По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Только внимание к нуждам трудящихся открывает левым путь к успеху, увлечение буржуазными играми ведёт к провалу. Это подтвердили события в Эквадоре, где прогрессивные силы лидируют на выборах, и в Аргентине, совершившей драматический правый поворот.
«Вернуть родину!»
Буржуазных идеологов хлебом не корми — дай порассуждать о «неудачах» стран, избравших социалистический путь развития. Если речь идёт о Латинской Америке, они обязательно вспомнят старые машины на улицах Гаваны, умолчав о первоклассной системе здравоохранения и о том, что младенческая смертность на Кубе намного ниже, чем в США. Посмакуют они экономический кризис в Венесуэле, «скромно» умолчав о его причине — тяжелейшей блокаде.
Куда более многочисленные и трагические провалы государств, строящих капитализм, обходятся стороной. Между тем такие примеры буквально теснят друг друга. Среди них особое место занимает Эквадор. Под руководством левого правительства Рафаэля Корреа страна совершила огромный рывок. Распространённость недоедания в 2007—2017 годах снизилась с 23 до 8 процентов, миллионы людей получили доступ к здравоохранению и образованию.
Правые силы отбросили Эквадор далеко назад. За каких-то пять лет число живущих в бедности граждан выросло вдвое — с 3 до 6 млн. Проявлением кризиса стал чудовищный всплеск преступности. «Раньше мы конкурировали с Чили за самую безопасную страну региона. Теперь мы вышли в мировые антилидеры», — констатирует левая партия «Гражданская революция». Число убийств выросло с 5 до 34 на 100 тыс. жителей. От пуль не уберегает даже высокий статус. За последнее время погибли четыре мэра городов, 9 августа был убит кандидат в президенты Фернандо Вильявисенсио.
На словах власть признаёт проблему, но ситуация лишь ухудшается. Это связано с тем, что руководители страны напрямую встроены в тёмные схемы. За два года полномочий действующий президент, а прежде крупный банкир Гильермо Лассо уличён во множестве преступлений, из которых вывод денег в офшоры — самое безобидное. Последний скандал связан с причастностью его ближайшего окружения, включая родственников, к транснациональному наркотрафику.
Столкнувшись с опасностью импичмента, Лассо распустил парламент и объявил досрочные выборы. Цель манёвра — сохранить Эквадор в лагере проамериканских режимов с неолиберальной экономикой. Сам президент, имея жалкий рейтинг на уровне 10 процентов, в них не участвует. Мавр сделал своё дело… Однако, желая добиться гарантий «спокойной старости», Лассо по максимуму использует оставшееся время. После роспуска парламента он подписал «чрезвычайные указы», облегчающие эксплуатацию природных ресурсов на охраняемых территориях и землях коренных народов. Самое скандальное решение связано с Галапагосскими островами, включёнными в список всемирного наследия ЮНЕСКО и глобальную сеть биосферных заповедников. Теперь архипелаг будет управляться трастовым фондом Galapagos Life Fund со штаб-квартирой в США. Созданный под предлогом охраны природы, фонд, как предупреждает оппозиция, станет прикрытием для разграбления природных богатств и отмывания денег.
Торопиться элиты заставляет опасность потери власти. По итогам прошедших 20 августа выборов первое место заняла кандидат «Гражданской революции» Луиса Гонсалес. 45-летний политик имеет опыт работы в правительстве Корреа, подчёркивая, что находящийся в изгнании экс-президент будет её главным советником. «Нам удалось вернуть родину в 2007 году. Тогда это была страна без надежды, опустошённая, граждане которой бежали из-за отсутствия будущего. Выигранное десятилетие показало, что можно жить достойно, в мире и справедливости. Теперь нам предстоит сделать это ещё раз, преодолев реванш неолиберализма», — заявляет Гонсалес.
Своими приоритетами она называет созыв учредительного собрания для реформы системы госуправления, поставленной на службу крупному бизнесу, и решительный разбор накопившихся завалов. Левые собираются провести аудит долгов, набранных за последние годы, и изменить бюджет, направив больше средств в социальную сферу. Привилегии имущего класса будут урезаны: «Гражданская революция» хочет проверить неоправданно высокие скачки состояний и пересмотреть автономию центробанка, подчинив его работу нуждам экономики. Гонсалес обещает бороться с неформальной занятостью, защищая права рабочих. Решение проблемы преступности левые силы предлагают начать с причин, порождающих насилие, — безработицы, бедности, неграмотности. Другими инструментами должны стать государственная монополия на оборот оружия, восстановление программ социальной реабилитации и реинтеграции осуждённых.
Во внешней политике «Гражданская революция» является поборницей региональной интеграции, выступая за развитие Союза южноамериканских наций (УНАСУР) и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). Левые предлагают создать региональные резервный фонд, банк, платёжную систему. С США Гонсалес готова сотрудничать, «как со всеми другими странами», уточнив, что Вашингтон должен уважать самоопределение Эквадора.
Даже вполне умеренные планы вызвали неприкрытое озлобление США и их ставленников. «Если Гонсалес победит, это станет ударом по рычагам нашего влияния в регионе», — писал журнал «Нэшнл интрест», припомнив вывод базы США, разрыв с МВФ, сближение с Китаем и предоставление убежища Джулиану Ассанжу при Корреа.
Это стало сигналом к действию. Во время подачи документов в центризбирком полиция напала на Гонсалес и её сторонников, применив слезоточивый газ. Кандидат в президенты получила ожоги лица и глаз. В провинции Эсмеральдас были убиты лидер отделения «Гражданской революции» Педро Брионес и депутат Хайро Олайя, в городе Уакильяс произошло нападение на штаб партии. Это не говоря о безудержном «чёрном пиаре». Буржуазные СМИ мусолили личную жизнь Гонсалес, выдумывали байки о её финансировании из Китая и Колумбии и т.п.
Но лжи поддались далеко не все. Во втором туре, намеченном на 15 октября, сразятся набравшая 34 процента Гонсалес и отставший на 10 пунктов бизнесмен, сын «бананового короля» Альваро Нобоа — Даниэль Нобоа. «Гражданская революция» стала первой и на выборах в парламент, получив 52 из 137 мандатов.
Выбор из худшего
Если в Эквадоре возвращение прогрессивных сил хоть и не решено окончательно, но имеет высокую вероятность, то в Аргентине результаты выборов предопределены за два месяца до их проведения. Утверждение может показаться странным, учитывая, что страной руководит левый альянс. Одержав убедительную победу в 2019 году, он, однако, не смог оправдать доверия широких масс. Власть не отважилась порвать с политикой осторожного реформизма и, вступив в унизительные переговоры с МВФ, оставила нетронутой могущество буржуазии. Инфляция, к моменту прихода левой коалиции составлявшая 50 процентов, на сегодняшний день увеличилась до 116 процентов. Уровень бедности только за первое полугодие вырос с 39 до 43 процентов, как минимум 3 млн граждан испытывают острое недоедание.
Летом тысячи жителей Буэнос-Айреса и других городов выступили против вмешательства зарубежных доноров в экономическую политику и потребовали роста зарплат, опережающего инфляцию. Забастовки прошли на предприятиях металлургической и нефтегазовой отрасли, в столичном метрополитене, на шинных заводах. Рабочие последних возмущены тем, что руководство трёх ведущих компаний-производителей пошло на сговор, сократив зарплаты и ухудшив условия труда. А выступление людей, разрабатывающих месторождение сланцевых углеводородов Вака Муэрта, вызвано участившимися производственными травмами и смертями.
Но самыми массовыми стали забастовки учителей и врачей, месяцами не получающих зарплату. В ответ власти ряда регионов криминализировали социальные протесты. Самой напряжённой оказалась ситуация в провинции Жужуй. Её руководство всего за три недели провело новую конституцию, причём проект документа не публиковался до момента голосования в местном парламенте. Помимо ограничения права на протест, нововведения позволяют забирать земли у индейцев для нужд бизнеса. Возмущение этими мерами жестоко подавлено. Пострадали около двухсот человек, несколько (в их числе 17-летний подросток) потеряли зрение из-за применения резиновых пуль и газа. Арестованы десятки активистов.
Надежды на разворот в пользу простых людей похоронило назначение министром экономики Серхио Массы. Этот человек, главной чертой которого наблюдатели называют стремление к власти любой ценой, никогда не брезговал средствами. Он сменил ряд партий, а выдвинув свою кандидатуру в президенты в 2015 году, сыграл на руку правому лагерю. Тогда Масса открыто призывал отправить в тюрьму Кристину Киршнер и других левых лидеров. Однако, вовремя сообразив, куда дует ветер, он пристал к другому берегу.
Возглавив экономический блок, политик согласился с условиями кредиторов. Власти послушно выплачивают проценты, ликвидируют субсидии и в целом сокращают госрегулирование. За это МВФ согласился выделить дополнительно 7,5 млрд долл., которые пойдут на обслуживание долга и только усугубят положение. На этом фоне уровень одобрения правительства рухнул до 13 процентов, что грозит тяжёлым поражением на октябрьских выборах. Разумным шагом мог стать отказ от неолиберального крена. Казалось, в «Союзе за родину» (так теперь называется левый альянс) это понимают. Наиболее вероятными кандидатами в президенты считались посол в Бразилии Даниэль Сциоли и глава МВД Эдуардо де Педро. Оба представляют левое крыло коалиции.
Но за считанные часы до завершения выдвижения кандидатов было названо имя Массы. Согласно просочившимся данным, на это повлияла позиция истеблишмента, в том числе представляющих «Союз за родину» губернаторов и мэров. Очевидно, они хотят сохранить посты путём сговора с крупным бизнесом. Последний не скрывает удовлетворения выдвижением Массы, что выразилось в подорожании акций и риторике буржуазных СМИ. Там заявляют, что это событие сигнализирует о поражении «популистского крыла» во главе с Киршнер и снижает вероятность разрыва с МВФ. Того же мнения придерживается западная пресса. «Следующий президент Аргентины будет более удобным для рынка, что станет спасением для сильно пострадавших инвесторов», — отмечает агентство «Рейтер».
Впрочем, победа Массы не гарантирована. 13 августа прошли предварительные выборы, на которых население выбирало кандидатов в президенты от каждого блока. В условиях Аргентины процедура является обязательной, так что предпочтения электората видны задолго до выборов. Первое место сенсационно занял экономист и депутат ультраправых взглядов Хавьер Милей. Сделав имя на разоблачениях «коррумпированной политической касты», он призывает ликвидировать центробанк и провести тотальную приватизацию. Все госактивы должны перейти в траст под управлением США, а иностранные инвесторы — освобождены от какого-либо контроля. Права рабочих, включая выходные пособия при увольнении и страховые взносы со стороны работодателей, Милей требует уничтожить. «Ничто из того, что делает государство, не может быть эффективным. Наш главный враг — социализм», — повторяет он, собираясь не просто выполнить, а многократно перевыполнить требования МВФ.
Понимая, что такие лозунги увлекут не всех, политик обещает жестоко подавлять преступность, разрешить свободный оборот оружия, грозится за малейшие нарушения депортировать мигрантов. Как и другие правые популисты, Милей ловко играет на теме «традиционных ценностей», призывая запретить аборты и половое воспитание в школах. Отдельного упоминания заслуживает Виктория Вильярруэль, в паре с Милеем идущая в вице-президенты. Она известна призывами лишить прав коренное население и преклонением перед военной диктатурой 1976—1983 годов.
Под стать Милею кандидат правого альянса «Вместе за перемены» Патрисия Буллрич. Она обещает урезать финансирование социальных программ, направив деньги силовым органам и запретив забастовки, провести долларизацию экономики и снизить налоги для бизнеса. Успешности подобных фигур и в целом реваншу правых сил способствует слабость и нерешительность прогрессивного фланга. За компромиссы левых с буржуазией придётся расплачиваться трудящимся, которых ждут непростые времена.
Комментарий редакции: Можете ли вы себе вообразить вероятность мирного сосуществования волков и овец, львов и антилоп, хищников и травоядных? Подобного быть не может по определению. Точно также никогда трудовому народу не удастся найти общий язык с капиталистами. Последние, будучи одержимыми стремлением присвоить больше барышей, не остановятся ни перед чем в своих гнусных целях. Любые умиротворяющие их поступки воспринимаются буржуями как проявление слабости.Чем больше прогрессивные силы ублажают олигархию, чем меньше с ней держат ухо востро, тем больше рисков для народа. Так, если при левом/левоцентристском правительстве предоставляется контрреволюционерам возможности для манёвров, то те пользуются этой мягкотелостью для взятия реванша, со всеми вытекающими последствиями. Следовательно, при построении социализма надо не жалеть усилий, чтобы вытеснять адептов реставрации капитализма на периферию, а также препятствовать их попыткам развернуть «бурную деятельность». То же самое касается и необходимости проявления решительности и последовательности (особенно в борьбе с олигархами) при внимании на экономическую сторону дела построения нового общества. Иначе не удастся избежать трагедии.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.