По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Николай Николаевич Степанов, отличник народного просвещения РФ, почётный гражданин города Лениногорска и Лениногорского муниципального района Республики Татарстан
Уважаемая редакция газеты «Правда»!
Хочется от души поблагодарить вас за публикацию актуальных материалов. Вы освещаете многие проблемы нашей жизни, предлагаете «избавиться от политической глухоты», от антисоветизма, рассказываете о героях нашего времени, о специальной военной операции на Украине…
Когда я прочитал «Открытое письмо Президенту Российской Федерации, Главнокомандующему В.В. Путину» на странице «Правды», то стал надеяться, что 9 Мая 2023 года «Мавзолей Ленина — свидетель величайшего триумфа в нашей истории» в этот праздник трудящихся всего цивилизованного мира закрыт не будет. Ведь наши победы, достижения начались с периода деятельности Совета Народных Комиссаров, возглавляемого Владимиром Ильичём Лениным. И первую благодарность за то, что наша страна, несмотря на потуги врагов, жива, следовало бы направить в сторону этой личности…
Однако 9 Мая мне по телепередаче с Красной площади увидеть Мавзолей не удалось. «Велик, недоступен и страшен кажется Ленин даже в смерти». Эти слова буржуазной газеты не потухли и в наши годы. Буржуазии Ленин всегда будет страшен, потому что он утверждал: буржуазия нажила свои богатства нечестным трудом. Поэтому Ленин и национализировал землю, заводы, фабрики.
Великий учёный Альберт Эйнштейн в своё время заметил: «Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости». А лидер китайских коммунистов Сунь Ятсен, глядя на портрет Владимира Ильича, так оценил значение его: «Ты создал новую страну. Ты указал нам путь…»
Народы мира используют многие ленинские советы. «Самый человечный человек» прославил себя не только национализацией, передачей земли, фабрик, заводов в руки трудящихся. Назначенный руководителем «лапотной России», Ленин обращается к народам планеты с Декретом о мире, предлагает прекратить войну между народами. Он стремится осветить головы мужиков светом знания, ликвидировать безграмотность, создает комиссию по планированию электрификации всей страны — план ГОЭЛРО. Вождь обращается к молодёжи с призывом: «Учиться, учиться и учиться…»
Не случайно многие труженики земли считают, что наша планета дала человечеству двух величайших людей — мифологического Иисуса Христа и «самого земного изо всех прошедших по земле людей» — Владимира Ильича Ленина.
Неограниченные в своих запросах люди боятся великого Ленина. Они хотели бы убрать его из истории человечества, только не знают, как это сделать. Но щитами Ленина не убрать из сознания людей: «Ленин и теперь живее всех живых. Наше знанье — сила и оружие».
В центре своего внимания Владимир Ильич Ленин держал вопросы образования и воспитания молодёжи, заботу о «народном учителе», который должен «быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».
К великому сожалению, ленинский свет в нашей стране стал угасать в постсоветское время. Наступили «сумерки образования».
Редакция «Правды» публикацией разных материалов («Новыми словесами да на старый лад», «Реконструкция фундамента жизни общества») пытается осветить, разогнать эти «сумерки». Разумных предложений по изменению современной системы нашего образования поступает немало. Хочу высказать своё мнение.
Я поступил учиться в сельскую начальную школу в 1939 году. Наш класс стала обучать молодая женщина, Елена Александровна Кузнецова, поступившая на заочное обучение в педагогическое училище. Учила нас и одновременно училась сама. Старалась дать нам знания и соответствующее тому времени воспитание.
Мои родители были колхозниками, но грамотой владели. Помогали детям в учёбе и словом, и делом. Война прервала моё обучение, заставила трудиться в колхозе. Но в 1944 году родители настояли, чтобы я продолжил обучение в средней школе райцентра Пестрецы. Расстояние от села до райцентра — двенадцать километров. Приличной одежды, обуви не было. Иногда приходилось надевать на старые ботинки, которые пропускали внутрь воду, лапти, чтобы пройти это расстояние и не подхватить простуду. Несмотря на трудности, учёбу я продолжил. Основные знания получал на уроках, а к ним добавлял то, что можно было черпать в библиотеках, из книг.
В 1950 году завершил среднее образование и поступил на историко-филологический факультет Казанского государственного педагогического института. Жил за счёт студенческой стипендии, отдавая третью её часть за квартиру хозяйке.
Преподаватели института в подавляющем большинстве были хорошими знатоками своего предмета. Слушать их лекции было интересно и полезно. Но декан факультета, преподаватель курса «Советская литература» Илья Александрович Рахлин предупредил:
— Не надейтесь, что получите необходимые знания на лекциях. Читайте произведения самостоятельно. Вы должны прочитывать в день по 100 страниц. Иначе будете малообразованными и не интересными для своих учеников…
Я взял в библиотеке эпопею A.M. Горького «Жизнь Клима Самгина» и стал читать вечерами по сто страниц. Пришлось сократить время сна… Что необходимо учителю, кроме знания предмета? Умение до каждого ученика донести эти знания. Такое умение мы, студенты педагогического института, получали во время практики в школах Казани.
На втором курсе практика была пассивная, психологическая. Я сидел в девятом классе школы №39 и наблюдал за поведением учениц на ypoкe. Через несколько дней составил психологическую характеристику одной ученицы…
На третьем курсе давал уроки русского языка в школе №3. На четвёртом курсе несколько уроков провёл в 10-м классе школы №83. Руководитель практики Новиков Феодосий Константинович помогал мне подготовиться к проведению уроков, составить не план, а конспект уроков, с помощью которого я успешно их провёл.
Четыре года обучения в институте дали мне основательную подготовку к работе в школе — учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором вечерней школы рабочей молодёжи, директором общеобразовательной средней школы №3, вспомогательной школы-интерната, заведующим городским отделом народного образования.
Разумеется, жизнь и работа требовали новых знаний. Их приходилось искать у лучших, опытных работников просвещения и добирать на курсах повышения квалификации.
Разговоры о шестилетнем обучении педагога мне кажутся беспочвенными. Опыт приобретается не только в институте: на ученической скамье в школе, в библиотеке, на практике. Главное — трудоспособность, внимание, осмысление. Мои коллеги, получившие высшее образование в Казанском государственном университете, где учились пять лет, в школах показывали себя на первых порах беспомощными: им не хватало практических навыков.
Кроме того, увеличение продолжительности учёбы в педагогическом институте даже на один год тяжелее как для государственного, так и для семейного бюджета. А психологически человек в 21—22 года вполне взрослый, к жизни и труду должен быть подготовлен. Поэтому, я считаю, надо обучать не бакалавра, а педагога в течение четырёх лет, желательно на бюджетной основе. Определить степень подготовленности выпускника к работе в школе и выдать диплом о высшем образовании. Если выпускник педагогического института не проявит на практике своей способности быть интересным учителем, можно продлить его обучение за соответствующую плату: «Есть желание, можно учиться за свои денежки сколько хочешь…»
Волнует редакцию газеты «Правда» и состояние трудового обучения в современной школе. Советский опыт «позабыт, позаброшен», а нового ничего не придумали. Что было ценного в советской системе трудового обучения? Ученика школа учила работать и на земле, и на производстве.
В нашем небольшом городе было двенадцать средних школ. При каждой школе — пришкольный земельный участок, где учащиеся под руководством учителя учились выращивать овощи, цветы, кустарники и деревья. В зимнее время работала школьная теплица. Две школы-интерната имели загородные базы и земельные участки. Учителя школы №6 практиковали выезд с учениками в колхоз «Ленинский путь»: жили в палаточном лагере, помогая колхозу обрабатывать овощные поля.
В семидесятые годы по предложению министра просвещения ТАССР Мирзы Исмагиловича Махмутова в городах Республики Татарстан стали открываться учебно-производственные комбинаты. В Лениногорске он был открыт для старшеклассников в 1976 году. Один день в неделю учащиеся девятых — десятых классов с удовольствием изучали в УПК предложенную им специальность: водитель, токарь, слесарь, кондитер, повар, швея. Готовились к жизни, к труду.
Готовились они к труду и в школьных мастерских. Таким образом, труд в школе был если не главным предметом, то необходимым и обязательным.
Советская школа выпускала из своих стен труженика-человека, фактически и психологически готового трудиться…
Но кому-то это стало вредным, ненужным. Ушли из школы мужчины. А воспитать мужчину, утверждают психологи, женщина не может. Так что исчезло и трудовое, и физическое, и патриотическое воспитание. Неужели этого не видят наше правительство, депутаты Государственной думы и Совета Федерации? Но ведь газета «Правда», руководитель фракции КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов бьют тревогу по вопросу образования постоянно!.. Будут ли они услышаны? Об этом думают читатели «Правды».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.