Бишкек закупать всё больше электричества за рубежом, промышленное производство переживает стагнацию, увеличивается инфляция. Если в апреле рост цен составил 10,7 процента в годовом исчислении, то в мае — уже 11,3 процента. Огромные сложности создаёт износ инфраструктуры, созданной в советское время. Как уже писала «Правда» (см. номер от 15 июня с.г.), это привело к серьёзному дефициту питьевой воды. Однако решению действительно острых проблем власти предпочитают невнятные замыслы, наверняка скрывающие желание некоторых лиц крупно поживиться.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.