Мадемуазель Денёв: скромное обаяние таланта

Мадемуазель Денёв: скромное обаяние таланта

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Елена Морозова

Её имя — синоним стиля и элегантности, гармонии и изящества, безупречного вкуса и благородного шарма. Сама же она — королева и первая красавица французского кинематографа, загадочная и неподражаемая Катрин Денёв, чьё волшебное очарование, подобно дорогому коллекционному вину, с годами становится всё тоньше и изысканнее. Блистая на экране более полувека, легендарная муза великих режиссёров и прославленных кутюрье по-прежнему пленяет толпы поклонников: ведь даже в преклонном возрасте — 22 октября кинодива отмечает 80-летний юбилей — она остаётся символом вечной женственности, обаяния, свободы, независимости и продолжает завораживать публику тонкой психологической игрой. Соотечественники и поныне называют мадемуазель Денёв (именно так она просит обращаться к себе) «фам фаталь», «чародейкой», «нежной и отчаянной соблазнительницей», не уставая восхищаться её неиссякаемым природным магнетизмом.

  Впрочем, подобрать определение, полностью раскрывающее сущность и многогранный талант выдающейся актрисы, получившей статус последней мегазвезды Пятой республики, невозможно. Не случайно один из главных основоположников французской «новой волны» Франсуа Трюффо однажды сказал о Денёв: «С чем сравнить Катрин? Если её вообще надо с чем-нибудь сравнивать, то уж во всяком случае не с цветком. Ибо в ней существует некая неопределённость, некий нейтралитет, что побуждает меня приравнять её к вазе, куда можно вместить любые цветы — все цветы. Её облик, сдержанность, манера поведения позволяют зрителям проецировать на её прекрасное лицо все чувства, которые они мечтают испытать».

Будущая кинобогиня родилась в Париже в разгар Второй мировой войны в семье театральных актёров Рене Денёв и Мориса Теньяка (сценический псевдоним Дорлеак). Супруги воспитывали трёх дочерей, и Катрин, средняя из них, была единственной, кто изначально не собирался связывать свою жизнь с искусством лицедейства, мечтая стать модельером. Впрочем, от предначертанного свыше, как известно, не уйдёшь: взрослея в столь творческой среде, робкая, послушная и стеснительная девочка в итоге тоже рискнула попробовать себя на артистическом поприще. «Очень долго меня считали хорошенькой и недалёкой. Я ужасно комплексовала и в глазах окружающих выглядела глупенькой куклой. Меня это оскорбляло, и я решила доказать, чего стою на самом деле», — вспоминает о своём детстве именитая француженка.

Кинодебют Катрин выпал на 1957 год, когда Андре Юнебель, один из лучших киномастеров в жанре плаща и шпаги, автор саги о «Фантомасе», предложил ей эпизодическую роль школьницы в ленте «Гимназистки». В 1960-м 16-летнюю девушку вместе со старшей сестрой Франсуазой, делавшей первые шаги одновременно на подмостках сцены и в кино, пригласили в комедию Жака Пуатрено «Двери хлопают». Сразу после этих съёмок мадемуазель Дорлеак-средняя, не желавшая, чтобы её путали с уже знакомой публике Франсуазой, взяла девичью фамилию матери — Денёв.

На самом деле Катрин появилась на экране удивительно кстати. «Французское кино нуждалось в новом лице, менее чувственном, чем у Жанны Моро, менее агрессивном, чем у Симоны Синьоре. Место оставалось вакантным, и Денёв заняла его с первой же большой ролью», — признавал режиссёр Роже Вадим. Собственно он-то и увидел в своей 17-летней возлюбленной «отличный материал» для кинематографа и решил повторить с ней метаморфозу, ранее осуществлённую с Брижит Бардо, превратив юную парижанку в блондинку с длинными волосами, заставив её похудеть, носить коротенькие платья и юбки, а также курить и в меру употреблять спиртные напитки. Именно Вадим вылепил тот образ чаровницы Катрин Денёв, которым мы восхищаемся и по сей день.

Сотворив очередную Галатею, этакий осовремененный пушкинский «чистейшей прелести чистейший образец», Роже принялся снимать её в своих фильмах. Правда, ленты «Сатана там правит бал», «Порок и добродетель» успеха не имели. Однако благодаря последней — вольной киноинтерпретации романа маркиза де Сада «Жюстина, или Несчастья добродетели», где Катрин сыграла невинную девушку, попавшую в плен и ставшую объектом развлечения для офицеров третьего рейха, на неё обратил внимание режиссёр Жак Деми, искавший интересные лица для своего нового проекта — экспериментального мюзикла «Шербурские зонтики». После триумфальной премьеры фильма Денёв, исполнившая в нём роль главной героини — скромной, застенчивой продавщицы Женевьевы Эмери, вступающей во взрослую жизнь, проснулась звездой и получила пропуск в большое кино.

В 1964-м картина Деми, в которой вместо диалогов звучали неповторимые музыкальные композиции Мишеля Леграна, завоевала высшую награду Каннского кинофестиваля (в тот год её временно переименовали из «Золотой пальмовой ветви» в Гран-при), а также получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».

Надо признать: для многих поклонников Катрин навсегда так и осталась трепетной Женевьевой из «Шербурских зонтиков» — ленты, напоминавшей зрителям всего мира о бесценности каждого момента бытия и быстротечности времени. Зашкаливающей популярности фильма способствовало и то, что в период его съёмок — летом 1963-го — Франция переживала подъём и, пожалуй, одну из лучших эпох в своей истории. Пятой республикой управлял национальный герой генерал Шарль де Голль, страна зачитывалась романами Франсуазы Саган, свой первый салон открыл «провидец моды» Ив Сен-Лоран, на экране блистали Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, на сцене варьете — Ив Монтан и Шарль Азнавур, идолами молодёжи были французский пионер рок-н-ролла Джонни Холлидей и актриса Брижит Бардо.

Впрочем, сама Денёв явно не желала становиться заложницей одной роли и лубочного образа, сочетавшего чарующую наивность с беспечно хрупкой женственностью. Она умело распорядилась обрушившейся на неё славой, смело приняв новые вызовы от культовых режиссёров десятилетия, разглядевших в ней будущую кассовую киноприму высочайшего класса. В 1965 году Роман Полански снял кареглазую прелестницу в «Отвращении» — первой части своей знаменитой «квартирной трилогии». В классическом психологическом триллере в духе хичкоковского «Психо» незаурядный талант Денёв заиграл новыми красками: она избавилась от амплуа хорошенькой блондинки, блестяще перевоплотившись в маникюршу Кэрол, страдающую параноидальной шизофренией и страхом перед мужчинами.

После успеха «Отвращения» на актрису посыпались самые разноплановые предложения. Так, в эротической драме «Дневная красавица» (далёкой от первоисточника экранизации одноимённого романа Жозефа Кесселя, сделанной испанским мэтром Луисом Бунюэлем) Катрин предстаёт холодной порядочной замужней буржуазкой-мазохисткой, отправляющейся работать в бордель в попытке преодолеть застарелые комплексы, а в «Манон-70» Жана Ореля — аморальной, свободной духом обольстительницей, привыкшей получать всё что захочет.

Именно эти три картины, бросавшие откровенный вызов обществу, позволили одарённой француженке освободиться от романтизма и лиричности персонажей своих первых лент (от миловидности Женевьевы не осталось и следа) и создать новый тип роковой женщины эпохи сексуальной революции и расцвета феминизма, умудряясь в разных образах и амплуа совмещать, казалось бы, несовместимое. Практически все героини Денёв — яркие фигуры, страстные и загадочные натуры со сложным и противоречивым внутренним миром, которые, протестуя, борясь, ошибаясь и терпя поражение, никогда не теряют своё важнейшее качество — индивидуальность.

Под занавес первого десятилетия карьеры Катрин сыграла в криминальной драме Франсуа Трюффо «Сирена с «Миссисипи», а в 1970—1980-х годах продолжила укреплять реноме ведущей представительницы «важнейшего из искусств» Франции, исполнив главные роли в драмах Луиса Бунюэля «Тристана», Надин Трентиньян «Это случается только с другими» и Марко Феррери «Лиза», криминальных фильмах Жерара Пиреса «Акт агрессии» и Николь Гарсии «Вандомская площадь», исторических лентах Франсуа Трюффо «Последнее метро» и Алена Корно «Форт Саган», триллере Тони Скотта «Голод», а также мелодраме Франсуа Дюпейрона «Странное место для встречи».

В период с 1990-го по 2015-й новую порцию мирового признания одной из самых блистательных кинозвёзд Старого Света принесли образы, созданные в драмах Режиса Варнье «Индокитай» и «Восток — Запад». В последней, к слову, партнёрами кинодивы стали известные российские актёры Олег Меньшиков, Татьяна Догилева и Сергей Бодров-младший. Хороша Денёв и в музыкальной ленте Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», где в одном из эпизодов поёт и танцует в дуэте с исландской певицей Бьорк, а также в фильмах Кристофа Оноре «Возлюбленные» и Эмманюэль Берко «Молодая кровь». А вот комедийный дар Катрин в полной мере раскрылся в творениях Франсуа Озона «8 женщин» и «Отчаянная домохозяйка», а также в фильме Жако Ван Дормаля «Новейший завет».

Слава обворожительной француженки шагнула далеко за пределы её родины: картины с участием Денёв пользовались огромной популярностью сначала в СССР (в советском кинопрокате с успехом шли не только «Шербурские зонтики», но и «Дневная красавица», «Девушки из Рошфора», «Сирена с «Миссисипи», «Ослиная шкура», «Полицейский», «Дикарь», «Я вас люблю», «Последнее метро», «Африканец»), а затем и в России. Актриса неоднократно приезжала в нашу страну, в том числе для участия в Московском международном кинофестивале (ММКФ), где в 2012 году, в частности, получила спецприз киносмотра «Верю. Константин Станиславский» за покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского. Катрин нередко признавалась в любви к России и русским, восхищаясь их силой духа, широтой и открытостью души. Ценит она и российский кинематограф, особенно выделяя среди современных режиссёров Андрея Звягинцева.

Снявшись на протяжении 66 лет в общей сложности почти в 150 картинах, красавица-артистка являет собой наглядный пример долгой и насыщенной жизни в кино. Её творчество отмечено целым рядом наград, в том числе двумя «Сезарами» — национальными кинопремиями Франции: в 1981-м за роль в «Последнем метро», в 1993-м — в «Индокитае».

А «Вандомская площадь» в 1998-м принесла Катрин Кубок Вольпи — официальную награду Венецианского кинофестиваля, присуждаемую лучшим актрисам года, сыгравшим героинь в лентах, вошедших в конкурсную программу старейшего киносмотра планеты. Кроме того, за вклад в мировой кинематограф и выдающиеся достижения в области киноискусства Денёв в разные годы была удостоена почётной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, специального «Серебряного Святого Георгия» ММКФ, почётного «Золотого льва Святого Марка» Венецианского кинофорума, премии «Серебряный медведь» Берлинского киносмотра, Императорской премии Японской художественной ассоциации.

И, судя по всему, останавливаться на достигнутом божественная Катрин, вошедшая в список 25 величайших актёров XXI века по версии американской газеты «Нью-Йорк таймс», явно не собирается. Она принадлежит к той удивительной породе женщин, над которыми невластно время, а потому её головокружительная карьера хоть и значительно замедлила темп, но не завершилась. Среди последних картин живой легенды мирового экрана — приключенческая комедия Давида Кавильоли «Сокровища джунглей», а также драма Эмманюэль Берко «После меня» (другое название «При его жизни»), где в ходе съёмок в ноябре 2019 года у Денёв прямо перед камерой случился инсульт. Но уже спустя две недели примадонна вновь вернулась к работе над лентой, проникновенно воплотив образ матери, пытающейся смириться с неизбежной потерей сына, которому поставлен смертельный диагноз. После премьеры на Каннском кинофестивале в июле 2021 года фильм Берко стал одним из самых обсуждаемых, а появление на престижном кинофоруме выздоровевшей Денёв было встречено овациями.

Статус мегазвезды позволяет обладательнице таких титулов, как «Мадам Гармония», «Лёд и пламя», «Леди Совершенство», «Снежная королева», высказываться и по важным вопросам социальной повестки. Так, в начале 2000-х она подписала петицию об отмене смертной казни. В 2018 году опубликовала открытое послание, где вместе с 99 деятелями культуры и учёными осудила движение #MeToo, превратившееся, по мнению авторов письма, в «охоту на ведьм» и обретшее черты пуританства.

Говоря о Катрин, нельзя забывать: огромную роль в её жизни и творческой судьбе сыграла личная трагедия — гибель старшей сестры Франсуазы Дорлеак, которая в своё время и привела Денёв на съёмочную площадку. Абсолютно несхожие внешне и по характеру девушки, чья разница в возрасте составляла всего полтора года, были очень близки и, естественно, соперничали на артистическом поприще, где Франсуаза даже за короткую жизнь успела добиться многого, заодно заставляя двигаться вперёд и Катрин. В 1967-м сёстры вместе снялись в мюзикле Жака Деми «Девушки из Рошфора». А через несколько месяцев 25-летняя Франсуаза попала в автокатастрофу и заживо сгорела в своей машине. Потеря горячо любимого человека нанесла Денёв двойной удар: она лишилась не только родственной души, но и путеводной звезды. Катрин казалось, будто она каким-то невероятным обманом присвоила себе славу Франсуазы и тем самым подтолкнула её к страшной смерти. Актриса долго пыталась избавиться от чувства вины, доказывая себе, что не менее талантлива и имеет право на признание публики. И лишь через 30 лет, осознав достигнутый успех, Денёв написала книгу «Её звали Франсуаза», посвящённую обожаемой сестре, и наконец-то отпустила её призрак с миром.

На многих, кому довелось общаться с «французской Грейс Келли» (так роскошную блондинку окрестили глянцевые издания), она производит впечатление весьма закрытой женщины. И не случайно: со времён Греты Гарбо не было кинодивы, столь тщательно оберегавшей частную жизнь от вездесущих папарацци. Катрин, в 1985 году сменившую Мирей Матье на посту официального лица Марианны — национального символа Французской республики, даже удостоили премии «Лимон» за «кислое» отношение к прессе, тщетно пытавшейся отыскать в биографии артистки пикантные подробности. Кстати, умение Денёв защищать своё личное пространство приветствовала её знаменитая соотечественница — писательница Франсуаза Саган: «На моей памяти эта белокурая красавица за 20 лет ни разу не позволила себе хотя бы ничтожного проявления дурного вкуса. Никогда не говорила об искусстве дрожащим от волнения голосом… Никогда на страницах журналов и газет не сравнивала Роже Вадима и Марчелло Мастроянни, а из её сердечных привязанностей ни один журналист, жаждущий сенсации, не сумел извлечь пользы».

Бытует миф, будто кинозвезда презирала брак. В действительности же она мечтала об идеальном замужестве и семье, желая, как и любая женщина, стать для кого-то единственной и неповторимой. Однако отношения со зрелым и деспотичным Роже Вадимом не сложились: пока он тянул с предложением руки и сердца, Денёв успела родить ему сына Кристиана и, разочаровавшись в своём Пигмалионе, покинула его. А вот бурные отношения с модным британским фотографом Дэвидом Бейли увенчались первым и последним в жизни актрисы походом в мэрию. Увы, слишком разные взгляды на семейные устои, порождавшие скандалы и измены, быстро похоронили официальный союз. Больше Катрин не связывала себя узами Гименея. Назвав замужество ловушкой и признав, что свадьба — отнюдь не гарантия вечной любви, она заявила: пока существуют разводы в браке нет смысла.

К слову, далёким от совершенства оказался и главный сердцеед Италии Марчелло Мастроянни. Пылавший страстью к Денёв, он уговорил свою жену Флору дать ему развод (крайне сложный процесс из-за огромного влияния римско-католической церкви на родине актёра), но отказываться от привычки волочиться за женщинами знойный ловелас явно не собирался даже ради прекрасной Катрин. Незабываемый роман, длившийся три года, принёс боль обоим и завершился мучительным разрывом, оставив на память француженке шикарную виллу в Ницце и дочь Кьяру.

Впрочем, несмотря на испытанные страдания, горечь разлук и утраченных надежд, актриса всё равно утверждала, что любовь для неё превыше славы, а счастье — важнее успеха, и добавляла: «Не выношу фальшивых ситуаций, охладевшей дружбы и неверности. Предпочитаю ясные, чистые отношения».

Вообще философский подход Денёв ко многим вещам восторгает. Она давно ничему не удивляется, спешит жить, наслаждаясь свободой, не впадает в депрессию по поводу количества оставленных позади лет и убеждена: любой возраст прекрасен, когда ты полна сил и энергии, а не ноешь, сидя дома в халате. Кстати, больше всего на свете замечательная артистка боится уподобиться стареющей ворчунье Брижит Бардо и старается не повторить её судьбу. Катрин достаточно умна и образованна, чтобы справиться с плохим настроением с помощью пения, «прогревающего душу», книг и музыки. «Я могу быть раздражительной, нервной, сосредоточенной и расстроенной, но мне никогда не бывает скучно», — делится секретами очаровательная француженка.

«Мадам Гармония» хранит при себе интимные тайны, умеет владеть собой и отчётливо понимает: жажда жизни и приветливый нрав способны удержать возле неё близких и привлечь новых друзей. Одиночество не грозит тому, кто и на закате земного пути искренне радуется каждому мгновению, не скулит по любому поводу и не превращает злословие в хобби. Катрин очень близка с сыном Кристианом Вадимом и дочерью Кьярой Мастроянни, подарившими ей пятерых внуков и часто навещающими её в Нормандии. «Дети — мой самый большой успех в жизни», — уверена королева кинематографа, которая по-прежнему хороша собой и не ставит крест ни на личной жизни, ни на карьере.

«Леди Совершенство» признаётся, что не желала бы вернуть себе молодость, «когда только и думаешь, как бы не постареть», и начать карьеру сначала: ведь актрисам больше не позволяют быть индивидуальностями. Катрин считает себя везучей, поскольку любимые режиссёры стареют вместе с ней. Кинозвезде нравится её популярность, правда, лишь когда она реально помогает, в остальное же время дивная мадемуазель Денёв предпочитает сливаться с толпой.

По мнению кумира нескольких поколений, настоящая женщина — это ассорти из ума, обаяния, доброты и чувства юмора, а идеальный мужчина — тот, с кем ты не знакома, причём самая притягательная часть тела у представителей сильного пола — талант. Гранд-дама французского кино называет себя фаталисткой, не страшится смерти и в следующей жизни хотела бы стать… Катрин Денёв.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *