По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Елена Морозова
Взбудоражившую весь Чёрный континент смену власти в Нигере, где 26 июля в ходе переворота был свергнут профранцузский глава государства Мохамед Базум, а бразды правления взял на себя командующий президентской гвардией генерал Абдурахман Тчиани, «цивилизованное сообщество» в лице коллективного Запада и ряда его верных африканских партнёров изначально приняло в штыки. Факт удивительный, учитывая массу сходств ситуации в Нигере — нищету, коррупционные скандалы вокруг высшего руководства, декларацию стремлений к независимости — с некогда активно приветствовавшейся США и ЕС «арабской весной».
Резко негативная, агрессивная реакция Вашингтона и его приспешников на бурные события в одной из бывших французских колоний лишний раз убеждает в непреходящей актуальности крылатого латинского изречения «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»: Белый дом, как и Елисейский дворец, благосклонно относится лишь к тем политическим пертурбациям в других государствах, к которым сами приложили руку. Да, и в свете последних «модных политических тенденций» на «неправильные» страны, чьи ряды теперь пополнил и мятежный Нигер, не распространяется международное право. Неудивительно, что влиятельное Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), вознамерившееся военно-силовым путём вернуть утраченные полномочия Мохамеду Базуму, демонстративно отказалось просить у Совбеза ООН одобрения своих интервенческих планов в отношении Нигера. Комиссар объединения по политвопросам, миру и безопасности Абдель-Фатау Мусах без экивоков сообщил: роль всемирной организации вторична, и всё, чем ей надлежит заниматься, сводится к оказанию денежной помощи и всестороннего содействия.
Речь, видимо, идёт о закупке оружия для желающих таскать каштаны из огня для США и Франции. Последняя, кстати, является едва ли не главным «потерпевшим» в деле о госперевороте, поскольку новое нигерское руководство намерено «отлучить» Париж от своих урановых рудников, на 40% обеспечивающих ядерным топливом АЭС Пятой республики, и избавиться от военного присутствия экс-метрополии на своей территории, сохранявшегося, несмотря на обретение африканской страной суверенитета ещё в 1960 году.
Короче говоря, если ЭКОВАС пойдёт войной на Нигер, то к ней непременно подключатся и крупные «белые братья» в лице США и Евросоюза. Таким образом, очередному африканскому народу представится возможность вплотную познакомиться с единственным правом, действующим в современном «либеральном» мире, — правом силы.
Впрочем, принятое на экстренном саммите ЭКОВАС решение о подготовке к срочному вторжению в Нигер якобы для наведения порядка и восстановления в должности скинутого президента Базума не вызвало духоподъёмных настроений у населения государств, входящих в сообщество. И прежде всего у жителей Нигерии, выступающей зачинщиком военной операции и к тому же по правилам ротации председательствующей в данный момент в организации, насчитывающей 15 членов. В Кано, втором по величине городе страны, тысячи граждан вышли на протест против потенциальной интервенции. Демонстранты скандировали антивоенные и антизападные лозунги, осуждая действия США и Франции, науськивающих ЭКОВАС.
Выразив тревогу относительно ситуации у соседей, участники акции призвали собственного лидера Болу Тинубу выбрать дипломатический путь урегулирования кризиса. Они также обвинили Вашингтон и его союзников в использовании регионального блока в качестве инструмента для вмешательства во внутренние дела независимого государства.
Улицы Кано пестрели флагами Нигерии и Нигера, свидетельствуя о единстве и солидарности между двумя нациями. Многие держали плакаты в поддержку военного правительства Тчиани.
Сколачивание антинигерской коалиции беспокоит и жителей Ганы, ещё одного представителя ЭКОВАС, горящего желанием учинить «военные разборки». В Секонди-Такоради, одном из крупнейших мегаполисов страны, раскинувшемся на побережье Бискайского залива, состоялась массовая демонстрация с призывом к государствам Запада и ЭКОВАС не допустить развязывания масштабного вооружённого конфликта на континенте. Не разделяющие милитаристской позиции ганского кабмина манифестанты, к которым присоединились вожди и старейшины местных племён, заявили о поддержке правительств Мали, Буркина-Фасо и Нигера, где за последние полтора года произошли военные перевороты, ознаменовавшие завершение эпохи преобладающего влияния Франции в регионе. В толпе раздавались лозунги за начало освобождения Африки, мелькали флаги РФ и самодельные плакаты с надписями: «Да здравствует Россия!», «Байден — разжигатель войны!».
Бурлит и сам Нигер: граждане постоянно устраивают масштабные митинги, приветствуя политику созданного повстанцами «Национального совета по защите Отечества» (НСЗО), возглавленного генералом Абдурахманом Тчиани. Мероприятия проходят не только в столице Ниамее (чаще всего в районе военных баз Франции), но и по всей стране. Очередная акция состоялась после провала в Аккре, сердце Ганы, переговоров между делегацией ЭКОВАС и новым правительством Нигера. На ниамейском стадионе в знак одобрения твёрдой позиции НСЗО перед лицом давления со стороны Пятой республики и ряда африканских государств собрались десятки тысяч человек, выкрикивавшие антифранцузские лозунги, а также размахивавшие флагами Нигера и России. На призыв о добровольной мобилизации в условиях угрозы интервенции ЭКОВАС менее чем за два часа откликнулись свыше 50000 человек.
Между тем ситуация вокруг одной из беднейших стран планеты, стабильно занимающей последнее место по индексу человеческого развития и вдруг осмелившейся восстать против многолетнего политико-экономического диктата Парижа и Вашингтона, продолжает накаляться. По итогам совещания в Аккре начальники генштабов Вооружённых сил государств ЭКОВАС подтвердили намерение реализовать военный сценарий в любой момент, если смещённого Базума опять не усадят в президентское кресло. В свою очередь Тчиани подчеркнул: в случае вторжения интервенты получат достойный отпор, причём всякое вмешательство со стороны объединения будет расцениваться как оккупация.
По словам генерала, настаивавшего на отмене санкций ЭКОВАС, он не стремится удержать власть и предстоящий переходный период в Нигере не превысит трёх лет. В то же время глава НСЗО чётко дал понять: свергнутый протеже Франции, к слову, открыто выказывавший преданность коллективному Западу, последовательно голосуя в ООН против РФ и за Украину, а также сознательно отказавшийся от участия в проходившем в конце июля в Санкт-Петербурге саммите Россия — Африка, не возвратится в президентский дворец, а окажется на скамье подсудимых за предательство национальных интересов.
Таким образом, перспектива иностранной интервенции выглядит всё более вероятной: похоже, лидеры блока всерьёз намереваются усмирить бунт в Нигере силовым методом. Как сообщил на днях телеканал «Аль-Арабия», на военных аэродромах государств ЭКОВАС стартовала подготовка к возможному вторжению. «Конечно, ввод объединённых войск государств Западной Африки остаётся последним средством, но если всё остальное не сработает, то солдаты откликнутся на зов долга», — бравурно отрапортовал Абдель-Фатау Мусах, добавив, что все страны альянса — за исключением Мали, Буркина-Фасо, Гвинеи и Кабо-Верде — изъявили согласие отрядить военных для участия в кампании. Костяк контингента, скорее всего, составят несколько тысяч военнослужащих из Нигерии, Кот-д’Ивуара, Сенегала и Бенина.
Однако на подготовку интервенции уйдут недели, если не месяцы. Кроме того, военное вмешательство ЭКОВАС, предупреждает доктор Олай-инка Аджала, британский политолог из Университета Лидса, обернётся букетом негативных последствий. Ведь даже сама по себе угроза применения военной силы для подавления госпереворота в Нигере породила заметные разногласия в регионе, усилив напряжённость между соседями уранового донора Франции.
Не вызывает сомнений и тот факт, что любое нашествие извне встретит жёсткое сопротивление Ниамея в свете растущих акций новоиспечённой власти. Да и у граждан агрессивно настроенных стран ЭКОВАС, как уже отмечалось выше, потенциальная военная операция, явно срежиссированная вездесущим Западом, не вызывает бурного восторга. В придачу государства, граничащие с Нигером, но не входящие в существующий с 1975 года блок, такие как Чад и Алжир, выступили против вторжения. Не говоря уж о Мали и Буркина-Фасо, вставших на сторону Ниамея и обещавших помочь вооружённым путём.
Начало полноценной войны также чревато всплеском исламского терроризма. Ведь странам, противостоящим ему на данном этапе, придётся отвлечь войска и ресурсы от борьбы с экстремистскими группировками джихадистов типа запрещённой в РФ нигерийской «Боко Харам». Любая эскалация в Сахеле рискует усугубить дестабилизацию в этом бедном регионе, на протяжении нескольких лет отчаянно пытающемся обуздать исламистов. Если полыхнёт Нигер, то радикалы не преминут извлечь выгоду из того, что армии, ранее сражавшиеся бок о бок против фундаменталистов, затеют бойню друг с другом.
Одновременно вторжение в Нигер спровоцирует массовый приток беженцев в семь государств, граничащих с этой республикой. Основной наплыв мигрантов придётся на Бенин, Буркина-Фасо и Мали. Будет и побочный эффект: всё больше африканцев станут пытаться «хоть тушкой, хоть чучелом» прорваться в Европу, пользуясь сомнительными услугами криминальных сетей по перевозке искателей лучшей доли. Нигер связан рядом договоров с ЕС и отдельными странами Старого Света, направленных на сдерживание массовой миграции через Ливию и Средиземное море. Благодаря согласованным действиям Ниамея и Брюсселя удалось переломить ситуацию в Агадесе — городе в центральной части Нигера, пользовавшемся славой крупного хаба нелегальной миграции. В случае военного конфликта все достижения пойдут прахом.
Посему мечтающим силой добиться реставрации прежнего нигерского режима не мешало бы пораскинуть мозгами, взвесить все за и против, прежде чем ввязаться в роковую авантюру.
Протестные страсти по-прежнему кипят и на Земле обетованной, где 34-ю неделю не стихают выступления против судебной реформы. Впрочем, в последние дни недовольство израильтян вызвано не только попытками переустройства юридической системы. Так, митинг в Иерусалиме устроили сотни эфиопов с еврейскими корнями, также известные как фалаша, потребовавшие от правительства премьера Биньямина Нетаньяху продолжить вывоз из восточноафриканской страны евреев-эфиопов. В начале августа власти Израиля эвакуировали из Гондэра — столицы исторической провинции Бегемдыр-и-Сымен, расположенной в регионе Амхара на севере Эфиопии, где идут боевые действия между регулярной армией и амхарским военизированным ополчением «Фано», 204 израильтянина и эфиопов, обладающих правом на получение гражданства.
Причиной ропота в эфиопской общине послужило заявление Офира Софера, израильского министра алии и интеграции (ведомство, ответственное за оказание помощи иммигрантам. — Е.М.), о том, что кабмин более не намерен доставлять людей из Эфиопии.
В соответствии с Законом о возвращении евреев и их родственников около 25 тысяч эфиопов прибыли в Израиль при условии обращения в иудаизм. Правда, иммигрировать могут только фалаши, чьи родители или дети уже живут на Земле обетованной, а сами они не состоят в браке и не имеют отпрысков. Согласно статистике, каждая волна иммиграции со стороны эфиопских евреев сопровождалась призывами о разрешении въезда их родным, оставленным на родине.
Тем временем маниакальная жажда США разжигать всё новые конфликты в разных уголках земного шара, всюду сея смерть и разруху, практически не оставляет американским властям времени и желания заниматься решением собственных насущных проблем. Очередное подтверждение тому катастрофические лесные пожары в штате Гавайи, унёсшие минимум 114 жизней, лишившие крова 4500 человек и превратившие в груду пепла Лахайну — столицу острова Мауи. Американцы, возмущённые равнодушным отношением руководства страны к трагедии, оказавшейся для гавайцев таким же потрясением, как события 11 сентября 2001 года для всех Соединённых Штатов, выходят на одиночные пикеты в защиту пострадавших от природного катаклизма. В акциях принимают участие даже дети, как и взрослые, держащие в руках плакаты с надписями, красноречиво свидетельствующими о том, куда идут казённые средства США: «Помогите прямо сейчас Гавайям, а не Украине», «700 долларов для Гавайев, 140 миллиардов для Украины… Прекратите тратить деньги в 7500 милях от настоящего бедствия национального масштаба». Люди не в состоянии постичь, почему их страна финансирует непонятно кого на другом конце света вместо того, чтобы спасать собственных граждан.
Неудивительно, что президента Джо Байдена, на этой неделе наконец-то выкроившего в своём напряжённом графике отдыха время для визита на пережившие чудовищный разгул стихии Гавайи, встретили акциями протеста сразу по прибытии — на перекрёстке напротив аэропорта. Разъярённые жители развернули транспаранты: «Слишком поздно!», «Действия говорят громче слов!», «Приезжать надо было раньше!».
Вслед кортежу хозяина Овального кабинета, проехавшему мимо остовов сожжённых домов, внутри которых мелькали груды искорёженной мебели, обугленные кондиционеры и стиральные машины, неслись выкрики «К чёрту Байдена!» и нецензурная брань.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.