В предыдущей статье мы опровергли домыслы ельцинистов о будто бы предотвращённой ими гражданской бойне. В реальности именно они вели дело к эскалации конфликта. Правда, в оправдании антиконституционного переворота либералы нередко представляли защитников Дома Советов едва ли не как некое «сборище красно-коричневых экстремистов и уголовников». Но это не только лживая пропагандистская шумиха. Это ещё и оскорбление подлинных патриотов нашей Родины, вставших на защиту органа народного представительства.
В рядах защитников Дома Советов уголовники?
После сентябрьско-октябрьских событий 1993 года адепты ельцинского антиконституционного переворота регулярно заявляли о мнимом наличии уголовников в рядах защитников Верховного совета. Подчас отдельные представители СМИ, политики договаривались до того, что А.В. Руцкой и Р.И. Хасбулатов якобы использовали «бандитов», потеряв над ними контроль. Но это была наглая дезинформация.
Начать с того, что проведённое ещё в ельцинский период Генеральной прокуратурой РФ расследование установило, что в числе погибших 3 – 4 октября 1993 года не было ни одного подсудимого. Впрочем, «демократы» подчас, говоря о «преступниках», нередко придают этому значению политическую окраску. Например, в 2010 году в эфире посвящённого рассматриваемым нами события выпуска телепередачи «Суд времени» Л.М. Млечин и его единомышленники, доказывая о якобы отданной во власти «политических бандитов» Москвы, говорили о таких деятелях, как А.М. Макашов и В.И. Анпилов. А вот это уже, извините, прямое оскорбление. Предположим, некоторых трижды не устраивают коммунистические воззрения, сами личности Альберта Макашова и Виктора Анпилова. Но даже при таком раскладе это всё не является основанием для навешивание оскорбительных ярлыков, для искусственного создания морально-нравственной атмосферы, благоприятствующей расправе над ними.
В свою очередь, О.П. Мороз в своей книге «Так кто же расстрелял парламент», затрагивая тему наличия т.н. «уголовников» в числе защитников Верховного совета, пишет о приднестровцах, о бойцах батальона «Днестр», участвовавших в молдавских событиях 1992 года, а также о сотрудников бывшего рижского ОМОНа, противостоявших в 1991 году прибалтийским национал-сепаратистам.
Следовательно, налицо политическая интерпретация перечисленных групп, произвольное именование их «уголовниками». Для т.н. «оражнистов» и для их западных вдохновителей все, кто за единство нашей Родины, за защиту Русского мира, автоматически зачисляются едва ли не в «террористы». Вчера так нарекали ОМОНовцев, пытавшихся в 1991 году встать на пути прибалтийских русофобов и национал-сепаратистов, а также всех, сражавшихся за независимость Приднестровья. В наши дни «западники» точно также обзывают защитников Донецкой и Луганской народных республик, участников спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. От «пятой колонны» ничего иного и ждать невозможно.
Что же касается объявления бойцов «Днестра» и рижского ОМОНа властями Молдавии и Латвии в розыск – так у них все, кто за единство СССР, кто против сталкивания лбами народов, объявляются преступниками. Сегодня марионеточный украинский режим предъявляет обвинения тем, кто стоит на страже рубежей Русского мира. Некоторые тоже готовы подпевать гнилой пропаганде хунты Петра Порошенко и Владимира Зеленского?
Так что если Дом Советов защищали бойцы батальона «Днестр» и рижского ОМОНа, подлинным патриотам нашей Родины стыдиться нечего. Напротив, это были отважные люди, приложившие усилия в борьбе за сохранение страны, независимость и единство которой отстояли наши предки.
Не «сборище красно-коричневых», а союз всех патриотов и защитников Конституции
Сколько бы «демократы» не утверждали, что у Дома Советов будто бы собрались одни сторонники «реставрации Сталинского тоталитаризма», «коммуно-фашисты» и сплошные ультрарадикалы, в реальности всё было совершенно иначе. К парламентской резиденции пришли люди разных политических воззрений, представители и сторонники партий и движений разной идейной направленности, разных социальных слоёв населения. В числе защитников Верховного совета были и коммунисты, и национал-патриоты, и центристы, и часть умеренно настроенных «демократов» и либералов, и даже вчерашние ближайшие соратники Б.Н. Ельцина.
Лидер «Трудовой России», секретарь Российской коммунистической рабочей партии В.И. Анпилов, принимавший участие в обороне Дома Советов, в своих мемуарах писал о разношёрстном составе защитников Конституции:
«Как всякое стихийное народное восстание, Октябрьское 1993 года собрало у стен Верховного Совета разные политические силы. Во-первых, сам Верховный Совет во главе с Вице-президентом Александром Руцким и председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым представлял ту часть национальной буржуазии, которая оказалась отодвинутой от дележа – расхищения общенародной собственности более наглой, более подготовленной к условиям капитализма криминальной, компрадорской буржуазией, ориентированной на США и Израиль. Во-вторых, многочисленные патриотические организации – казаки, православные патриоты, Русское национальное единство – представляли вчерашних рабочих, служащих, которые после слома общественно-политической системы в условиях безработицы и массовых невыплат заработной платы, вынуждены были заняться мелким бизнесом, уличной торговлей, то есть пока не оформившуюся окончательно мелкую буржуазию. Очень серьезную силу, выступившую на стороне Верховного Совета представляли военные, как организованные – Союз офицеров, Всеармейское собрание офицеров, — так и индивидуально, по своей воле пришедшие защищать Верховный Совет офицеры и генералы, проходившие на тот момент службу в Москве. Офицеров у «белого дома» объединяло стремление восстановить единые Вооруженные Силы и, следовательно, — единую державу Союз Советских Социалистических республик».[1]
На наш взгляд, помимо национальной буржуазии, оттеснённой от участия в присвоении общенародной собственности компрадорской, занимавшихся мелким бизнесом бывших рабочих и служащих, отставных и продолжавших нести службу офицеров армии и правоохранительных органов (по большей части военнослужащих), представлявших их интересы политических сил следует обязательно упомянуть о присутствии коммунистов в рядах защитников Конституции и народовластия в лице КПРФ, РКРП, анпиловской «Трудовой России» и других левых организаций. Они опирались на пенсионеров, проработавших свою сознательную жизнь в СССР, а также на действовавших на тот момент людей наёмного физического и умственного труда.
Все перечисленные социальные слои населения и политические партии сплотились в стремлении не только отстоять конституционную законность, воспрепятствовать узурпации власти ельцинской группировкой. Их всех в разной степени объединяло неприятие подчинение внутриполитического и внешнеполитического курса интересам зарубежных государств, что несло потери России и народа и ради чего «демократы» из кожи вон лезли в своём стремлении разогнать съезд народных депутатов и Верховный совет.
Относительно участия баркашовцев
Раз уж было упомянуто о присутствии возглавляемого А.П. Баркашовым радикально-националистического «Русского национального единства» у Дома Советов, то следует обратить внимание на многочисленные спекуляции политических сторонников ельцинских путчистов на сей счёт. Осенью 1993 года и в дальнейшем «демократические» СМИ денно и нощно показывали кадры присутствия РНЕшников вблизи здания парламентской резиденции. Вполне понятно, что они формировали представление, будто основную ударную силу защитников Верховного совета составляют ультраправые нацистские группировки. Далее делался вывод, что парламент, опирающийся на подобные организации, якобы сам расписался в «экстремистских» настроениях, в связи с чем, оказывается, заслуживал применения жёстких мер.
Важно помнить, что Конституцию защищали разные политические силы. Далее, не все ключевые представители руководства законодательного органа, штаба его обороны одобряли присутствие последователей А.В. Баркашова в числе защитников депутатского корпуса. Например, А.М. Макашов, по утверждению бывшего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ Л.Г. Прошкина, расследовавшего события осени 1993 года, «был категорических против них», выражал недовольство допуском подобных элементов.[1] Одновременно у большей части защитников Верховного совета вызывали неприязнь шовинистически и ксенофобские лозунги, выкрикиваемые и развешиваемые баркашовцами. Подчас дело доходило до прямых столкновений с РНЕшниками, о чём позднее свидетельствовал А.В. Руцкой: «Я неоднократно посылал охрану сдирать эти (антисемитские – прим.авт.) лозунги. И несколько раз между охраной и баркашовцами возникали драки».[2]
В целом, история с присутствием активистов РНЕ у Дома Советов таит в себе немало подозрительного. Наблюдавшие всё это позднее обнародовали весьма интересные факты, позволявшие утверждать об использовании баркашовцев ельцинистами с целью компрометации и.о. президента А.В. Руцкого и Верховного совета. Например, присутствовавший в Доме Советов политолог С.Е. Кургинян, которого баркашовцы вывели под дулами автоматов из парламентской резиденции, вспоминал, как им даже после полного блокирования «белого дома», перекрытия ельцинскими силовиками прохода для всех (в том числе для врачей) позволяли свободно проникать в здание законодательной власти. И это не могло не внушать подозрений. Сергей Кургинян также видел момент выставления постановочных фотографий РНЕшников. По его словам, журналисты указывали активистам баркашовской организации, что следует повернуться в сторону здания американского посольства и скандировать лозунг «Слава России»».[3]
Аналогичные свидетельства позднее были представлены помощником первого заместителя министра внутренних дел РФ в 1993 году В.С. Овчинским: «Для того чтобы скомпрометировать защитников Белого дома, туда ввели баркашовцев со свастикой. Они стали там маршировать внутри, вскидывать руки в фашистском приветствии — и все это фотографировалось, снималось на видео. Потом эти снимки ушли в администрацию. Оттуда их доставили в посольство США и переправили в Вашингтон. Была поставлена такая альтернатива: либо приходит фашизм, либо мы принимаем радикальные меры. То есть это была спланированная провокация».[4] Поразительно то, что основная часть РНЕ удалось покинуть Дом Советов до начала его обстрела. Бывший следователь Генеральной прокуратуры РФ Л.Г. Прошкин утверждал, что «большая часть баркашовцев, ещё до танкового обстрела, ушли по подземным коммуникациям – тоже с оружием».[5] После этого какие-либо сомнения в использовании ельцинскими агентами РНЕ в качестве орудия дискредитации Верховного совета полностью отпадают.
Наконец, последнее. Ультралибералы постоянно ныли о мнимой поддержке баркашовцами защитников Советской Конституции и на этом основании утверждали о «фашистской» ориентации Верховного совета. Между прочим, на президентских выборах 1996 года РНЕ открыто поддерживало кандидатуру Б.Н. Ельцина – как в первом, так и во втором турах. И готовы ли вы, «демократы», после этого утверждать об ультраправых настроениях Бориса Ельцина и его окружения? Или на это вы собирайтесь закрывать глаза, при этом раздувая мнимую опору парламента в 1993 году на организацию А.В. Баркашова?
Михаил Чистый
[1] Как почернел Белый дом. Мятеж или госпереворот – участники вспоминают октябрь 1993-го https://ria.ru/20181003/1529692823.html
[2] 93-й год https://flb.ru/info/21531.html
[3] С.Е. Кургинян рассказывал об этом в эфире посвящённой сентябрьско-октябрьским событиям 1993 года телепередачи «Исторический процесс» от 28 сентября 2011 года https://www.youtube.com/watch?v=ms0rO3Ncqvg
[4] МВД, мафия и олигархи – аналитический портал ПОЛИТ.РУ https://polit.ru/article/2011/03/03/ovchinsky/
[5] Офицеры у Белого дома осенью 1993 года не знали, в кого палили – KP.RU https://www.kp.ru/daily/26889/3933753/
[1] В.И. Анпилов. Наша борьба. М; 2002 г.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.