По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Виктор Кожемяко
Да, этому театру, созданному русскими гениями и подвижниками на исходе позапрошлого века, суждено было стать вершинным явлением не только отечественной культуры, но и мировой. Это не требует каких-то дополнительных доказательств, поскольку признано в своё время самыми авторитетными деятелями искусства разных стран.
Первые же зарубежные гастроли «художественников», состоявшиеся в Германии всего через семь с небольшим лет после открытия их театра, увенчались необыкновенным успехом. «Можно было бы сказать, — напишет потом К.С. Станиславский, — что Берлин был взят нами приступом, что мы одержали полную победу».
Конечно, определённым залогом победы стал уже предъявленный репертуар — драма А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которой открылся новый театр, и последовавшие затем пьесы Чехова, Ибсена, Горького. Они знаменовали удивительное соответствие духу времени, что само по себе притягивало зрителей.
Однако не меньшую, а в общем-то решающую значимость обрела поразившая зрительный зал работа театрального коллектива над этими произведениями. Напомню: ведь чеховская «Чайка» несколькими годами ранее претерпела полный провал на сцене официозного Александринского театра в Петербурге. А вот в Московском Художественном она взлетела так высоко, что навсегда осталась главным его символом.
Возвращаясь к первым гастролям «художественников» за рубежом, стоит сказать о впечатлении, которое они произвели на Гауптмана — одного из самых выдающихся писателей Германии. Потрясённый увиденным, он устроил специальный приём и обед для русских гостей. И здесь сказал, что он всегда мечтал для своих пьес о такой игре — без театрального напора и условностей, простой, глубокой и содержательной. Немецкие актёры уверяли, что его мечты несбыточны, так как театр имеет свои требования и условности, которые нельзя нарушать. «Теперь же, на склоне своей писательской деятельности, — подытожил немецкий классик, — я увидел то, о чём всю жизнь мечтал».
А многие о таком даже и не мечтали! Вот почему русский Художественный театр, система Станиславского и режиссёрская работа Немировича-Данченко в сочетании с необыкновенно органичной жизнью блистательных актёров на сцене так быстро завоевали весь мир. И это никакими силами из истории не вычеркнуть, как невозможна объявленная ныне на Западе «отмена» русской культуры.
Театр, созданный 125 лет назад, на многие годы стал главным драматическим театром Советского Союза. Он неизменно открывал публиковавшийся ежедневно, в том числе и в «Правде», репертуар московских театров. Следующим — тоже заслуженно — был Малый.
При участии их фронтовых творческих бригад и построенных за их счёт авиаэскадрилий и танковых колонн, а главное — спектаклей, постоянно транслировавшихся по радио, была одержана Великая Победа. И потом, уже без главных своих основателей, МХАТ имени М. Горького ещё долго оставался первым, хотя ныне зачастую это всячески пытаются принизить.
В первой половине 1950-х, будучи студентом МГУ, как и тысячи других зрителей, я мог с восхищением смотреть «На дне» Горького в постановке Станиславского 1902 года и чеховские «Три сестры», поставленные Немировичем-Данченко в 1940-м. Небывалыми ранее долгожителями на сцене МХАТ оставались и другие великолепные работы основоположников — «Синяя птица», «Горячее сердце», «Мёртвые души», «Последние дни»…
Тот великий МХАТ, ставший вершиной мировой сцены, как мы знаем, убивали в 1987-м. Чтобы затем покончить и со страной под названием Советский Союз. Нестерпимо больно и горько перечитывать сегодня циничные признания палачей. Например:
«Подумаешь, МХАТом больше, МХАТом меньше: страны уж той нет, приложением к которой был этот МХАТ СССР». И далее: «МХАТ СССР им. М. Горького ушёл навсегда и никогда не вернётся».
Так кликушествовал некто Анатолий Смелянский, ставший тогда правой рукой Олега Ефремова, а теперь проживающий в США. Один из самых лютых ненавистников Татьяны Васильевны Дорониной, взявшейся отстаивать МХАТ основоположников!
Ленин не раз повторял, что лучший способ отметить юбилей — сосредоточить внимание на нерешённых задачах. Применительно к Художественному театру это значит воссоздать былой масштаб его идейного и эстетического величия. Чтобы нести правду жизни человеческого духа, народную правду.
Вопрос стоит истинно по-гамлетовски: быть или не быть? Возможен ли путь из великого театрального прошлого в не менее великое будущее?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.