Выбор будущей профессии – один из самых важных жизненных выборов. От него во многом зависит самореализации личности, её место в обществе, её вклад в развитие этого общества.
В эпоху СССР выбор профессий был велик и большинство их было, так или иначе связано с созданием материального, общественно востребованного продукта: конструкторы и строители, учёные и сталевары, работники химической промышленности и экономисты, зоотехники и геологи, токари и трактористы и многие другие значимые для общества прогрессивного развития профессии.
В эпоху «дикого» капитализма в нашей стране большинство этих профессий оказались либо совсем невостребованными, либо мало популярными. Вместе с тем на смену им пришли новые, если так можно выразиться, профессии. Какие же они? Очень показательный срез этого вопроса даёт экскурсия в т.н. «Кидзанию». «Кидзания» – это коммерческий московский проект, представляющий из себя анимированную территорию внутри некоторых московских торговых центров, где детей в специальных павильонах на игровом уровне обучают будущим «профессиям».
Посетив с детьми в минувшие выходные один из этих проектов, решил подробнее разобраться, какие же профессии предлагают тому поколению, которое лет через 10-15 будет обеспечивать благополучие себя, своей семьи и нашей страны.
Все предлагаемые профессии в количестве 48 ед. я условно разделил на 3 группы:
- Производство предметов потребления или сфера материального производства.
- Социально значимые услуги.
- Услуги.
К сожалению, к первой и самой значимой для нормального поступательного развития общества группе можно отнести лишь 27 % предложенных профессий. Да и то, лишь менее 40 % из этой группы можно более-менее обоснованно отнести к материальной, производственной сфере и названия павильонов этих профессий говорят сами за себя: ГМК «Норникель», НПЗ «Роснефть», «Мосинжпроект», «Самолёт». Оставшаяся часть: кондитер, работник шоколадного производства, пиццерии, бургерной или анимационной студии, парфюмер, мастер по ремонту квартир. Вот собственно и всё.
Вторая группа также представлена не столь значительно – 25 % предложенных профессий. Тут есть медицинские специальности, налоговые работники, полиция, пожарные, гражданские лётчики и т.п. В этой группе обратил внимание явный уклон в тему платной медицины (в названиях профессий звучат бренды «Медси» и «R.O.C.S.») – будущих медиков ориентируют явно не на медицинскую помощь, а на медицинскую услугу.
Самой значимой по количеству предложенных профессий оказалась третья группа. Каких «профессий» здесь только нет: блогеры (мастера компьютерно-печатного жанра, правильнее сказать), доставка посылок и выдача заказов «Озон» (курьер и кладовщик, правильнее сказать), городской альпинист (мойщик окон и стен, правильнее сказать), дизайн автомобиля, показ мод, шиномонтаж, радиоведущий, музыканты и актёры, работники «Яндекс-лавки» и «Яндекс-еды».
Безусловно, что важны все профессии. Любой общественно полезный человеческий труд ценен. И, конечно, кто-то должен и, обеспечивая людям экономию времени, доставлять нужные товары. А кто-то должен развивать культуру и доставлять досуг. Нужны и те, кто обеспечивает своевременную подачу необходимой информации. А уж про социально ориентированные профессии учителя и врача и говорить нечего, значение их неоценимо. Но всё же структурно в обществе, нацеленном на развитие, должны доминировать профессии, связанные с материальной сферой. У нас же долгие годы на всех уровнях культивировалось пренебрежительное отношение к таким профессиям – быть квалифицированным слесарем или токарем, электромонтажником или кровельщиком, зоотехником или агрономом, научным работником или инженером считалось чуть ли не зазорным. Обладатель такой профессии ассоциировался с неудачником.
Однако времена меняются и те вызовы, которые нам сейчас бросаются со всей очевидностью ставят задачи по восстановлению кадрового потенциала в сфере материального производства. А начинать такую работу надо ещё со школьной скамьи. И тут есть положительный опыт и образец для его распространения. Так, например, в современной школе, построенной в ЗАО «Совхоз им. Ленина», возглавляемой Павлом Николаевичем Грудининым, с самых юных лет школьникам, при помощи т.н. «воркшопов» (а, если, по-русски – кружков) даётся возможность выбрать будущую профессию именно в сфере современного материального производства. По сути речь идёт о выстраивании планомерной работы по профориентации. Конечно, такая школа не единственная, есть и другие. Но их крайне мало для такой огромной страны как наша, и государство должно, безусловно, обратить на эту проблему самое пристальное внимание.
Возможно, приведённый небольшой анализ и не самый точный. Возможно, что кто-то скажет, ну это же развлечение, это же дети (хотя, лично я, не воспринимаю беготню с ранцем «Яндекс-еда» за спиной, скажем, только как игру). Однако, как видится, он вполне показывает ожидаемую перспективу. Если срочно не начать в корне, стратегически всё тут менять в сторону наращивания и восстановления сферы материального производства, популяризации профессий этой сферы. Если продолжать верить в сказки про «постиндустриальную экономику», то нас ожидает будущее «квалифицированных потребителей», обменивающих исчерпаемые природные богатства страны (т.е. своё будущее и будущее следующих поколений) на продукты потребления, создаваемые в других странах, т.е. попросту проедающих будущее своей страны.
Александр Ефимов,
кандидат биологических наук,
юрист
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.