Его песни пела вся страна

Его песни пела вся страна

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Руслан Семяшкин

Поэт-трибун, поэт-большевик, поэт-борец… Первый песенник необъятной страны рабочих и крестьян. «Марш весёлых ребят», «Как хорошо на свете жить!», «Песня о Родине», «Лейся, песня моя!», «Москва майская», «Я на подвиг тебя провожала», «Песенка о капитане», «Весёлый ветер», «Песня о Волге», «Молодёжная», «Песенка водовоза», «Песня трактористов», «Идём, идём, весёлые подруги», «Если завтра война…», «Священная война», «Незримая рана», «Гвардейский марш», «Песня девушек-бойцов», «Только на фронте», «Песня о Сталинграде», «Родная русская земля», «Вечная слава героям», «На лодке», «Закаляйся!», «В Москве за Калужской заставой» — эти песни навсегда стали неотъемлемыми символами грандиозной советской эпохи. Эпохи величайших преобразований, свершений и побед, представить которую без боевой поэзии и песен Василия Лебедева-Кумача, 125-летие со дня рождения которого приходится на 5 августа текущего года, никак не представляется возможным.

Было время, когда песни Василия Ивановича Лебедева-Кумача по просторам Страны Советов звучали неумолчно. Их знали и любили миллионы советских граждан.

Героическая, вдохновенная, полнокровная песенная поэзия Лебедева-Кумача, бывшая неразрывной частью всей величайшей советской культуры, чрезвычайно действенно гармонизировала с жизнерадостными чувствами народа-творца, выражала его волю, веру и силу, помогала бурному созидательному творчеству строителей нового справедливого общества, возвеличивала деяния человека-созидателя, искренне стремившегося к достижению самых благородных целей.

Глубоко народные, по-большевистски целеустремлённые песни Лебедева-Кумача не только по-настоящему радовали советских граждан, но и сплачивали их. «Я помню, — рассказывал кинорежиссёр, народный артист СССР Григорий Александров, — на стахановском совещании в Кремле, после пролетарского гимна «Интернационал», весь зал стихийно, не сговариваясь, запел «Легко на сердце от песни весёлой…» Пели и стахановцы, и гости, и члены правительства одним мощным многоголосым хором».

Потому-то и неудивительно, что при жизни Сталина, которого Лебедев-Кумач не уставал упоённо воспевать, многие строки творений поэта-песенника заслужили всенародное признание и звучали как духоподъёмные лозунги:

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

*

Молодым — везде у нас дорога,

Старикам — везде у нас почёт.

*

Как невесту, Родину мы любим,

Бережём, как ласковую мать!

(«Песня о Родине»)

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

(«Только на фронте»)

Но не только в Советском Союзе хорошо знали и любили творения этого поэта-бойца, сына московского сапожника-кустаря, ставшего благодаря удивительному, рождённому и выпестованному в самой гуще народной таланту пионером в деле написания массовых песен, объединявших и сплачивавших миллионы. Слава Лебедева-Кумача как-то сразу, без особых усилий, перешагнула и за рубежи социалистической Родины. Его песни в одночасье запели в странах народной демократии, во Франции и в Америке, в других буржуазных государствах, так как абсолютное большинство из этих песенных сочинений было проникнуто братской любовью и солидарностью к трудящимся всего мира. Недаром же проходивший в 1937 году в Лондоне Конгресс мира и дружбы с СССР единодушно завершался под «Марш весёлых ребят».

А с каким подъёмом исполнял свою любимую песню «Широка страна моя родная» всемирно известный американский негритянский певец и прогрессивный общественный деятель, лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» Поль Робсон! К слову, эту песню выразительно исполняли и многие другие мировые знаменитости. Пели её, наряду с иными лучшими песнями поэта, также и делегаты всемирных конгрессов и форумов сторонников мира, фестивалей молодёжи и студентов, видевших в Советском Союзе самый мощный оплот мира и дружбы народов всего земного шара.

Широкому распространению песен Лебедева-Кумача в значительной мере поспособствовало и звуковое кино. Десятки его самых популярных песен впервые прозвучали в таких известнейших и горячо любимых народом кинокартинах, как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Богатая невеста», «Вратарь». Посему и громкий успех, сопутствовавший этим фильмам, был напрямую связан с именем Лебедева-Кумача, семнадцать лет в тесном сотрудничестве с режиссёром Г. Александровым, а также его коллегами И. Пырьевым,

С. Тимошенко, В. Вайнштоком и другими, создававшими патриотические кинофильмы. Всеобщая же популярность кинолирики поэта, считавшего работу для кино большой честью, оказывавшейся ему самыми маститыми представителями этого важнейшего вида искусства, объяснялась её непосредственностью, живой образностью, душевной взволнованностью, родственно близкими чувствам миллионов советских людей.

Песенное творчество Лебедева-Кумача, естественно, нуждалось и в музыкальном обрамлении. И следует сказать, что облекать его стихи в богатую музыкальную оправу брались действительно замечательные советские композиторы. Содружество Василия Ивановича с Исааком Дунаевским, Александром Александровым, Матвеем Блантером, Константином Листовым, братьями Покрасс, Юрием Милютиным, Анатолием Новиковым, Василием Соловьёвым-Седым, Никитой Богословским было необычайно плодотворным. Песни, рождённые совместно с этими мастерами, давным-давно вошли в золотой фонд отечественного песенного искусства. И, что самое главное, их до сих пор исполняют на больших и малых сценах, поют в дружеских компаниях. Собственно, это и неудивительно, ведь они не растеряли своей привлекательности, звучности, мелодики, лиричности, смысловой выразительности и сегодня, во времена совершенно иные, кардинально отличающиеся от тех, в которых песни авторами задумывались и создавались.

Вообще же исключительное значение простой и предельно ясной песни Лебедева-Кумача заключалось в том, что он сумел, существенно расширив традиционные песенные границы, придать ей необходимую мобильность, сделав её политически нацеленной, боевитой, наступательной, призывной, способной вести за собой. Дышавшая животворным советским патриотизмом, выражавшая мысли и стремления народа — песня была поставлена поэтом на службу родному государству, его партии большевиков, с которой он, вступив в её ряды в 1939 году, и связывал настоящее и будущее огромной страны, воспевание успехов которой он и считал своим первейшим гражданским долгом.

А об искренней преданности Лебедева-Кумача самой партии, разумеется, убедительно повествовали его оптимистичные и жизнеутверждающие стихи. Самыми же известными, бесспорно, стали слова, которые поэт в 1940 году вложил в свой величественный «Гимн партии большевиков», увы, практически семь десятилетий находящийся под пеленой забвения.

Великой Отчизны свободные дети,

Сегодня мы гордую песню поём

О партии, самой могучей на свете,

О самом отважном отряде своём.

Славой овеяна,

Волею спаяна,

Крепни и здравствуй во веки веков,

Партия Ленина,

Партия Сталина —

Мудрая партия большевиков!

Искренне восхищался поэт и гением Ленина. Беспредельно верил он и в великого Сталина. Им он посвящал глубокие, наполненные уверенностью в торжестве их бессмертных идей и дел строки. Мне же в связи с этим представляется необходимым привести слова из его известного поэтического раздумья «Великий образ», над которым он работал с 1939 по 1947 год, не единожды подвергая ранее написанные стихи определённой корректировке.

Ленин не умер. Мы замечаем

Повсюду его дорогие черты.

В Сталине Ленина мы встречаем,

Полного мудрости и теплоты…

Жить, как Ленин, работать,

как Ленин,

По-сталински верными

Ленину быть —

Вот завет для всех поколений,

Вот чем Ленина можем

почтить!

Жизненный путь Лебедева-Кумача, теснейшим образом переплетённый с его творчеством, был ярким, в самом деле интересным, богатым на знаковые события, но, к сожалению, совсем непродолжительным. И, естественно, знаменитым на весь Советский Союз он стал не сразу и не в силу случайных обстоятельств. К своему литературному признанию, базировавшемуся на произведениях, неизменно получавших доброжелательные отклики и поддержку среди широких масс народа, поэт-сатирик и поэт-песенник подошёл не в один прекрасный момент, однажды обозначившийся на жизненном пути. Нет, таких счастливых эпизодов в жизни Лебедева-Кумача не случалось. Да и не гнался он за этим самым признанием, как, впрочем, и за наградами, которые его, справедливости ради, стороной также не обошли. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Красной Звезды, лауреат Сталинской премии второй степени, он относился к литературному творчеству предельно серьёзно. Он чётко осознал и ту большую ответственность, которую возлагало на него само общество, видевшее в нём поэта-глашатая, призванного воспевать советскую действительность, подмечая в ней также и недостатки, упущения, негативные явления, требовавшие скорейшего и повсеместного искоренения.

По-настоящему же литературной деятельностью молодой одарённый москвич, пробовавший печататься ещё в гимназические годы, начнёт заниматься уже после Великой Октябрьской социалистической революции. В течение трёх лет он будет работать в Бюро печати Политуправления Реввоенсовета республики. Тогда же им будет придуман и его литературный псевдоним — Кумач, с которым он и станет выступать на литературном поприще в качестве оперативного газетчика и фельетониста.

Посему-то, как бы в знак благодарности, один из зачинателей советской литературы Александр Серафимович и отзовётся о той начальной творческой поре будущего крупнейшего советского поэта: «Как и многим талантам, дорогу в жизнь Лебедеву-Кумачу открыла революция. В гражданскую войну он был боец со своим творческим оружием. Это был великолепный поэт-агитатор. Просто, ясно писал он листовки, воззвания, подписи под плакатами, рассказы, фельетоны. И как же слушали его вещи бойцы в окопах, поездах, раненые в лазаретах! Он приносил им отдых, бодрость, вселял порывы опять драться, громить врага. Надо было побывать на фронте, чтобы оценить всё громадное значение такого творческого оружия».

Обращаясь в дни мобилизации к идущим в Красную Армию рабочим и крестьянам, молодой поэт писал:

Крестьянин, на коня!

Рабочий, за винтовку!

Всем красным миром встань,

измученный народ.

Гони грабителей,

гони без остановки!

Кто хочет быть живым —

с винтовкою вперёд!

Сочинял Лебедев-Кумач в те первые годы Советской власти не только стихи об организации лазаретов, о сборе игрушек для детей красноармейцев, о помощи их семьям, но и частушки для красноармейской самодеятельности, лозунги для военного отдела «АгитРОСТА», плакаты для агитпоездов.

«Этот период, — вспоминал Василий Иванович, — был школой большевистской печати, кипучей, суровой, незабываемой школой, оставившей следы на всём последующем творчестве. Создавалась привычка в творческом смысле быть всегда на передовых линиях огня, не отсиживаться в тылу «чистого искусства», что делали тогда многие».

И Лебедев-Кумач, писавший вразрез с устремлениями поэтических групп декадентского толка, ориентировавшийся на В. Маяковского и Д. Бедного, в действительности «не отсиживался», а находился на самом переднем крае революционного творчества, ставшего активным образом внедряться в широкие пролетарские круги, всё более приобщавшиеся к новой литературе.

После создания в 1922 году первого сатирического советского журнала «Крокодил» Лебедев-Кумач становится активнейшим его сотрудником. Практически одновременно он выступает также в «Рабочей газете», «Крестьянской газете», в юмористическом журнале «Лапоть». Работает поэт тогда и для эстрады, для «Синей блузы», им печатаются тексты для многочисленных драматических коллективов рабочих, профессиональных клубов. Многие его произведения, по словам известного русского советского поэта Сергея Васильева, «со страниц периодических изданий проникают в читательскую толщу и прочно входят в репертуар эстрадных актёров. Стихи этого периода отличаются злободневностью, они очень броски, в них сказывается настоящий политический темперамент поэта-борца. Объективная ценность их — в немедленном использовании применительно к быстротекущим событиям».

И не только жгучей злободневностью, политической ясностью, разнообразием тем отличались те, далёкие ещё от подлинной поэтической отточенности и совершенства произведения. Им скорее были свойственны лиризм, задор, иронические нотки, хлёсткий, даже порою грубоватый, до предела приближенный к житейской речи, но всё ж свежий, выразительный, боевой язык. Отличались они и по форме изложения, бывшей доступной и призывной одновременно. Потому-то и давались поэту одинаково доходчиво, убедительно, с особым созвучием и эмоциональностью вещи совершенно разные, будь то лирические стихи, сатирические фельетоны или памфлеты на политические и международные темы, написанные в стихотворном изложении.

Важно подчеркнуть и то, что Лебедев-Кумач был в числе тех советских поэтов-первопроходцев, кто сразу же встал в ряды творцов, однозначно определившихся в своём отношении к творчеству, которое они без каких-либо колебаний направляли на службу народу. И для него это служение отображалось, в первую очередь, в создании боевых сатирических произведений, неравноценных по своим художественным достоинствам, однако обязательно наполнявшихся остротой, которая-то и позволила в тридцатые годы прошлого столетия причислить его к ведущим советским поэтам-сатирикам.

Написанные им в те годы стихи, печатавшиеся не только в «Крокодиле», но и в «Правде», «Известиях», «Красной звезде», «Комсомольской правде», во многом не растеряли своей остроты, злободневности, принципиальных оценок даже и в наше время. А уж такие известные его вещи, как «О заедающих», «Либерал», «Культуртрегер», «Обыватель», «Бумагобоязнь», «О пяти болтах», «Блат-нот», «Талант», «Портной-начётчик», «Сам» не в духе», — нам сегодня так и вовсе стоит брать на вооружение.

Мне говорят: — Стыдно быть

обывателем!

Будьте активным творцом

и строителем!

Я — точно воск для любого

правительства,

Я — как угодно сменю убеждения.

Но — извините! — по части

строительства

Есть специальные учреждения!

(«Обыватель»)

Сатирическому бичеванию Лебедев-Кумач подвергал не только обывателей, мещан, приспособленцев, чинуш, рвачей, бездарностей, ревнителей старых порядков, но и прожжённых лицемеров, под видом гуманного отношения к человеку укрывавших разношёрстных подонков и негодяев, прикрывавшихся при этом пошлой фразой: «Ведь человека надо пожалеть!» Их поэт и называл прозвищем «либерал», каковое у порядочных, патриотически настроенных людей и сейчас вызывает отвращение.

Пожалуй, нет ужаснее порока,

Чем воровство. И вора —

надо взгреть.

Но… на пять лет!

Не слишком ли жестоко?

Ведь человека надо пожалеть!

(«Либерал»)

Создатель массовых песен, которые во второй половине тридцатых годов распевала вся страна, мастер разящей сатиры, поэт-трибун, блестящий агитатор и пропагандист советского образа жизни, Лебедев-Кумач на протяжении многих лет был дружен с доблестными Красной Армией и Флотом. В 1939 году он в качестве офицера Красной Армии участвовал в освободительном походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию, а в 1939—1940 годах принимал участие в войне с белофиннами.

Когда же грянула Великая Отечественная война, то первая песня, которую подхватили миллионы советских людей, принадлежала Лебедеву-Кумачу. Написанная 22 июня 1941 года, грозная, эмоциональная и призывная, она выражала праведный гнев и ярость нашего народа:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Премьера этой самой героической песни времён Великой Отечественной войны, музыку к которой написал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии, народный артист СССР Александр Александров, состоялась уже 27 июня на Белорусском вокзале, откуда в те дни на фронт отправлялись эшелоны. Прозвучавшая тогда в переполненном зале вокзала — пять раз подряд! — песня «Священная война» была взята на вооружение не только нашей армией, но и всем народом. Её пели повсюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, на пределе физических сил ковавшем оружие для Победы. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по Всесоюзному радио.

Исполняли её и во многих странах мира… Звучит эта великая песня-гимн и в наше время. Ни один концерт, посвящённый Великой Отечественной войне, проходящий ныне в Кремлёвском Дворце съездов или на сцене сельского Дома культуры в далёкой российской глубинке, не обходится без «Священной войны». И так же, как в прежние годы, люди при исполнении этой песни встают.

В годы Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач с жаром подлинного патриота служил в рядах Военно-Морского Флота политработником, отдавая ему много душевных и физических сил и, конечно, свой поэтический талант. Но и связь с Красной Армией и Красным Флотом давала поэту богатейший материал для создания многочисленных песен и стихов о героических подвигах советских воинов. В годы войны им написаны произведения: «Будет фашистам конец!», «Наш народ непобедим!», посвящение лётчику-герою капитану Н. Гастелло «Воистину велик советский человек», «Гвардейский марш», «На врага! За Родину — вперёд!», «Я — народный ополченец боевой», «Нынче каждый — народный боец!», «Мы победим!», «Юный патриот», «Морская гвардия», «Морская сталинская», «Умножим нашу славу», «Песня о Сталинграде», «Ленинград», «Севастополь», «Партизан», «Грозный счёт», «Краснодонцы», «Только на фронте», «Песня девушек-бойцов», «Встреча», «Будет праздник!», «Огонь!», «Старшина второй статьи», «Комсомольцы-моряки», «Два друга», «Письмо от матери», «Незримая рана», «Орлиное племя», «Прощай, наш любимый», «Боевая троица», «Советский солдат и советский моряк». Их печатали в газетах, они звучали по радио. Они издавались отдельными авторскими сборниками. Ряд из них стали популярными песнями, исполнявшимися известными советскими вокалистами и простыми гражданами.

О каждом сочинении Лебедева-Кумача времён войны следовало бы говорить обстоятельно и подробно, рассматривая как художественную их сторону, так и политическую, имевшую всё же первостепенное значение. За неимением такой возможности в рамках настоящего очерка лишь подчеркнём, что поэт, осознавая колоссальную силу слова, старался вдохновить им народ. А народ советский, внимавший его проникновенному слову патриота, воина, большевика, в чём Василий Иванович был твёрдо убеждён, — непреклонен и непобедим!

Сердце народа огнём загорелось!

Выдержка, сметка, упорство

и труд,

Пламенный гнев, беспредельная

смелость —

В пепел врагов ненавистных

сотрут!

(«Наш народ непобедим!»)

Сплотиться, мобилизовать все силы и беспощадно бить врага — вот тот основной призыв, который Лебедев-Кумач в 1941 году воплотит в стихах ставшей широко известной песни, названной поэтом вполне чётко и определённо: «На врага! За Родину — вперёд!».

Суровое время, горячее время

Пришло для Отчизны родной.

Вставай, как один,

комсомольское племя,

На подвиг и труд боевой!

Поэт беспредельно верил в силу народную, в бесстрашных бойцов и народных ополченцев. Они в его представлении выступают несокрушимой гвардией, призванной повергнуть ненавистного врага.

Я — народный ополченец боевой,

Верный сын моей Отчизны

трудовой.

Клятву крепкую я Родине даю,

Что не дрогну ни в атаке,

ни в бою! <…>

Морякам, солдатам-красноармейцам, мирному населению в тылу запомнится и душевная песня Лебедева-Кумача «Незримая рана», сердечно и трогательно исполнявшаяся Леонидом Утёсовым, музыку к которой написал Василий Павлович Соловьёв-Седой. В ней Василий Иванович поведал историю о том, как горюет моряк по своей любимой, ставшей жертвой «фашистских псов», надругавшихся над ней. И нет «коричневым подонкам» прощения, говорил народу поэт-борец. Справедливая месть нелюдей обязательно настигнет, очередную «смертную схватку» с ними моряк ждёт с нетерпением…

Рыдает и стонет по милой

гармонь, —

Она так любила трёхрядку…

Скорей бы услышать команду:

«Огонь!»

И броситься в смертную схватку!

Встретив долгожданную весть об окончательной победе над фашистской нечистью, 8 мая 1945 года Лебедев-Кумач восторженно напишет:

Мы победили! — В этих двух

словах

Награда нам за пот, и кровь,

и муки,

За тяжесть лет, за детский стон

и страх,

За горечь ран и за печаль

разлуки…

Давайте вспомним в этот

светлый час

О тех, кто душу положил за нас!.. <…>

На протяжении всей своей недолгой, рано оборвавшейся жизни Лебедев-Кумач старался быть на передовой, будь то передний край литературного поприща или общественно-политическая деятельность, которой он отдавался так же основательно, самозабвенно, как и творчеству. Член правления Союза советских писателей, он избирался депутатом Моссовета и Верховного Совета РСФСР первого и второго созывов.

Выступая с речью на первой сессии Верховного Совета РСФСР 17 июля 1938 года, произнесённой в стихах, поэт говорил:

Товарищи депутаты Верховного

Совета!

Быть может, впервые в истории

земли

В народный парламент вошли

поэты,

И вместе с поэтами — рифмы

вошли.

Повсюду на свете несчастные

Музы

Свободы, работы и прав лишены.

У нас искусство — любимец

Союза

И входит в Верховный Совет

страны. <…>

И с этой трибуны я заявляю,

Как депутат и как патриот:

От моря до моря,

от края до края

Един и крепок советский народ! <…>

Думается, что в этих возвышенных словах в полной мере и заключалось беспокойное, презиравшее страх, ложь и равнодушие существо этого большого пролетарского поэта, патриота и большевика. Поэта и гражданина, внёсшего, как отмечалось в официальном некрологе, опубликованном в «Правде», «в сокровищницу русской советской поэзии простые по форме и глубокие по содержанию произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей социалистической культуры». Да, той самой высоконравственной и гуманной культуры в мировой истории, которой было суждено возвысить простого человека до небывалых высот, достижение каковых возможно, как известно, лишь в обществе, где царят подлинная социальная справедливость и народовластие. За них-то нам с вами и предстоит побороться… И в борьбе этой боевая и наступательная поэзия Василия Ивановича Лебедева-Кумача нам неизменно будет надёжным подспорьем!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *