По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Ю.Б. Михайлова, председатель Московского городского отделения ВЖС «Надежда России»
Комитет Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, одними из основных направлений деятельности которого являются вопросы сохранения единого культурно-духовного, информационного, образовательного пространства на территории СНГ, а также поддержка русского языка за рубежом, провёл «круглый стол» на тему «О подготовке иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования с направлениями обучения «Культура» и «Искусство» за счёт средств федерального бюджета». Участие в нём приняли депутаты Госдумы, представители Россотрудничества, министерств и ведомств, фондов, Межпарламентской ассамблеи СНГ, руководители и сотрудники вузов страны, а также народные артисты и заслуженные деятели искусств Российской Федерации.
Открывая заседание, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, член Президиума ЦК КПРФ Казбек Тайсаев подчеркнул, что содействие в осуществлении значимых проектов в сферах образования, просвещения, культуры и социального обеспечения является важнейшим общенациональным приоритетом. Сегодня русские школы открываются в Киргизии, Таджикистане и ряде других стран СНГ. Это не может не радовать. Однако увеличение числа русских школ порождает новую проблему — своевременную подготовку педагогических кадров. В данный момент в комитете ведётся разработка проекта «Школьный учитель», в рамках которого планируется привлекать студентов из СНГ для получения ими специальности педагога с условием последующего возвращения в свои страны для преподавания на русском языке ряда предметов. Впоследствии они могут стать проводниками в деле популяризации русской культуры и языка в своих родных странах, что будет способствовать укреплению культурных связей между Россией и дружественными государствами.
Да, отечественные высшие учебные заведения предоставляют высококачественные образовательные программы в области культуры и искусства. Накопленный опыт работы с иностранными студентами позволил создать адаптированные программы и условия для их успешного обучения на территории России. Но при всём позитиве остаётся все же много проблем. Прежде всего, абсолютно не может удовлетворить мизерное число квот для студентов из-за рубежа. Хотя уровень подготовки большинства из них очень высок.
Как рассказала Светлана Ермакова, директор департамента региональной политики, образования и проектного управления министерства культуры РФ, из 1071 студента данного профиля обучения 348 обучаются по правительственной квоте. А 152 — юноши и девушки из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и других стран СНГ — поступили на общих основаниях, в том числе и на специальности, где конкурс порой достигает 300 человек на место.
Ещё более безотрадна картина распределения этих мест: страны СНГ здесь явно не в приоритете. И число обучающихся в России по специальности «Культура» и «Искусство» студентов, например, из Анголы сопоставимо с числом студентов из Абхазии и Азербайджана.
Более того, часть ребят, получивших право учёбы по квоте в России, не доезжают до места учёбы, то есть квоты остаются нереализованными. Причины банальны. Как отметила заместитель директора департамента международного сотрудничества минобразования Елена Горожанкина, у иностранных студентов в России по сравнению с другими странами очень низкая стипендия. И некоторые в конце концов едут туда, где им обеспечивают лучшие условия.
Например, ежегодно около 10 тысяч квот для студентов Белоруссии выделяет Польша, при этом выплачивая им стипендию, почти вдвое превышающую стипендию для юных поляков. Ведь, помимо всего прочего, выпускники-иностранцы — весомый политический ресурс. До сих пор практически в любой стране мира можно встретить выпускников вузов СССР, которые сохранили тёплые воспоминания не только о студенческой жизни, но и о подарившей им её Советской стране. Сегодня же обучение в своих вузах молодых людей из некогда братских союзных республик с целью «перелицовки» их мышления активно используют страны Запада.
Крайне важно гарантировать возвращение выпускников наших вузов на Родину и получение ими работы по специальности, отметила Елена Галактионова, заместитель директора департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД РФ.
Один из возможных способов решения этой проблемы — организация спецкурсов. Например, на подобном спецкурсе в ВТУ им. М.С. Щепкина ныне обучаются 16 студентов из Туркмении. Окончив вуз, все они вернутся обратно, составив костяк творческого коллектива одного из учреждений культуры республики.
Большое значение в выборе вуза иностранными абитуриентами имеет и наличие у него статуса базовой организации. Например, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский отметил, что среди обучающихся в академии, которая в 2014 году получила статус базовой по музыке в странах СНГ, около одной четверти составляют иностранцы.
На сегодняшний день в списке базовых организаций стран — участниц СНГ по сотрудничеству в области образования отсутствуют частные образовательные учреждения по подготовке кадров в области искусства и культуры. Тем не менее, помимо государственных, эту миссию успешно выполняют и они. Подробно рассказала об опыте работы автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт современного искусства» Ирина Сухолет — его бессменный ректор. Немало иностранных студентов привлекают сюда гибкие образовательные программы в разных областях музыкального, театрального, хореографического, художественного искусства. Привлечение к преподаванию популярных исполнителей, а также возможность получения дополнительно педагогического образования и участия в массе творческих конкурсов — всё это позволяет выпускнику гарантированно стать востребованным исполнителем, специалистом в области креативных индустрий или преподавателем.
В ходе обсуждения поднималось немало и других острых вопросов: о судьбе русских театров, об отсутствии должной координации в такой важной общей работе и ряд других. Особое внимание собравшиеся уделили важности проведения международных творческих конкурсов для детей и школьников, многие участники которых стремятся учиться в России.
Подводя итоги заседания, Казбек Тайсаев подчеркнул, что наша важнейшая задача — сделать образование в России более привлекательным, чем в Штатах или Польше, привлечь к обучению в российских вузах не тысячи, а сотни тысяч иностранных студентов. Очень многое, по его мнению, зависит и от позиции руководства вуза. В качестве примера он привёл МАДИ, где на 200 мест для иностранных студентов поступает около 1500 заявок.
«Продвигая и популяризируя через выпускников российских вузов нашу идеологию, наши интересы, нашу систему ценностей, мы в конечном счёте обеспечиваем будущее нашей страны», — подвёл он итог.
Среди рекомендаций, выработанных по итогам заседания, — оказание содействия организациям, осуществляющим программы частно-государственного партнёрства в области образовательного и культурного сотрудничества со странами СНГ; оказание содействия в приёме иностранных граждан на обучение по образовательным программам высшего образования в сфере культуры и искусства; содействие развитию творческих, образовательных и научных связей между Институтом современного искусства и странами — участницами СНГ и другими государствами и ряд других. Завершилось мероприятие песнями в исполнении юных артистов — студентов Института современного искусства из стран СНГ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.