Школа, искажённая наживой

Школа, искажённая наживой

Вопреки заверениям чиновников, образование в Киргизии не становится ни более доступным, ни более качественным. Власти открыто говорят о намерении передать сферу в руки бизнеса и уводят внимание от острых проблем лукавыми нововведениями.

  Имея в своей основе всеохватывающее стремление к прибыли, капитализм разлагает абсолютно всё вокруг. Даже в те сферы человеческой жизни, которые предполагают «сердечные» отношения между людьми, проникают его щупальца чистогана и цинизма. Это заставляет вспомнить волшебное зеркало тролля из сказки Андерсена, в котором искажалось всё прекрасное и доброе.

Своё развращающее воздействие оказывает рынок и на систему образования. В отношения купли-продажи люди вовлекаются с малых лет, и эти раны на всю жизнь формируют их характер.

Буржуазная власть, чья задача — оградить капитал от народного возмущения, конечно, тщательно скрывает эту истину. Вот и президент Киргизии Садыр Жапаров, посетив 1 сентября одну из столичных школ, сказал немало внешне правильных слов. «Образование граждан — главный фундамент развития государства, и он закладывается в школе, — заявил он. — Образованная молодёжь всегда добьётся успехов и внесёт вклад в развитие государства. Со своей стороны государство проводит реформы в сфере образования для того, чтобы каждый гражданин имел доступ к достойному получению знаний».

Эти красивые речи полностью противоречат признаниям самого президента, сделанным им каких-то полгода назад. Напомним, Жапаров сообщил тогда, что в скором времени государство перестанет строить школы и детские сады, возложив эту задачу на бизнес. «Дадим им землю бесплатно, проведём коммуникации, пусть дальше они сами строят эти школы или детсады, — говорил глава республики. — Не надо, чтобы только государство строило и финансировало школы. Надо дать права и частному бизнесу».

Между тем ситуация с обеспеченностью ученическими местами в Киргизии просто аховая. Например, столичные школы рассчитаны на 150 тысяч учеников, в реальности в них учатся более 200 тысяч. Это приводит к переполненности классов, введению третьей смены и т.п. Нормальный педагогический процесс в подобных условиях невозможен.

И это ещё не самые сложные проблемы! Почти 20 процентов школ республики требуют срочного капитального ремонта. Ещё 10 процентов и вовсе подлежат сносу, угрожая жизням находящихся там людей, но, тем не менее, продолжают работать. Четверть школ не имеют доступа к чистой питьевой воде, две трети не подключены к горячему водоснабжению. В 74 процентах средних учебных заведений туалеты находятся во дворе.

Хронической стала нехватка учителей и учебников. И хотя каждый новый руководитель министерства образования клятвенно обещает исправить положение, оно продолжает ухудшаться. Например, в русскоязычных школах обеспеченность учебниками составляет лишь 70 процентов. Бизнес эти завалы точно не разгребёт, в лучшем случае обеспечив хорошим образованием узкий слой элиты.

То, что власти «выписывают» заведомо провальные рыночные «рецепты», видно и по принятой недавно новой редакции закона «Об образовании». Согласно изменениям, открывать детсады сможет каждый желающий, в том числе на дому. Лицензию для этого получать больше не нужно. Образовательные учреждения теперь не должны согласовывать уставы с министерством, ликвидируется их обязательная аккредитация. Вводится так называемый ваучерный механизм, когда государство отменяет выделение средств учебному заведению, а финансирует отдельного учащегося. Как утверждается, это создаст конкуренцию между школами и подтолкнёт их к положительным изменениям. О том, что в условиях переполненности это обернётся настоящим хаосом, чиновники умалчивают. То же самое можно сказать о наделении школ правом самостоятельного определения учебной программы и списка учебников.

А чтобы граждане не догадались, к какой пропасти ведёт страну политика руководства, в ход идут изощрённая демагогия и спекуляции на языковом вопросе. Внесённые в законодательство поправки требуют от учителей, врачей и других работников владения киргизским языком и использования его при исполнении служебных обязанностей. В русскоязычных классах вводятся обязательные переводные экзамены по государственному языку. Кроме того, министр образования Каныбек Иманалиев объявил о «тотальном диктанте» по киргизскому языку, который будет проводиться четырежды в год и станет обязательным для всех.

С таким подходом проблемы будут только обостряться. Какое будущее ждёт при продолжении этой политики сегодняшних первоклашек, которые 1 сентября сели за школьные парты? Вопрос риторический и горький…

Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *