Они написали Историю…

Они написали Историю…

Павел Крюков

В апреле 2023 года на Всероссийском просветительском марафоне «Знание. Первые» чиновники из АП и правительства представили так называемый новый учебник истории, который, по их словам, «ярко преподносит материалы о военных и трудовых подвигах нашего народа». Заточенный на патриотизм, как основную идею, и призванный решить уже 30 лет стоящую перед педагогическим сообществом проблему отсутствия единого учебника истории, он уже в сентябре этого года лёг на парты школьников 10-х и 11-х классов.

Над учебником работали известный своими перлами ещё со времён, когда занимал пост министра культуры, Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, а также академик РАН Александр Чубарьян.

При ближайшем рассмотрении сей талмуд оказался дописанным старым «учебником Данилова–Торкунова». По этому пособию учились и 10 лет назад, и 20. Даже автор этой статьи не только помнит его цвет, но и изучил от корки до корки и даже законспектировал половину параграфов. Новая редакция, дополненная и слегка переработанная, имеет всё те же проблемы, что и её предшественники.

Историки в нём нашли несколько фактических ошибок. Например, на одной и той же странице, где рассказывается про полёт Юрия Алексеевича Гагарина, авторы учебника размещают два варианта длительности нахождения космического корабля на орбите по времени.

Далее, гонясь за мнимой объективностью, в рамках одного и того же раздела они и хвалят, и ругают советскую эпоху и её деятелей. Причём зачастую представлены не просто плюсы и минусы, а прямо противоположные точки зрения об одном историческом факте. Ещё больше удивляет, что в учебник необъяснимым образом проник взгляд на развитие событий с опорой на фальшивые документы. Так, точка зрения, что ответственность за катынский расстрел лежит на НКВД, давно опровергнута учёными как фейк. Однако соответствующий параграф безоговорочно утверждает, что было именно так…

Что касается части, которая повествует про последние 30 лет, к сожалению, здесь об объективности говорить и не приходится. Ключевая проблема в том, что историческое исследование обязано опираться на достоверные источники, каждый факт должен быть документально подтверждён. И даже если мы не будем говорить о текущей пятилетке, у историков нет полного доступа в архивы и 90-х годов, а это значит, что события трактуются с использованием домыслов, что архинедопустимо, вредно и вводит в заблуждение учащихся.

Историк и политолог Евгений Спицын, который около 20 лет проработал в школе, отмечает слабую методическую основу пособия. По его мнению, ученик не доработан как методологически, так и методически. Он не заставляет думать учеников самостоятельно, в нём нет интересных заданий, а в структуре наблюдается технократический, формалистский подход.

Президенту отчитались о решённой проблеме единого учебника. Сам же Владимир Владимирович, конечно, его читать не будет и не увидит всех ляпов, которые допустила горе-редколлегия. А дело, как всегда, делалось спустя рукава и не очень-то объективно, точнее, выбирались из каждой эпохи факты, которые могут обелить нынешнюю:

«Вся вот эта мимикрия и под имперскую державность, и под советскую справедливость, она призвана законсервировать настоящее. А настоящее наше – компрадорское, вороватое, несправедливое. Правящая верхушка меняться не собирается. У нас имитационная власть общества, демократия, и многие институты имитационные, и имитационная идеология, и имитационный учебник, который решает одну идеологическую задачу: начальство нынешнее право и что доказывает его правоту имеет положительное значение, остальное изображается в чёрных и серых тонах», – считает депутат Госдумы от КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов.

И на данном этапе непоследовательные и половинчатые разработки учебника для старшей школы не означают, что в будущем средняя не утонет в разнообразии пособий. Книги, адаптированные для 5-х – 9-х классов, только в разработке. И если дальнейшая деятельность «команды Мединского» будет вестись также планомерно из рук вон плохо, то благие намерения не только не помогут навести порядок в головах учеников и в учебных планах, но и приведут ко всеобщему хаосу. И люди, которые даже не помнят, в каком году совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция (однажды мне без зазрения совести заявила о таком моя ровесница 30 лет от роду), будут встречаться всё чаще.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *