По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Руслан Семяшкин
Практически три десятилетия прошло с того времени, как в силу изменения вектора общественно-политического развития России перестал существовать Центральный музей В.И. Ленина, официальной датой основания которого считается 31 мая 1924 года. Но сами уникальные фонды главного ленинского музея сохранились. И находятся они ныне в единой коллекции Государственного исторического музея, филиалом которого стал и Музей В.И. Ленина, имеющий более ста тысяч единиц хранения.
Ленинское наследие, а также и всё то, что в советское время составило богатейшую художественную Лениниану, для коммунистов и подлинных патриотов нашей страны продолжает оставаться по-настоящему дорогим, близким, искренне волнующим, но и вдохновляющим, вселяющим надежду и неискоренимую веру в правоту нашего великого дела, нашей праведной борьбы…
Говоря же сегодня о необходимости пропаганды произведений художественной Ленинианы, мы обязаны называть и имена тех талантливых людей, кто под её сводами творил, создавая бессмертный образ вождя партии большевиков и пролетарской революции. Вождя, запечатлённого на страницах художественной прозы; в проникновенной, возвышенной, а зачастую боевой, наступательной поэзии; на полотнах; в графике и скульптуре; в музыкальных сочинениях; в кинематографе. Одним из таких чрезвычайно даровитых творцов, стоявших у истоков отечественной художественной Ленинианы, был и замечательный русский советский художник, график, скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Андреев, стопятидесятилетний юбилей со дня рождения которого отметили 26 октября текущего года.
Самобытный, блестящий талант, пытливый и острый ум, огромная трудоспособность стали теми примечательными чертами, которые отмечали современники Андреева, а затем и исследователи его творчества, неизменно подчёркивавшие как деловые, профессиональные, так и сугубо человеческие качества этой неординарной личности. Он прожил относительно недолгую, но насыщенную творчеством жизнь, полную самозабвенного труда, воплощённого в рисунках, портретах, графике, скульптурах, художественных работах для театра. Ну и, разумеется, в андреевской Лениниане, необычайно выразительной и давно ставшей классической, получившей всеобщее признание и известность.
Творческий путь Андреева, что и неудивительно, разделился на два периода: дооктябрьский и послеоктябрьский, ставший для него наиболее плодотворным. Впрочем, и в констатацию этого всем профессиональным искусствоведам очевидного факта некоторые заинтересованные лица пытались внести свои далеко не безобидные коррективы. Или, если точнее, им хотелось расставить определённые акценты, наполненные тонким, завуалированным политическим подтекстом. И такая попытка представления Андреева в ином амплуа, к примеру, состоялась в сентябре 2017 года в Государственной Третьяковской галерее, где прошла широко разрекламированная выставка работ скульптора «Кем вы были до 1917 года?».
И был скульптор до рубежного 1917 года, естественно, певцом, воспевавшим обнажённую женскую натуру. Да, «открытие» сие кого-то, может, и удивило, а отдельных антисоветчиков так и вовсе обрадовало. Вот она, дескать, «истина»: сам Андреев, автор расхожего образа Ленина, чей профиль Ильича был в своё время выведен даже на обложке партийного билета, оказывается, не чурался создавать и такие откровенные скульптурные композиции, десятилетиями хранившиеся в фондах Третьяковки и не выставлявшиеся на широкий обзор. Ну и что из того? — скажет непредвзятый читатель. Разве занятия живописью испокон веков не предусматривали создание работ, где натурщицами выступали обнажённые женщины? Или не было до Андреева скульпторов, работавших в данном жанре, возможно, не всеми почитателями скульптуры понимаемого и приветствуемого? Нет, конечно. И Николай Андреевич, безусловно, в этом направлении не являлся в нашем Отечестве первопроходцем. Да и до 1917 года он не создавал только подобные скульптуры. Его интересы распространялись на многие темы, во главе которых неизменно возвышалась человеческая личность, которую он во многих ипостасях и стремился воспевать. Причём так, чтобы в работах не наблюдалось фальши, бравурной патетики, кривлянья и формализма. Хотя, следуя в фарватере своего времени, Андреев в молодые годы увлекался не только новыми веяниями, связанными с развитием импрессионизма в русской скульптуре, но и был подвержен влиянию модерна, сказывавшегося в преобладании чувственных начал в целом ряде его работ.
Посему, дабы попытаться сегодня представить фигуру Андреева-художника и Андреева-человека, подчеркну, что Николай Андреевич был личностью увлечённой и разносторонней, стремившейся рисовать человека во всём его величии и в различных ситуациях. А с годами, и в первую очередь после того, как он стал работать над изображением великого Ленина, им на первый план будут выдвинуты характеристики и вовсе глубинные, основательные, непреходящего значения. Но об этом на той шумной и подробно описанной в буржуазной прессе выставке не говорилось. Как и не говорилось о тех его работах из ленинского цикла, которые хранятся в той же Третьяковской галерее и давным-давно не выставляются для показа её посетителям. Не показываются эти шедевры по вполне понятной причине. Увы, двойные стандарты в российской культуре стали обыденностью, а антисоветизм и русофобия подняты деятелями либерального толка, подвязавшимися паразитировать на отечественных культуре и искусстве, на щит. Тем более что все гнусные и антипатриотичные поступки, выпады в адрес родной страны и её духовных ценностей, раздававшиеся из уст этой убогой публики, до поры до времени щедро оплачивались из-за рубежа. Это делал милый и вожделенный ими Запад… грезящий, правда, о полном развале России.
Принципиально важно сказать и о том, что Великий Октябрь Андреев принял сразу и с открытой душой. Как художник-реалист и патриот своей страны и её народа, он безоговорочно вступает на путь служения новому социалистическому строю и новому хозяину жизни — советскому человеку. Сама же революция открывает перед ним широкие горизонты и укрепляет веру художника в собственные силы и возможности.
Повернёт она его лицом и к грандиозным событиям современности, предоставив богатейший материал для вдохновенной работы. Воспринимая современность во всём многообразии, не закрывая глаза при взгляде на каждодневные трудности и тяготы революционного времени, Андреев тем не менее всё активнее погружается в водоворот новой жизни. Он присутствует на II, III и IV конгрессах Коминтерна, на совещаниях ВЦИК, на съездах, конференциях, митингах. В этих больших, многолюдных, наэлектризованных, объединённых революционным порывом аудиториях ему было интересно. Здесь он видел сильных, волевых, целеустремлённых людей, достойных того, чтобы запечатлеть их в своих работах. Так, по сути, он становится живым свидетелем деятельности многих выдающихся людей. Что и говорить, перед Андреевым в то суровое время открывался неизведанный мир, который принесёт ему массу ярких впечатлений, мыслей, переживаний, вызвавших к жизни целую галерею интереснейших образов.
Активно, без каких-либо проволочек, включается Андреев и в дело строительства социалистического искусства. Он принимает деятельное участие в формировании системы нового художественного образования, возглавляет Общество русских скульпторов и Трест по скульптурно-монументальному оформлению при Моссовете. Участвует он и в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.
Работа в те годы в руках Андреева действительно спорилась. Он трудился ежедневно, не жалея времени и сил, самозабвенно, увлечённо и плодотворно. Для здания ВЦИК им тогда создаются портреты Маркса, Энгельса, Бланки, Лассаля, Фурье, Оуэна, Сен-Симона, Бебеля, Чернышевского, Плеханова. К первой годовщине Октябрьской революции он возводит памятник Дантону, который был открыт на Театральной площади в Москве. К сожалению, все эти произведения проживут недолго.
Зимой 1918 года начнётся напряжённая работа Андреева и над статуей Свободы для памятника Советской Конституции. Памятник в форме обелиска (архитектор Д.П. Осипов) откроют на Советской площади в Москве к первой годовщине Октябрьской революции. Статую же Свободы, также не сохранившуюся, водрузят годом позже.
Эта статуя представляла собою мощную фигуру женщины, образ которой перекликался со знаменитой эллинистической Никой Самофракийской. Но в ней не было прямых заимствований, она мыслилась и изготовлялась Андреевым современными средствами на единственно возможном по тому времени материале — гранитной крошке на цементе. И, всматриваясь в рисунки этого творения мастера, отчётливо понимаешь, что в нём он изображал саму Революцию как грандиозное, планетарного масштаба явление, ветер которого принёс свободу народам России и вдохнул в её плоть новую, принципиально отличавшуюся от старой жизнь.
Выступает Андреев в то время и автором памятников Герцену и Огарёву перед старым зданием Московского университета, поставленных в 1922 году. Его авторству принадлежали также и мемориальные доски Белинскому, Огарёву, Герцену, Грановскому, предназначенные для улиц, носящих их имена.
С начала двадцатых годов прошлого столетия, часто присутствуя на заседаниях ВЦИК, конгрессах Коминтерна и на других крупных общественно-политических мероприятиях, Андреев приступает к зарисовкам с натуры, а потом и к созданию законченных графических портретов видных политических деятелей. Кроме того, он продолжает писать портреты крупнейших представителей советского искусства и культуры. Отличительной же особенностью тех портретов являлось то, что почти все они датированы годом, месяцем и числом создания, имеют монограмму художника и автограф изображённого. Исполнялись они, как правило, итальянским карандашом и сангиной с применением мела, а иногда и пастели. Оттого-то и не растеряли до сих пор своей художественной ценности портреты И. Сталина, М. Калинина, Ф. Дзержинского, В. Бонч-Бруевича, М. Ольминского, А. Коллонтай, М. Фрунзе, Л. Красина, А. Луначарского, Г. Чичерина, Н. Семашко, А. Цюрупы, Д. Мануильского, О. Шмидта, М. Покровского, Ф. Кона, О. Куусинена, П. Стучки, К. Цеткин, С. Катаямы, А. Горького, А. Белого, К. Чуковского, В. Вересаева, И. Эренбурга, Ф. Шаляпина, А. Неждановой, К. Станиславского, В. Качалова, И. Москвина, М. Чехова, А. Таирова, Л. Собинова, Н. Эфроса, М. Андерсена-Нексе и многих других.
К работе же над образом Ленина Андреев приступил в 1918—1919 годах, начав делать зарисовки с натуры во время неоднократных выступлений Владимира Ильича на заседаниях в Большом театре. В 1919 году во время сессии ВЦИК он написал и первые портретные наброски вождя, ставшие как бы символическим стартом к более серьёзной и основательной работе.
Но углублённо и систематически трудиться с натуры Андреев начнёт в 1920 году, когда получит от Владимира Ильича разрешение работать в его кремлёвском кабинете. Там-то, наблюдая вождя в его кипучей повседневной деятельности, он и сделает множество зарисовок, в которых постарается уловить и зафиксировать живой и мгновенно изменяющийся поток оттенков в выражении ленинского лица, в мимике, жестикуляции, осанке и движениях работавшего Ленина. Изучит художник также и неповторимое своеобразие строения головы, характерные особенности позы Ильича, находившегося в постоянном напряжении. Здесь же, в рабочем кабинете, Андрееву удастся создать два скульптурных этюда в пластилине. Наряду с рисунками они послужили основой для многих последующих композиционных портретов вождя в скульптуре и трёх графических портретов, попавших затем в фонды Центрального музея В.И. Ленина.
Позже, работая уже в своей мастерской, Андреев создаст и первые небольшие скульптурные композиции, в которых на основе наблюдений за Лениным будет стремиться запечатлеть его в законченной пластической форме, представлявшей вождя работающим за письменным столом. В результате в сюжетном содержании Владимир Ильич предстанет замкнутым, сосредоточенным, несколько склонившим голову, приложившим палец к губам и внимательно слушающим собеседника, спокойно положив левую руку на стол, а правой охватив подбородок. В общем, таким, каким запомнил его не один лишь Андреев, но и многие соратники, имевшие возможность трудиться с ним рядом.
После смерти Владимира Ильича совнаркомовская комиссия по увековечению его памяти сразу же обратится к Андрееву с предложением о создании скульптурного портрета Ленина для собственного зала заседаний. Николай Андреевич же в ответной докладной записке напишет: «Никакому другому художнику не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича. Это не только давало право, но и налагало обязанность и долг принять заказ и отнестись к нему со всею самой суровой серьёзностью, как к подвигу. Памятник величайшему гению на месте его творческой работы — труд, ответственный перед историей. Ни тени спешки, небрежности…
Отсюда условия, совершенно отличные от общего типа:
1) Бессрочность (художник не должен быть подгоняем ни в малейшей мере).
2) Отсутствие аванса и каких-либо выплат до окончания работы в глине или гипсе.
3) Чёткое задание:
1. Кем должен быть в портрете Владимир Ильич?
а) «Ильич».
б) «Предсовнаркома В.И. Ульянов (Ленин)».
в) «Вождь Ленин».
2. Какое психологическое переживание должен отображать портрет?
4) Самое тесное сотрудничество с членами комиссии, творящими совместно с художником образ Владимира Ильича».
После обсуждения данного вопроса с членами комиссии, в которую входили М. Ульянова, Л. Красин, Н. Горбунов, А. Цюрупа, художник отметит: «Было установлено, что в зале Совнаркома уместен Владимир Ильич таким, каким он был в окружении своих ближайших друзей-сотрудников, — ни тени официальности, крайняя интимность, желательно подчеркнуть сверхпростоту, полное отсутствие наигрыша на позе вождя — «Ильич».
К ряду вариантов портрета Ленина, над которыми Андреев работал по заказу Совнаркома с 1924 по 1929 год, следует отнести композицию «Ленин слушает доклад»; полуфигурное изображение Ильича, обхватившего рукой подбородок; скульптуру Ленина, сидящего в кресле; полуфигурное изображение Владимира Ильича, выступающего на заседании.
Параллельно скульптор работал над решением самой важной для него задачи: наиболее правдивого, жизненного, глубокого воплощения в портрете ленинского лица, его характерных черт, выразительности и сосредоточенности, говоривших о сложной, до предела насыщенной духовной жизни Ильича. Обнаруженная же после смерти Андреева серия голов-портретов Ленина наглядно продемонстрирует, как упорно, последовательно, кропотливо и требовательно он искал нужное, наиболее в его представлении верное художническое решение. И все эти портреты убедительно покажут ту аналитическую работу, которую проделал мастер для получения синтеза в характеристике вождя. Интересно и то, что некоторые головы, отлитые из одной формы, внешне одинаковые, тем не менее будут отличаться новым, иногда едва уловимым оттенком выражения ленинского лица. А объяснялось это тем, что художник пролепливал каждый отливок пластилином, придавая тем самым мимике Ильича всё новые и новые различия.
То ли предельная сосредоточенность, усиленная настороженным вниманием, то ли добродушная, даже саркастичная улыбка, с налётом некого лукавства, или проницательность, усиленная напряжённой и беспрерывной мыслительной деятельностью, — всё это отражалось на ленинском лице, исполненном Андреевым, каждый раз по-новому. В тех или иных сочетаниях ленинского взгляда, в движении губ, в едва уловимых переливах мускулов лица Ильича, так бережно и творчески каждый раз рисовавшегося художником.
Результатом всей сложной работы Андреева над ленинским образом, завершённой в 1929 году для Совнаркома, становятся три варианта портрета, исполненные больше натуральной величины. Сам скульптор описывал их так:
«Ильич сидит за столом, «в комочке», с плотно прижатыми локтями, записывает что-то на крошечном клочке бумаги, оторвался от этой работы и с хитро прищуренным глазом, улыбаясь, вслушивается в доклад (тема т. Цюрупы)».
Для второго из портретов он использует предложение Н. Горбунова: «Ильич вошёл на заседание и остановился в позе, особенно для него характерной, — с пальцами, заложенными в проймы жилета, присматривается с улыбкой к происходящему («Что-то вы тут без меня делаете?»)».
Третий вариант Андреев представит коротко: «Владимир Ильич на председательском месте, наклонился в сторону и слушает доклад. Левая рука на колене».
И в последнем варианте портрета скульптор достигнет наибольшей силы монументального выражения. Это будет образ Ленина, более всего отличавшийся внутренней собранностью и пластическим единством, точностью и динамичностью скульптурных масс. В лице же Андрееву удастся выразить глубину и сосредоточенность Ленина на самых важных, масштабных вопросах и проблемах. Сумеет художник сохранить и даже прячущуюся, как бы затаённую улыбку Ильича. В целом же Андреев блестяще решит ставившуюся им перед собой задачу — показать руководителя государства энергичным, вдумчивым, прозорливым. Но при этом и обаятельным, человечным, излучающим доброжелательность, не чурающимся всего того, чем, как правило, наполнена людская жизнь.
Новый этап образных исканий в постижении Ленинианы датируется в биографии художника 1929—1931 годами. Тогда-то Андреев и приходит к логическому решению монументального образа Ленина — вождя. Он создаёт ряд эскизных портретов небольшого размера, ведущих к статуе «Ленин — вождь». Одновременно художник находит этот яркий образ в рисунке, пользовавшемся долгие годы наибольшей известностью.
Скульптура «Ленин — вождь», монолитная и строгая по форме, явится своеобразным синтезом, апофеозом всех предыдущих достижений Андреева в работе над воплощением образа Ленина в рисунке и скульптуре. Ленина в этом монументальном произведении Николай Андреевич изобразит стоящим и пристально вглядывающимся вдаль. Голова у Ильича энергично повёрнута и приподнята, лицевые мускулы напряжены, левый глаз слегка прищурен. Общая же выразительность внутренней силы образа усиливается за счёт контраста движения головы и направления жеста правой руки, опирающейся на трибуну.
Вот он — титан с непреклонной волей, горячим сердцем, твёрдо и неколебимо убеждённый в величии и непобедимости коммунистических идей. Народный вождь, который, по словам В. Маяковского, нашу землю «всю охватывая разом, видел то, что временем закрыто».
Таким и воспринимал вождя Андреев, видевший Ленина воочию. Это стало живительным источником, щедро дававшим скульптору бесценный материал для создания художественного и исторически достоверного образа Ильича. Над воплощением и детальным раскрытием его он будет упорно, без отдыха и не обращая внимания на серьёзную болезнь сердца, работать вплоть до самой смерти, настигшей его в конце декабря 1932 года.
После кончины скульптора в его мастерской осталось немало произведений Ленинианы, не завершённых мастером, но свидетельствовавших о ряде неосуществлённых замыслов. Работу над той же скульптурой «Ленин — вождь», в том виде, в каком её представлял художник, придав ей отдельные детали, завершит брат Николая Андреевича — Вячеслав Андреев, который и прежде работал вместе со старшим братом. Ему несколько позже выпадет миссия наблюдать и за переводом статуи в мрамор.
Лениниана Андреева как неповторимое и грандиозное явление русского советского изобразительного искусства насчитывает более двухсот рисунков и около ста скульптурных произведений. А сам процесс её создания раскрывает сложную, но интересную картину творческих поисков художника. И внушительные по объёму, глубокие, реалистичные по содержанию результаты, которых добивался Андреев, — не случайные удачи. Нет, они были обусловлены характером творчества художника вообще и особенностями его работы над образом Ленина. По сути, глубинное, проникновенное, широкое по охвату изображение личности вождя Октябрьской революции было подготовлено всем ходом творческого развития Андреева.
Андреевская Лениниана, несмотря даже на то, что её эксклюзивные работы давно не выставляются и не пропагандируются как среди населения, так и в специальной литературе, представляет собой, бесспорно, огромную художественную и историческую ценность. В ней скульптор воплотил в жизнь решение важнейшей задачи, выдвинутой ещё Марксом и Энгельсом, — задачи правдивого отображения в искусстве людей, стоящих во главе революционного движения, показа их без ложной идеализации и наигранного пафоса, в их подлинном величии, но и в простом человеческом облике. Потому-то в живых и неповторимых чертах Ленина Андреев и передал всему человечеству богатство ленинской духовной жизни, его высочайший гуманизм, настойчивость, страстность, самоотверженность борца, силу, последовательность и мудрость вождя, организатора и наставника широких народных масс. И, что наиболее важно, благодаря Андрееву для будущих поколений сохранится сам живой облик Владимира Ильича, его мимика, жесты, без умозрительного представления которых цельный портрет Ленина нам никак не увидеть.
За свою короткую земную жизнь Андреев, уроженец Москвы, появившийся на свет в семье бывшего крепостного крестьянина, сумел пройти большой и сложный творческий путь, наполненный и отмеченный интересными художническими исканиями. И на всём его протяжении Николай Андреевич отличался своей исключительной работоспособностью, настойчивостью, прилежанием, острой восприимчивостью, стремлением творить в разных жанрах и создавать произведения содержательные, требующие детального осмысления и обсуждения.
После окончания Строгановского училища технического рисования, в котором он затем более двадцати пяти лет преподавал, Андреев в 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение живописи. В те годы она особенно привлекала его. Но, так как часы занятий живописью совпадали со временем преподавания в Строгановском училище, молодой живописец вынужден был перейти на скульптурное отделение, где можно было заниматься вечерами. Эта внешняя, продиктованная объективными обстоятельствами деталь в итоге и помогла сформироваться одному из крупнейших русских скульпторов первой половины XX века, автору выдающихся творений, заслуживающих подробного и неспешного разбора.
Созданные Андреевым скульптуры, такие, как «Женщина, стригущая овцу», «Женщина с ребёнком», «Девушка в рубашке», «Портрет П.Д. Боборыкина», «Портрет Л.Н. Толстого», «Портрет И.Е. Репина», «Портрет А.П. Ленского», «Голова мордовки», «Панька», «Тульская крестьянка», «Иринья», «Самсон и Далила», «Мордовка со скрещенными руками», «В.Г. Белинский», «А.И. Герцен», «А.Н. Островский», «А.П. Чехов», и многие другие, были по достоинству оценены не только профессиональными скульпторами и искусствоведами, но и народом.
Грандиозным творением Андреева стал скульптурный монумент в честь Н.В. Гоголя, установленный в Москве в 1909 году по случаю столетия со дня рождения писателя. Этот выдающийся памятник (архитектор — Ф.О. Шехтель), расположенный на Никитском бульваре, пожалуй, наиболее красноречиво передаёт не только саму фигуру Гоголя, непростую, противоречивую, многими современниками непонятую, но и тот настрой скульптора, который не покидал его, когда он изображал тяжело задумавшегося писателя в последний трагический период жизни. И настрой сей, естественно, был также небезоблачным. Тем более что Андреев предварительно глубоко осмыслил личность великого писателя, изучил документальные материалы, съездил на Украину, где посетил сестру Гоголя и сделал множество зарисовок, которые затем использовал в работе над гоголевской темой.
Николай Андреев оставил потомкам выдающееся наследие, которое и до сих пор требует своего дальнейшего изучения и популяризации. Но в капиталистической России, где культура стала инструментом в руках правящего класса, стремящегося сеять в народе совсем другие «ценности», имя этого художника у чиновников от культуры в чести быть не может. Уж слишком советским он был. Шутка ли: рисовал с натуры и ваял самого Ленина! А такую дерзкую «блажь» поощрять временщикам, согласитесь, непозволительно.
Но не стоит забывать об этом славном сыне земли русской, необыкновенно талантливом художнике, одном из зачинателей советской художественной Ленинианы нам — подлинным патриотам России, продолжающим бороться за её достойное настоящее и светлое коммунистическое будущее.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.