По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Михаил Магид
Французские политические группы «Социализм или варварство», СиВ (1949−1967) и «Ситуацианистский Интернационал», СИ (1957−1972) — яркий пример классовой борьбы, которая велась в нереволюционный период.
С начала 1950-х до 1968 года во Франции не было крупных, радикальных выступлений класса работников. Его численность и квалификация росли, но вместе с тем — и экономика. Большинство было готово смириться с существующей системой наемного труда. Условия для революционного взрыва 1968 года только подготавливались. Именно в то время создаются группы, объединявшие небольшое число интеллектуалов и заводских рабочих для изучения и распространения радикальных теорий. «Кружковцы» творчески переосмысливали идеи Карла Маркса, Антона Паннекука, Амадео Бордиги и ряда других мыслителей.
В организацию «Социализм или варварство» вошли такие известные мыслители, как Корнелиус Касториадис, Клод Лефор, исследователь рабочего движения Анри Симон.
СиВ действовала в условиях социальной пассивности — в нереволюционной ситуации. Активисты пытались осмыслить опыт венгерской революции 1956 г. с ее автономными независимыми от партий рабочими Советами и самоуправлением на предприятиях. Большинство организации осознавало, что профсоюзы не являются революционным организмом, а напротив, сдерживают революционные процессы, подчиняют рабочих руководству (бюрократии) профкомов, организуют сделки с боссами, исповедуя партнерство труда и капитала. Интегрированным в систему оплачиваемым менеджерам, которые управляют профсоюзами, смена общественной системы не нужна. Поэтому целью группы была инициация независимых от профсоюзов рабочих протестов (с экономическими требованиями) и поиск идейно близких активистов на заводах и в университетах с целью распространения своих воззрений.
Будучи сторонниками идейной организации работников и интеллектуалов, которая словом и делом пропагандирует определенные взгляды, СиВ никогда не считала, что партия должна подменять власть рабочего класса. Можно предлагать свои мысли и проекты, но только работники, организованные в регулярные собрания, и подчиненные им органы самоуправления — Советы (откуда делегатов можно в любой момент отозвать или заменить на других), принимают решения. СиВ была сторонницей власти автономных рабочих Советов и противницей диктатуры партии над классом.
Стратегической целью СиВ было формирование сети рабочих собраний и подчиненных им Советов на предприятиях в духе Будапешта 1956 г. На практике удалось лишь создать несколько ячеек на паре заводов. Численность организации никогда не превышала 100 человек.
Одновременно группа изучала экономическое и психологическое состояние работников. Имея некоторый опыт участия в трудовых конфликтах, СиВ все же смогла заложить идейную базу революции 1968 г., или, по крайней мере, основания для действий ее революционного крыла, для сторонников антиавторитарного социализма, самоорганизации и самоуправления работников. Эти идеи в какой-то мере проникали в студенческую среду, становились известны части рабочих, некоторым интеллектуалам. На страницах журнала, издававшегося группой, велась полемика Клода Лефора со знаменитым философом Жан-Полем Сартром). Как оказалось, это имело значение.
Группа СИ имела примерно такую же численность. Но, в отличие от СиВ, не только занималась печатной или устной агитацией, но и проводила яркие театрализованные акции. Главной фигурой СИ стал один из самых известных французских философов 20-столетия Ги Дебор. Его книга «Общество Спектакля» оказала большое влияние на формирование идей, стоявших за восстаниями в мае 1968-го.
Дебор рассматривал капиталистическую систему как безличный поток перемен, связанных с процессами купли-продажи (движением товаров и денег, оборотом капитала и т. д.). Этот поток, направленный на рост прибыли компаний, подчиняет себе даже тех, кто управляет (как они думают) планетой — верхушку чиновников, владельцев и менеджмент корпораций. В современности товар принял форму «спектакля» — шоу, в ходе которого, чтобы продать нам автомобиль, зубную щетку или политические/законодательные решения, власть имущие устраивают театральные представления. Всякая вещь, от мебели до «высоких идей», продается и покупается с помощью спектакля — все служит целям обогащения кучки олигархов (впрочем, рыночная экономика безлична и может разорить их самих во время кризиса). Иллюзия, созданная беспрерывным процессом купли-продажи, тотальна, она охватывает все процессы в современном мире. Все искажено и все — ложь, полагал Дебор.
Выход из этой всеохватывающей иллюзии он видел в прямом действии класса работников, формирующих власть общественных собраний и подчиненных им выборных Советов. Власть Советов, а не партий, формирует «безгосударственную диктатуру пролетариата». Это означает, что в ходе пролетарской революции работники, организованные в ассоциацию рабочих Советов, берут производство в свои руки и организуют потребление согласно своим потребностям. Спектакль разрушается вместе с рыночной капиталистической экономикой. Ему на смену идет сознательное управление социальными процессами. Само общество организуется в сеть коллективов, которые договариваются о том, как устроить жизнь во всех областях общественного бытия.
Цитаты и лозунги из ситуационистских текстов и публикаций или близкие к ним были повсеместно на плакатах и граффити во время восстаний Красного мая: «Рабочий, тебе — 25, а твой профсоюз из прошлого века!», «Мы ничего не просим, ничего не требуем, мы захватываем, мы оккупируем!», «Ты нужен своему боссу, а он тебе не нужен!», «Баррикады перекрывают улицы, но открывают путь», «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки!» и т. д. Эти ироничные, порой парадоксальные лозунги, направленные на прорыв иллюзии, охватывали самые разные области жизни, от секса до вопросов мировой политики.
В мае 1968 г. тысячи студентов захватили университет «Сорбонна». Вскоре 10 млн рабочих крупнейших промышленных предприятий объявили всеобщую забастовку. В некоторых случаях они по примеру студентов захватили фабрики или даже продолжили производство на началах самоуправления. Лозунги некоторых участников событий требовали отвернуться от партий и профсоюзов, самим управлять производством и процессом обучения.
Такие или похожие выступления периодически случаются в истории капитализма (особенно часто во Франции), ибо эта система лишена гармонии. Она порождает массовое неравенство и разочарование, вызывает финансовые кризисы и безработицу, что время от времени порождает мощный протест тех, кто каждый день исполняет на работе приказы начальников. Поэтому вспышки классовой борьбы проходят красной нитью через всю историю капитализма. Они бывают более или менее осмысленными, организованными, но преимущественно спонтанными, хотя некоторые группы, оказавшиеся в нужное время в нужном месте, смогли оказать влияние на проявления такой активности. По крайней мере, так было во Франции.
По самому большому счету никакая партия не готовит революцию, полагали Дебор и Касториадис. К ней подталкивает сама капиталистическая система, порождая сопротивление низов общества эксплуатации. Иногда оно происходит в форме рабочих Советов и тогда формируется ядро будущего безгосударственного и бесклассового социалистического общества самоуправления. Но те или иные сплоченные идейные группы могут оказать существенное влияние на облик сопротивления, усилив или ослабив способности рабочего класса к самоорганизации.
Вспышка классовой революции в Париже в мае 1968-го оказалась мощной, но очень короткой. Через несколько недель страна успокоилась — после того, как рабочие получили прибавку к зарплате. Студентов разогнали. Профсоюзные чиновники смогли захлопнуть перед носом революционеров ворота большинства заводов. Тем не менее, обе группы, СиВ и СИ, смогли, действуя в период, предшествовавший революции, повлиять на ее события и лозунги будущего. Будь социальный подъем более продолжительным, результаты могли оказаться масштабнее.
Комментарий редакции: Парижские события 1968 года недвусмысленно подчёркивают возможность народа добиться позитивных изменений вследствие сплоченности и массовой борьбы за свои права. Сколько бы реакционеры не запугивали общество «потрясениями», которые будто бы наступят при массовых волнениях, в реальности такие действия могут повлиять хотя бы на частичное изменений ситуации. В этом плане опыт борьбы парижских студентов 1968 года поучителен. Одновременно представляется нецелесообразным ограничиваться борьбой за частичные уступки народу. Буржуазия их всегда компенсирует усилением наступлением на права людей труда в других сферах. Ну и, разумеется, рано или поздно забирает обратно то, что дала в результате массовых выступлений трудящихся. Поэтому урок один — при масштабной борьбе надо вести дело до полной победы над капитализмом, до взятия рабочим классом экономической и политической власти. Только тогда появятся условия, благоприятствующие преодолению бесправия народа, выходу на путь системного освоения обществом новых горизонтов прогресса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.