Стратегия подчинения

Стратегия подчинения

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Сергей Кожемякин

Узбекистан продолжает всестороннюю либерализацию экономики и социальной сферы. Эта политика находит поддержку финансовых институтов Запада, рассматривающих рыночные реформы с точки зрения углубления своего влияния в регионе.

  Все последние месяцы руководители Узбекистана не переставали говорить о стратегии развития страны до 2030 года. Подхваченная информационными ресурсами кампания должна была убедить граждан в том, что совсем скоро их ждут радикальные изменения к лучшему. Как утверждалось, республика войдёт в число стран с доходами выше среднего, будет построено «служащее народу справедливое и современное государство», все сферы которого, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, будут полностью соответствовать потребностям народа.

После такой подготовительной работы президент Шавкат Мирзиёев наконец подписал указ, утверждающий стратегию «Узбекистан-2030». Документ был опубликован и стал открыт для всеобщего ознакомления. Но, как оказалось, за красивым фасадом скрывается довольно спорное содержание. Отражая неолиберальный крен страны, предлагаемые меры если и могут обеспечить чьё-то благополучие, то точно не широких масс трудящихся.

Стратегия предусматривает приватизацию промышленности и банковского сектора. Бизнесу будут переданы такие ключевые сферы, как транспорт, энергетика, ирригация. На основе государственно-частного партнёрства предлагается строить дороги и модернизировать аэропорты с последующей их передачей в «доверительное управление». Формирование тарифов на пассажирские и грузоперевозки перейдёт на рыночные принципы, в транспортную отрасль будут привлекаться частные, в том числе зарубежные, операторы. Планируется уход государства из сферы поставок газа и электроэнергии, а в переработке отходов, водоснабжении, управлении системой энерго- и теплоснабжения на социальных объектах будут внедряться рыночные механизмы.

Стратегическими целями объявлены «последовательный перевод монопольных сфер на рыночные принципы, повышение доли частного сектора в экономике, создание наиболее благоприятных условий для свободной деятельности предпринимателей». К 2030 году доля частного сектора в экономике должна быть доведена до 85 процентов. Для этого количество предприятий с государственной долей предлагается сократить в шесть раз — с нынешних 2300 менее чем до 400. Семнадцать видов государственной монополии будут отменены, так что в ведении государства в итоге останутся исключительно магистральные энергетические и транспортные сети, а также сферы, связанные с госуправлением и безопасностью.

«Товарно-денежная волна» со всеми вытекающими последствиями накроет и социальную сферу. В том Узбекистане, который хотят построить власти, доля частного сектора в образовании и здравоохранении должна увеличиться как минимум втрое. Поразительно, но разделу, в котором ставится эта цель, дано название «Государство, служащее народу»! Впрочем, это не единственная несуразность. Например, заявления о необходимости укреплять суверенитет и безопасность соседствуют с задачами по привлечению иностранных инвестиций и созданию для зарубежного капитала максимально выгодных условий. Говорится в стратегии и о «расширении на новом уровне стратегического партнёрства и всестороннего сотрудничества» с США, об усилении с ними связей в области инвестиций, экспорта, передовых технологий.

Серьёзность намерений власти подтверждается как публичными выступлениями её представителей, так и их конкретными шагами. Ярким примером стала речь Мирзиёева на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Рассказав о стратегии «Узбекистан-2030», президент назвал приоритетной задачей либерализацию экономики и особо отметил вступление в ВТО как важную задачу страны.

Что касается реализации поставленных целей, то юридическую основу для этого создали депутаты парламента, оперативно одобрившие законопроект «О приватизации государственного имущества». Он пришёл на смену закону «О разгосударствлении и приватизации», принятому ещё в 1991 году. Новые нормы значительно расширяют способы передачи собственности в частные руки, в том числе путём электронных онлайн-аукционов, аренды с последующим выкупом и т.п. Также документом гарантируется неприкосновенность приватизированной собственности.

О привлечении бизнеса в транспортную сферу говорилось на правительственном совещании с участием главы государства. Мирзиёев потребовал ускорить привлечение к дорожным проектам частных партнёров и выразил недовольство медленными темпами внедрения платных трасс. После такого «нагоняя» ускорился процесс приватизации АО «Узтемирйулконтейнер» — контейнерного оператора узбекских железных дорог. Компания предоставляет полный комплекс услуг по организации контейнерных перевозок по территории республики. В качестве консультанта приватизации выбрана компания Alkes Research.

Не менее активно либерализация происходит в энергетике. Агентство по управлению государственными активами сообщило о начале продажи АО «Узэнергоинжиниринг». Данная организация существует с 1956 года и занимается проектированием объектов энергоснабжения. Объявлен тендер на строительство пяти гидроэлектростанций общей мощностью 46,6 МВт на основе государственно-частного партнёрства. Как отметили в министерстве энергетики Узбекистана, это будет «содействовать притоку прямых иностранных инвестиций для развития гидроэнергетических проектов».

С этим связан подготовленный правительством проект постановления «О дополнительных мерах по внедрению рыночных механизмов в топливно-энергетический комплекс». Реформа предполагает полный отказ от субсидий на электро- и газоснабжение, которыми, как утверждается, наряду с нуждающимися гражданами пользуются обеспеченные жители. Вместо этого будет введён дифференцированный тариф, зависящий от уровня потребления. Такие требования, к слову, выдвигают Ташкенту западные кредиторы. «Есть обстоятельства, которые, возможно, понравятся не всем. Необходимо повысить тарифы на электроэнергию. Государство не должно предоставлять абсолютно всем электроэнергию по субсидированной цене, которая не покрывает расходы, не говоря уже об инвестициях. С поднятием тарифов не нужно тянуть, это должно произойти уже в ближайшие месяцы… Освобождённые средства государственного бюджета можно направить на социальные цели, инвестировать в образование», — не так давно заявляла управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития по Центральной Азии Жужанна Харгитай. Тогда же она выступила за ускоренное привлечение частного капитала в транспорт, водоснабжение и другие сферы.

Как показывают бесчисленные примеры других стран, сэкономленные за счёт субсидий и льгот средства идут куда угодно — например, на выплату процентов по внешнему долгу, но только не в социальную сферу. А за обещаниями адресной помощи скрывается неолиберальное наступление на права трудящихся. Это доказывает стремительное проникновение бизнеса в социальную сферу. На базе государственно-частного партнёрства в трёх областях республики будут построены многопрофильные больницы. Проект поддержала Международная финансовая корпорация — подразделение Всемирного банка. «Работая с частным инвестором, мы можем внедрить в больницах передовой опыт», — уверяет министр здравоохранения Амрилло Иноятов. О «побочных эффектах» либерализации, вроде растущего неравенства и подчинения страны иностранному капиталу, власти умалчивают.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *