По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Татьяна Офицерова
Как ни пытались либералы опорочить советскую систему планирования, жизнь доказывает её неоспоримые преимущества, а порой и безальтернативность. История с так называемым северным завозом — тому подтверждение. Четверть века пытались жить по принципу «куда кривая вывезет», но в итоге обратились к советскому опыту: 20 июля Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о северном завозе, неотъемлемым элементом которого стало планирование.
Говоря простым языком, северный завоз — это система снабжения удалённых и труднодоступных территорий Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока с ограниченным сроком доставки грузов. Эти районы раскинулись на 11 миллионах квадратных километров в 25 субъектах Федерации, где расположены 70 городов и полторы тысячи малых населённых пунктов. От того, как организована доставка сюда грузов, зависят, в буквальном смысле слова, жизни трёх миллионов человек, населяющих эти суровые края. Коротким северным летом надо успеть сделать годовой запас топлива, продовольствия, лекарств, промышленных товаров. В некоторые районы доставить товары можно только в течение нескольких недель в году.
Большие расстояния, суровые климатические условия, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры и собственного производства большинства необходимых для людей и экономики товаров — всё это создаёт трудности в обеспечении Севера. В советские годы, когда северный завоз был централизованным, система планирования работала слаженно и без перебоев. Но в 1990-е всё пошло в распыл — началась межведомственная разобщённость, произошло разделение функций между государством и рынком, а государственные полномочия по доставке грузов практически полностью перешли на региональный уровень с частичным финансированием за счёт федеральных трансфертов.
В 1999 году была предпринята попытка упорядочить северный завоз с помощью закона, проект которого подготовил Совет Федерации. Но этот законопроект сумел преодолеть только первое чтение в Госдуме, а затем был отклонён.
Отсутствие координации действий участников северного завоза, меняющиеся климатические условия часто становятся причинами перебоев в поставке товаров. Северный завоз всё чаще походит не на планомерную системную работу, а на авральную спецоперацию. То суда на мель сядут, то окажутся в ледяном плену, то автозимники вовремя не откроют, из-за чего жители северных посёлков сидят до весны на голодном пайке. В 2013-м в Якутии из-за срыва северного завоза чуть было не случились голодные бунты. Тогда на помощь пришли МЧС и минобороны.
2021 год тоже выдался нелёгким. Порты Приморского края, столкнувшиеся с дефицитом судов, не справлялись с потоком грузов. В это же время свыше 20 судов застряли в водах Северного морского пути, образовав пробку. Чиновники не сразу смогли разрулить, в какой очерёдности обеспечить проход судов. Причиной создавшейся ситуации называли разделение полномочий между атомной государственной корпорацией и министерством транспорта по вопросам контроля. Эти случаи окончательно доказали, что сложившаяся система управления полностью зашла в тупик, нужно срочно её менять.
В декабре 2021-го на Президиуме Совета законодателей комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, возглавляемый коммунистом Николаем Харитоновым, поднял вопрос о необходимости принятия закона о северном завозе. Эта инициатива была поддержана на всех уровнях, начиная от президента и заканчивая регионами. Началась большая работа по подготовке законопроекта.
При минвостокразвития была создана экспертная группа, куда вошли депутаты Государственной думы от Якутии, в том числе член фракции КПРФ Пётр Аммосов. Именно на Якутию приходится около 55% всего северного завоза. Лидер фракции коммунистов Геннадий Зюганов, придавая огромное значение будущему закону в освоении и развитии сибирских, дальневосточных и северных территорий, с первого дня работы над законопроектом внимательно следил, как идёт его подготовка, принимал активное участие в обсуждении концепции на совместном заседании профильного комитета Госдумы и министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, в расширенном совещании с представителями федеральных министерств и ведомств, региональных законодательных и исполнительных органов власти и депутатов Госдумы, а также присутствовал при презентации законопроекта до его внесения в правительство. Законопроект обсуждался и на специальной отраслевой сессии Восточного экономического форума.
Ежегодно по программе северного завоза в удалённые и труднодоступные территории сегодня доставляется 3,2 млн тонн грузов на сумму 87 млрд рублей. В товарной структуре северного завоза 97% приходится на топливо.
Чем длиннее путь, тем выше стоимость товаров. Из-за длительных сроков доставки и сложной логистики цены на прилавках магазинов северных регионов на социально значимые продовольственные товары (хлеб, молоко, мясо, овощи) в 2—2,5 раза выше среднероссийских. Бывает, что по пути из пункта отправки в пункт назначения товар дорожает в 10—11 раз и доставка в итоге составляет 90% стоимости товара. По предварительным оценкам экспертов, принятие законопроекта позволит на первом этапе снизить стоимость товаров жизнеобеспечения на полках северных магазинов в среднем на 15%, одновременно повысив надёжность поставок.
Наиболее дешёвый путь доставки грузов — по рекам. В советские годы с юга на север по сибирским водным магистралям тянулись длинные вереницы судов. Сейчас многие реки обмелели. При обсуждении в марте этого года законопроекта о северном завозе в первом чтении депутат от Республики Коми коммунист Олег Михайлов спросил главу минвостокразвития Алексея Чекункова: предусмотрены ли законопроектом дноуглубление, восстановление системы очистки северных рек, судоходство на которых сегодня затруднено? Так, летом 2021 года суда не могли пройти по Печоре, соединяющей Республику Коми и Ненецкий автономный округ, из-за её обмеления. Министр сообщил, что до 2026 года по предложениям субъектов Федерации должны быть сформированы опорные сети транспортной инфраструктуры, объекты которой будут на 100% обеспечиваться бюджетным финансированием. Ассигнования могут направляться в том числе и на дноуглубление рек.
Законопроект возвращает северный завоз к централизованной системе управления с распределением полномочий по его организации и осуществлению между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, предусматривает государственные и муниципальные меры поддержки, предполагает снятие инфраструктурных ограничений и создание Федеральной государственной информационной системы мониторинга снабжения северных территорий. Единым федеральным координатором северного завоза определено министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Правительство должно выбрать единого морского оператора, который будет обеспечивать регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Срок его полномочий составит 15 лет, а дату начала полномочий также определит правительство, но она должна быть не позднее 1 января 2026 года. Кроме того, в проекте закона даны критерии отнесения муниципальных образований к территориям северного завоза.
Для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки грузы разделены на три категории. К первой категории относятся товары, необходимые для жизнеобеспечения населения и стабильной работы организаций социальной сферы, ЖКХ и энергетики, а также специализированные продукты лечебного питания; ко второй — грузы для государственных и муниципальных нужд; к третьей — все остальные. На закупку грузов первой категории будут предоставляться субъектам Федерации бюджетные кредиты, а перевозка грузов первой и второй категорий единым морским оператором будет возможна по льготным тарифам и в приоритетном порядке основными видами транспорта. Документ внедряет единый механизм планирования северного завоза грузов первой и второй категорий на трёхлетний период.
Ко второму чтению были подготовлены поправки, согласованные с участниками экспертной группы. Важная новелла касается возможности государственного регулирования цен на товары, реализуемые на территориях северного завоза, и тарифов на услуги оператора.
Законопроект принят Госдумой единогласно. «Исторический момент состоялся», — провозгласил Николай Харитонов. Закон вступит в силу 1 апреля 2024 года.
В часе заявлений по актуальным вопросам на пленарном заседании Госдумы 20 июля от фракции КПРФ выступил заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Георгий Камнев.
21 июля Госдума приняла в окончательном чтении законопроект «О налоге на сверхприбыль». Ни на одном этапе рассмотрения этой правительственной законодательной инициативы фракция КПРФ не поддержала её, хотя ряд замечаний, сделанных коммунистами, были учтены. Предлагали коммунисты освободить от нового налога предприятия, вложившие прибыль в перевооружение и импортозамещение, такие поправки внесены. Согласились правительство и парламентское большинство и с тем, что закон о налоге на сверхприбыль и изменения в Налоговый кодекс необходимо рассматривать пакетом. Так и сделали. Но, по большому счёту, суть законопроекта не изменилась.
Евгений Бессонов и Николай Коломейцев объяснили, почему фракция КПРФ не стала голосовать. Нельзя облагать бизнес налогами задним числом, так как это подрывает авторитет государства, заметили депутаты. В результате принятия закона планируется дополнительно получить в бюджет 300 миллиардов рублей. При этом под действие налога не подпадают ни нефтяные компании, ни предприятия гидроэнергетики и атомной энергетики, ни Газпром, ни банки, ни сетевая торговля — все те, у кого сверхприбыли зашкаливают. Банки только за первый квартал 2023 года получили прибыль в объёме 800 миллиардов рублей. А состояние российских миллиардеров за этот период увеличилось на 16 миллиардов долларов. Газпром, прикидывая, куда бы потратить бешеные доходы, изъявил желание стать генеральным спонсором хорватской футбольной команды «Хайдук», положив ей годовой бюджет в 30 млн евро.
Что предлагают коммунисты? Не повышать ключевую ставку Центробанка. Проводить валютную выручку через государственные структуры, чтобы она не оставалась за границей (в минувшем году 260 миллиардов долларов вывезено из страны). Обложить налогом вывозимые дивиденды. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. И поддерживать не сырьевые компании, банки и торговлю, а село и обрабатывающую промышленность. КПРФ на протяжении многих лет добивается принятия бюджета развития, где доходная часть была бы выше в разы. При грамотном и беспристрастном подходе госказна может получить не 300 миллиардов, а триллионы. Была б на то у правительства и «Единой России» политическая воля! Но её нет и никогда не будет.
Выступление Георгия КАМНЕВА на пленарном заседании палаты 20 июля
В нашей стране проходит большой избирательный цикл, и он завершится не выборами, которые пройдут в сентябре этого года, а выборами президента. Сейчас, на наш взгляд, самое время поговорить об избирательном законодательстве.
Это важно потому, что наша страна ведёт «гибридную войну» с Западом, подразумевает не только военные действия на поле боя, не только военные сражения, но также и социальные технологии. Одна из главных социальных технологий, которую они продвигают, — это «цветные революции», когда агрессивное меньшинство пытается навязать своё мнение абсолютному большинству граждан. Эту грязь пытались принести и в нашу страну.
Практически все «цветные революции» свершались сразу после выборов. Население стран накачивали, что выборы нечестные, несправедливые, самых сильных кандидатов не допускают, нет равноправия среди кандидатов и так далее. Вообще, ради справедливости стоит отметить, что некоторые страны и сами давали повод для таких событий.
Насколько наше законодательство соответствует высоким демократическим стандартам? Я бы хотел обратить внимание на пять основных пунктов. Первый — формирование участковых избирательных комиссий. Именно в участковых избирательных комиссиях происходит голосование избирателей, именно там ведётся подсчёт голосов. Это один из важнейших элементов всего избирательного процесса.
В этом году, в начале лета, завершилось формирование участковых избирательных комиссий по всей стране. Впервые тысячи представителей нашей партии не попали в состав участковых избирательных комиссий. Это массовое нарушение прав. Ещё весной Центральная избирательная комиссия приняла постановление, согласно которому территориальные комиссии могут отказывать партиям в том, чтобы они направляли своих представителей. На каком основании? А списка оснований вообще не существует. Просто по собственному усмотрению.
У нас есть ответ Центральной избирательной комиссии о том, что нашим кандидатам отказывали, например, по причине того, что наш кандидат живёт от избирательного участка на расстоянии 12 километров, а тот человек, которого включили, — на расстоянии 5 километров.
В прошлом году был вообще исключён такой очень важный институт, как «члены комиссии с правом совещательного голоса». Сейчас нас лишили ещё и членов комиссии с правом решающего голоса. Безусловно, мы будем бороться с этим произволом.
Второе — это выдвижение кандидатов. В прошлом году парламентское большинство приняло поправки в закон, дающие право избирательной комиссии запрашивать вообще какие угодно документы у партии, которая выдвигает кандидатов. Причём делается это произвольно. У кого-то они могут вообще ничего не спросить, а у кого-то, как у нас, например, они запрашивают в том числе и те документы, которые даже не относятся к избирательному процессу. Наказание за непредоставление этих документов только одно — отказ в регистрации кандидатов. Что это, как не узаконенный произвол?!
Третье — это агитационный период. В нашем законодательстве очень тонкая грань между тем, что такое агитация и что такое информирование избирателей. Прямо сейчас в Иркутской области проходит автопробег, организованный КПРФ. Он ежегодный, традиционный, ничего в этом особенного нет. Но в этом году там также состоятся выборы в Законодательное собрание. И избирательная комиссия предупредила наши региональные отделения о том, что если в ходе этого мероприятия будут продемонстрированы флаги нашей партии, то это будет считаться агитацией. Не раздача агитационных материалов, не призывы голосовать, а просто демонстрация партийной символики будет считаться агитацией. А то, что представители «партии власти» не сходят с телевизионных экранов, считается информированием избирателей.
По сути, сегодня существует запрет на встречу депутатов с избирателями: необходимо подавать заранее уведомление о том, что будет публичное мероприятие. И нам, например, очень часто отказывают в проведении встреч с избирателями. Представители же «партии власти» спокойно проводят так называемые праздники двора и тому подобные.
Также нашим кандидатам не дают выдвинуться, допустим, в губернаторы, поскольку необходимо собрать «муниципальный фильтр». Вот мы — парламентская партия, за нас голосуют миллионы наших избирателей каждый год, но мы должны упрашивать территориальную районную избирательную комиссию, чтобы наших представителей включили в состав УИК, а также просить других депутатов, чтобы наши кандидаты были выдвинуты на выборы губернатора. Это абсолютно узаконенный произвол!
Четвёртое — это дни голосования. Трёхдневное голосование было введено, когда у нас была пандемия, и это обо-сновывалось тем, что нельзя допускать скопления на одном избирательном участке большого числа людей. Пандемии уже нет. Давайте вернём Единый день голосования. Мы не говорим уже о том, что происходит с бюллетенями в ночь с пятницы на субботу, с субботы на воскресенье, когда у сейфов, где хранятся бюллетени для голосования, вываливается дно, что там делают с сейф-пакетами и так далее.
Ещё один очень важный момент. На избирательном участке, по сути, сегодня запрещена видеосъёмка. Теперь вести видеосъёмку могут только журналисты, а если, например, наблюдатель будет снимать, как вбрасывают бюллетени, или фиксировать на камеру другое нарушение на избирательном участке, то эту видеозапись могут даже не принять в суде, потому что она сделана незаконным способом. Для того чтобы вести видеосъёмку, нужно иметь удостоверение журналиста и заранее подавать уведомление. Что это, как не узаконенный произвол?!
Пятое — это дистанционное электронное голосование, когда мы не можем вообще никак верифицировать те данные, которые нам даёт экран компьютера. Утром говорят: результаты вот такие. И проверить их невозможно, так как нет системы наблюдения, нет системы контроля за дистанционным электронным голосованием.
Наш лидер, Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов, неоднократно говорил о том, что избирательная система срочно нуждается в ремонте. Мы предложили принять новый Избирательный кодекс, который устраняет все указанные недостатки в избирательной системе и делает выборы прозрачными и равноправными.
Мы неоднократно слышали о том, что демократия — это прежде всего процедуры, нормы и правила. Но в избирательном законодательстве сегодня процедуры абсолютно непрозрачные, нормы действуют выборочно, а правила вообще не установлены, потому что они меняются ежегодно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.