Начало осени — время традиционного всплеска протестной активности в Европе — на сей раз выдалось особенно урожайным на мощные антивластные выступления. Так, первый же после летнего затишья митинг несогласных с политическим курсом чешского руководства собрал в центре Праги сразу десятки тысяч человек. Постоянные организаторы мероприятия — непарламентская партия «Право. Уважение. Профессионализм» (ПУП) под руководством Индржиха Райхла — несколько преобразили формат акции, сменив её девиз с «Чехия против нищеты» на «Чехия против правительства» и поставив демонстрантам условие приносить с собой исключительно национальные флаги. Дело в том, что на предыдущие манифестации многие участники выходили с российскими триколорами, призывая к сближению с Москвой, и ангажированные властью журналисты тут же окрестили демонстрации ПУП «прокремлёвскими». «Нам не нужно правительство ЕС, нам не нужно американское, украинское, китайское или российское правительство, нам необходимо правительство Чешской Республики, чешских граждан», — подчеркнул Райхл, выступая на Вацлавской площади перед толпой единомышленников, ревевшей в ответ: «Отставка!», «Долой кабмин — сборище американских приспешников!», «Нет базам!», «К чёрту НАТО!».
Главная причина недовольства чехов — пенсионная реформа и другие экономические преобразования команды премьера Петра Фиалы, проводимые без учёта интересов населения, вынужденного ещё туже затягивать пояса. Как отметил руководитель ПУП, Чехия — единственная страна в Евросоюзе, чья экономика до сих пор не вернулась на уровень до пандемии COVID-19. Райхль подверг критике национальные системы здравоохранения и соцзащиты, «лопающиеся под наплывом экономических мигрантов с Украины», осудил деятельность главы МВД Вита Ракушана, поддержавшего введение между членами ЕС обязательного «механизма солидарности» по беженцам, высказался против намерений Праги перейти на евро и ратифицировать Стамбульскую конвенцию (международное соглашение Совета Европы о борьбе с насилием в отношении женщин). «Давайте инвестировать в медицину, в наших людей, а не покупать оружие», — предложил политик, не разделяющий позицию властей, готовых до бесконечности оказывать помощь хунте Зеленского.
К манифестантам также обратились глава Ассоциации независимых профсоюзов (АНП) Богумир Дуфек, эксперт по медицинскому праву Ондржей Достал, сенатор Яна Читек-Гамплова, адвокат Клара Самкова. Так, Дуфек, возмущённый подорожанием продовольственных товаров, призвал правительство, а также компании, занимающиеся производством и продажей продуктов питания, срочно принять меры для снижения цен. Одновременно лидер АНП обвинил в неэффективной работе своего главного конкурента — лидера крупнейшей в стране Чешско-Моравской конфедерации профсоюзов Йозефа Стршедулу.
Эмоциональной получилась и речь Клары Самковой, обрушившей гнев на Брюссель. Оратор указала на то, что на фоне украинского кризиса Евросоюз, находящийся в «режиме распада», окончательно скатывается к абсолютному диктату и шантажу в отношении своих членов. Кроме того, юрист выразила желание дожить до того момента, когда премьер Фиала предстанет перед независимым судом за проводимую его кабинетом губительную для Чехии экономическую и международную политику.
После завершения митинга несколько сотен его участников отправились в парк «Летна», где дебаты на острые темы продолжились в более неформальной обстановке — у лотков с пивом и сардельками.
Согласно результатам исследования Центра по изучению общественного мнения, «плохой» или «очень плохой» экономическую ситуацию в республике сегодня считают почти две трети респондентов, причём сторонники Компартии Чехии и Моравии, а также оппозиционных парламентских движений «Свобода и прямая демократия» и «Акция недовольных граждан» встревожены положением дел в стране куда сильнее, чем приверженцы правящих либеральных партий.
Не менее впечатляющим оказался и размах акции в Магдебурге, столице немецкой земли Саксония — Анхальт, где на Соборной площади состоялась самая масштабная в этом году протестная манифестация в ФРГ, к которой присоединились почти 50 тысяч человек. Демонстранты, выступив против пронатовской политики страны, поставок оружия Украине и ограничения гражданских свобод, потребовали мира, отказа от насильственной вакцинации населения и прочих «фашистских» методов ВОЗ и федерального правительства.
Мероприятие инициировал ряд общественных организаций, в том числе «Германия встаёт», «Реформация 2.0», «Альтернатива для детей», выражающих позицию граждан ФРГ, уставших от действий властей, по сути являющихся марионетками США.
Протестовавшие установили фотостенды «Детям нужен мир» и «Аллея ангелов», на которых были запечатлены дети — невинные жертвы войн Североатлантического альянса и агрессии киевского режима в Донбассе.
Демонстрацию в Магдебурге освещали лишь оппозиционные издания, написавшие: «Государственные СМИ скажут, будто в столице Саксонии — Анхальт собралась сотня ультраправых путинистов. Но мы-то видим: на улицы города вышли десятки тысяч думающих немцев!».
Нешуточные протестные страсти разгораются и на родине дяди Сэма, где Объединённый профсоюз работников автомобильной промышленности (ОПРАП), насчитывающий в своих рядах 150 тысяч человек, впервые за свою 88-летнюю историю объявил забастовку на предприятиях сразу всех трёх автогигантов США — «Форда», «Дженерал моторс» (ДМ) и «Стеллантиса» (транснациональная корпорация, образованная в 2021 году слиянием итало-американского автопроизводителя «Фиат — Крайслер» с французским «Пежо». — Е.М.). На первом этапе к стачке под девизом «Встань и нанеси удар» примкнули 13000 сотрудников крупных заводов в Вентцвилле (штат Миссури), Толидо (штат Огайо) и Уэйне (штат Мичиган), с конвейеров которых сходят популярнейшие в стране марки машин: «Джип Вранглер», «Шевроле Колорадо» и «Форд Бронко».
ОПРАП настаивает на официальном утверждении четырёхдневной рабочей недели, повышении зарплаты на 36% в течение четырёх лет, улучшении пенсионного обеспечения, увеличении продолжительности оплачиваемого отпуска, восстановлении размера пособий по безработице, урезанного во время рецессии 2008 года, сокращении обязательной сверхурочной работы, а также обеспечении гарантий занятости в условиях перехода на выпуск электромобилей. Последнее требование особенно актуально в свете того, что за последние 24 месяца в США закрылось множество автопредприятий, в том числе завод в Белвидире (штат Иллинойс), собиравший «Джип Чироки».
Руководство компаний ожидаемо встретило в штыки претензии трудящихся, назвав их запросы абсолютно неприемлемыми и несвоевременными: негоже клянчить деньги, когда острейшая конкуренция с «Теслой» вынуждает в кратчайшие сроки освоить выпуск новых моделей электрокаров.
На самом деле вопреки разглагольствованиям лидера США Джо Байдена о процветании страны, реальные доходы даже квалифицированных американских рабочих за последние годы заметно просели. Виной тому не только бедственное состояние экономики, близкое минимум к рецессии, но и спад в крупной промышленности, не выдерживающей соперничества с иностранными производителями.
Выступая перед сотнями рабочих, собравшихся возле офисного здания «Форд» в Уэйне, Шон Фейн, президент ОПРАП, назвал забастовку «праведной борьбой» за права рабочего класса и пригрозил распространить её на другие предприятия «большой тройки», отметив, что профсоюз, располагающий фондом в 825 млн долларов для выплаты участникам стачки по 500 долларов в неделю, продолжит протестовать до тех пор, пока голоса его членов не будут услышаны. Кстати, наряду с металлургами ОПРАП остался фактически единственным влиятельным профобъединением США, способным до победного сражаться за интересы своих подопечных. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 2019 году при выводе из Детройта последнего автозавода Фейну удалось выбить из владельцев «Стеллантиса» гигантские суммы на компенсации сотрудникам не только найма нового жилья, но и расходов на переезд.
Для трёх автогигантов США происходящее грозит логистическим кошмаром: производственные цепочки крайне сложны, а руководство предприятий не знает, где вспыхнет новая стачка. Всё это негативно сказывается на объёмах выпуска транспортных средств, сборка которых в случае длительной забастовки и расширения рядов её участников может вообще прекратиться. Вынужденная пауза повлияет на доходы поставщиков, спровоцирует сокращение запасов автомобилей, пользующихся высоким спросом. А это в свою очередь обернётся взвинчиванием цен на подержанные машины, чего с трудом удалось избежать в постпандемийный период.
Неудивительно, что мятеж трудящихся вызвал негодование хозяев и администрации заводов, тут же окрестивших его происками конкурентов. Один из руководителей «Стеллантиса» сразу забил в колокола: «Пока ОПРАП организовывает стачку в компаниях, приверженных ценностям Детройта, в штаб-квартире «Теслы» охлаждают шампанское», — заявил топ-менеджер, намекнув тем самым, будто протестующие собственными руками уничтожают рабочие места.
Не пришлась забастовка по душе и гендиректору ДМ Мэри Барра, посетовавшей на то, что акция началась именно в тот момент, когда компания приступила к созданию новых моделей электромобилей. 61-летняя бизнес-леди обвинила отказывающихся трудиться сотрудников в попытке выбить корпорацию с рынка и призвала профсоюз не руководствоваться сиюминутными желаниями, а смотреть на десятилетия вперёд, дабы в будущем ДМ смогла сохранить и даже расширить штат.
Ну а позиция «Форда» выглядит ещё проще: если концерн пойдёт на поводу у ОПРАП, то впервые в истории рискует объявить себя банкротом.
В итоге автопроизводители всё же сделали участникам стачки встречные предложения, вот только щедростью они не поражают, а все требования, не касающиеся повышения окладов, вообще отметают. «Стеллантис» согласилась в течение четырёх лет поднять зарплату на 17,5%, ДМ — на 18%, а «Форд» — на 20% (правда, за 4,5 года). Но столь унизительные подачки на фоне нынешнего разгона продовольственной инфляции в США до 19,6% вряд ли устроят рабочих.
Впрочем, учитывая масштабы убытков, ожидающих «большую тройку» (взять хоть «Стеллантис» — конгломерат, объединяющий множество европейских и американских торговых марок), забастовка автосборщиков всё же имеет серьёзные шансы на успех.
Но вернёмся из Нового Света в Старый, где с первых дней сентября продолжаются акции протеста учителей, столкнувшихся в начавшемся учебном году с реформами, явно не идущими на пользу процессу обучения и воспитания подрастающего поколения. Так, в столице Армении школьные педагоги устроили демонстрацию возле здания министерства образования, науки, культуры и спорта (МОНКС), потребовав отказа от «модернизированных» стандартов преподавания и защиты своих прав.
«Власти словно специально делают всё, чтобы мы опустили руки, разочаровались в профессии и ушли, тем самым усугубив кадровый голод в учебных заведениях по всей республике, — рассказали участницы демонстрации. — Особенно тревожит так называемая добровольная аттестация, вопросы для которой берутся откуда-то извне, а потому пройти её не в состоянии даже очень сильные специалисты, хорошо разбирающиеся в своём предмете. Следовательно, учителям нужны курсы повышения квалификации. Много нареканий вызывает и учебный план, поскольку включённые в него темы не освещены в учебниках».
Обратив внимание на очевидное неравенство в оплате труда, а также на то, что педагоги вынуждены трудиться даже дома по выходным, демонстранты констатировали: учитель — самый ущемлённый в правах наёмный работник в Армении.
По словам взбунтовавшихся педагогов, они лишены возможности рационально использовать рабочее время, и постепенно превращаются в роботов. Помимо годового и недельного планов, учителям приходится постоянно составлять ежедневные графики учебного процесса, а затем тратить массу времени на заполнение электронного журнала вместо того, чтобы заниматься непосредственно преподаванием.
С участниками манифестации встретилась начальник управления общего образования МОНКС Тамара Саркисян. Чиновница сообщила, что только за один день в её ведомство поступило более 200 жалоб педагогов на ужесточение правил ведения электронных журналов, и призвала учителей не заполнять их, а также пообещала демонстрантам найти решение волнующих их проблем.
А в Нигере, где 26 июля произошёл госпереворот, не стихают демонстрации против присутствия французских солдат в стране. Акции протеста, в том числе сидячие забастовки, с требованием вывода контингента Пятой республики и высылки её посла проходят перед военной базой бывшей метрополии в Ниамее, столице африканского государства.
По прошествии двух месяцев с момента свержения нигерского президента Мохамеда Базума Париж так и не признал полномочий «Национального совета по защите Отечества», взявшего в свои руки власть в республике, и игнорирует все претензии Ниамея. Такая позиция французского руководства усилила гнев нигерцев, и их решимость выдворить со своей территории иностранных солдат растёт с каждым днём.
Тем временем новые правительства Буркина-Фасо, Мали и Нигера заключили военный союз, подписав хартию об учреждении альянса государств Сахеля «с целью создания архитектуры коллективной обороны и взаимной помощи на благо населения». Этот шаг со стороны трёх западноафриканских государств, недавно переживших военные перевороты, эксперты назвали сокрушительным ударом в спину ЭКОВАС и финальным свидетельством завершения эпохи французской гегемонии в регионе.
Елена МОРОЗОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.