По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Елена Морозова
Минувший октябрь вписал особую страницу в историю протестного движения благодаря масштабным манифестациям, охватившим едва ли не весь земной шар в связи с обострением палестино-израильского конфликта. Впрочем, сколь многогранен мир, столь многообразны и поводы для массового недовольства людей, его населяющих. А потому даже кризис на Ближнем Востоке, заполонивший информационное пространство и, казалось, отодвинувший на задний план остальные события, не помешал женщинам Исландии устроить мощнейшую за последние 48 лет общенациональную забастовку.
Сегодня самое северное островное государство Старого Света, считающееся мировым лидером в борьбе за равенство полов, часто называют цитаделью победившего феминизма и даже уподобляют образцово-показательному раю для женщин. «Страна льдов» на протяжении многих лет возглавляет рейтинг гендерного равноправия Всемирного экономического форума. Её парламент (альтинг) на 48% состоит из прекрасных дам и занимает по этому показателю первое место в Европе и седьмое на планете.
Но, как выяснилось, и в «ледяном Эдеме» полностью достичь высоких идеалов гендерного паритета пока не удалось. А потому десятки тысяч участниц общенациональной стачки, организованной Ассоциацией исландских женщин, собрались в центре Рейкьявика с плакатами: «Наши доходы по-прежнему на 21% ниже, чем у мужчин! Вы называете это равноправием?», «К чёрту неравенство, девочки!» и потребовали обратить внимание на разницу в оплате труда представителей сильного и слабого пола, а также на проблемы гендерной дискриминации и сексуального насилия, с которыми в течение жизни сталкиваются 40% женщин.
В Исландии, где не только многие работодатели, но и первые лица государства — президент Гвюдни Йоуханнессон и премьер-министр Катрин Якобсдоуттир — высказались в поддержку забастовки, носящей с 1975 года название Квеннафридагуринн (женский выходной), закрылись школы, детские сады, магазины, с перебоями работал общественный транспорт. К стачке также присоединились дипломаты.
Как подчеркнул Йоуханнессон, женский активизм — одна из движущих сил трансформации общества. «Прекрасные исландки вновь бастуют. Их энергичная борьба за равенство изменила наше общество к лучшему, причём этот позитивный процесс продолжается и по сей день», — отметил в соцсетях глава государства, а его супруга, писательница Элиза Райд, с гордостью добавила: «Меня сегодня нет на работе».
Вообще Исландия занимает отдельное место среди государств с наиболее успешно реализованными устоями гендерного равноправия. В 1915 году «Ледяная страна» одной из первых разрешила женщинам голосовать, правда, к началу 1970-х дамское представительство в альтинге не превышало 5%, а уровень зарплаты слабого пола явно оставлял желать лучшего: женщины, занимавшие те же должности, что и мужчины, получали на 60% меньше. Переломить ситуацию жительницам самого редконаселённого государства Европы удалось в 1975-м, объявленном ООН Международным годом женщин. Почти полвека назад, 24 октября, 90% прекрасных дам решили взять себе дополнительный выходной, идею которого придумал комитет «Красные чулки», отстаивавший права женщин — в первую очередь на справедливую оплату труда.
Объявлять официальную стачку умные исландки не стали, посчитав, что Квеннафридагуринн будет выглядеть куда безобиднее и завуалирует их истинные намерения. Женщины не вышли на работу, отказались готовить еду, убираться, делать покупки и сидеть с детьми, оставив их на попечение отцов. В итоге по всей стране закрылись рыбные магазинчики (за их прилавком преимущественно стояли дамы), газеты не досчитались 9 полос из привычных 24 (стучать на машинке было некому). Ну а мужчинам пришлось весь день хлопотать по хозяйству и даже прихватить с собой на работу детей, снизив тем самым продуктивность своего труда. Словом, деньги стремительно теряла вся Исландия, в которой в довершение бед неожиданно закончились сосиски: ведь именно этим нехитрым блюдом папаши потчевали своих чад.
Тем временем 25 тысяч жительниц Исландии (десятая часть населения республики), отбросив привычные заботы, собрались на центральной площади Рейкьявика, где слушали выступления феминисток, среди которых затесалась даже домохозяйка, пели песни и танцевали, а главное — обсуждали крайне животрепещущий вопрос: как изменить роль женщины не только на родине, но и на планете.
И хотя на следующий день исландки вернулись к своим обязанностям, всеобщий выходной выгодно подчеркнул их ценность и незаменимость для общества. Да и последствия Квеннафридагуринн не заставили себя ждать: в скором времени в Исландии приняли закон о равной оплате труда. Ещё через пять лет, в 1980 году, президентом страны стала Вигдис Финнбогадоуттир, считающаяся первой на планете женщиной, избранной на пост конституционного главы государства, и второй в мире дамой-президентом (после унаследовавшей этот пост от мужа аргентинки Исабель Мартинес де Перон). В ходе голосования фру Финнбогадоуттир, естественно, участвовавшая в легендарном женском выходном, опередила тройку кандидатов-мужчин, а в дальнейшем ещё трижды переизбиралась на высочайшую госдолжность. Именно при ней Исландия превратилась в оплот феминизма.
Роль женщин в «Стране льдов» постоянно усиливается, однако представительницы прекрасного пола раз в несколько лет продолжают устраивать себе Квеннафридагуринн, сопровождающийся массовыми манифестациями на площадях городов, чтобы лишний раз напомнить о том, чего стоит характер северных женщин.
А в Сиднее, крупнейшем и старейшем городе Австралии, протестный марш организовали представители Профсоюза строителей, лесоводов, морских, горнодобывающих и энергетических предприятий (ПСЛМГЭП), вновь призвавшие власти страны немедленно прекратить использование искусственного камня (ИК) и изделий из него. Сотни человек собрались у здания парламента штата Новый Южный Уэльс, требуя запретить производство и импорт опасного материала, который ежегодно «убивает всё больше и больше австралийцев», поскольку работа с ним провоцирует развитие силикоза — необратимого и неизлечимого лёгочного недуга.
Профобъединение в очередной раз предупредило: если к июлю 2024 года федеральное правительство кардинально не решит проблему, связанную с ИК, то ПСЛМГЭП в одностороннем порядке откажется от его применения. Кроме того, демонстранты настаивали на введении национального мониторинга здоровья и скрининга на силикоз среди сотрудников, занятых обработкой камня.
ИК — искусственный материал, содержащий большое количество измельчённых кристаллов диоксида кремния (кремнезёма), причём изделия из него встречаются практически во всех австралийских домах. При резке, шлифовке или полировке камня образуется кремнезёмная пыль, воздействие которой и ведёт к развитию силикоза. Согласно отчёту правительственной Национальной целевой группы по борьбе с профессиональными заболеваниями дыхательных путей за 2021 год, тяжёлый недуг был диагностирован почти у каждого четвёртого сотрудника, работавшего с ИК до 2018-го. Авторы доклада указывали, что существующие правила охраны труда и техники безопасности недостаточны для защиты каменщиков, и рекомендовали комплекс мер по улучшению ситуации (подавление пыли во время резки ИК с помощью воды, обеспечение вентиляции, использование средств индивидуальной защиты, главным образом правильно подобранных масок для лица), но не призывали к запрету самого «источника проблемы».
Между тем, по утверждению Зака Смита, национального секретаря ПСЛМГЭП, «нейтрального уровня влияния» кремнезёмной пыли попросту нет. Даже в компаниях, применяющих передовые технологии для снижения риска воздействия кристаллов диоксида кремния, фиксируются случаи силикоза и «пылевых заболеваний» (пневмокониоза).
Президент Австралийского института гигиены труда Кейт Коул, сравнив ущерб, наносимый здоровью человека кремнезёмом и асбестом, пришла к выводу: выпуск изделий из ИК с высоким содержанием диоксида кремния надо прекратить как можно скорее. «Мы постоянно откладываем принятие решения относительно ИК, а в это время в Австралии растёт число работников, которые вдыхают смертоносную пыль и пополняют ряды страдающих от силикоза», — подчеркнула она. По мнению Коул, есть множество других материалов, способных заменить ИК, в том числе породы с низким содержанием кварца, натуральный камень, нержавеющая сталь или дерево.
Надо отметить: нынешняя акция ПСЛМГЭП была приурочена к заседанию федеральных и государственных министров труда, здравоохранения и безопасности, где обсуждалась дальнейшая судьба ИК. Однако, вместо того чтобы вынести «камню преткновения» окончательный приговор, высокопоставленные чиновники лишь условились ещё раз встретиться в конце года, поскольку «властям нескольких штатов требуется больше времени для оценки ситуации». Как указывают эксперты, если достичь соглашения всё же удастся, то Австралия окажется первой страной мира, полностью запретившей работы с ИК. Правда, такой шаг будет иметь глобальные последствия, которые нельзя недооценивать.
Тем временем набирающий обороты новый учебный год неустанно подкидывает поводы для протеста работникам сферы образования. Так, в центре Вены, главного города Австрии, более 10 тысяч воспитателей детсадов и преподавателей дошкольных учреждений устроили «марш недовольных», требуя решить проблему кадрового дефицита, улучшить условия труда и повысить зарплату. По мировой столице вальсов демонстранты, одетые в светоотражающие жилеты жёлтого и оранжевого цветов, прошли под энергичные композиции в жанре техно: ведь музыка, соответствующая духу времени, тоже является элементом протеста, уверены организаторы мероприятия.
Забастовка заставила родителей около 100 тысяч детей пересмотреть свои планы, поскольку многие детсады и ясли закрылись. Нелегко пришлось автомобилистам и водителям общественного транспорта: на фоне пробок и перекрытия дорог приходилось менять маршрут движения.
Как подчеркнули профсоюзы — инициаторы стачки, они неоднократно пытались привлечь внимание властей к острой нехватке сотрудников в дошкольных заведениях, где особенно недостаёт административного персонала и уборщиков. А воспитатели, давно жаловавшиеся на низкую оплату труда, на сей раз добавили к призывам повысить оклады ещё и уменьшить численность детсадовских групп.
Возмущение существующим положением вещей в сфере образования в европейских странах выражают не только воспитатели и педагоги, но и родители учащихся. Так, в одном из центральных районов столицы Грузии взрослые перекрыли шоссе в знак протеста против отсутствия школы в шаговой доступности. Дело в том, что старую снесли три года назад, пообещав построить более современную, но к её возведению ещё даже не приступали.
В итоге детей приходится водить, точнее возить, в учреждение, расположенное, как говорится, за тридевять земель. «Каждый год нам врут, будто новое здание вот-вот появится. Только откуда ему взяться, если на стройплощадке ни души? Мы вынуждены протестовать», — поделились наболевшим участники митинга в Тбилиси, заверив, что не прекратят акцию, пока им не гарантируют возведение объекта в кратчайшие сроки.
Ещё одна головная боль родителей — школьные завтраки, которые в идеале должны быть здоровыми и бесплатными. На днях более 10 тысяч человек подписали петицию с требованием запрета продажи вредных продуктов и введения программы сбалансированного питания в образовательных учреждениях, негодуя по поводу того, что большинство учеников посещают уроки голодными, а это в свою очередь отрицательно влияет на качество обучения и самочувствие детей. Как отмечается в документе, школьные буфеты арендуют частные лица или компании с мутной репутацией, предлагающие детям сладости, газированные напитки и выпечку сомнительного качества.
Родители забили тревогу, когда в середине октября в селе Савани Сачхерского муниципалитета на западе Грузии девять школьников отравились в столовой пончиками. По данным Национального агентства по продовольствию, в кондитерском изделии «Brawo Donut» концентрация плесневых грибов превышала норму в 20 раз. При этом бизнес-оператор не смог предоставить документацию для отслеживания поставщика опасной продукции, поскольку она приобреталась в условиях неорганизованной торговли.
Через три года после введения локдаунов и прочих строгих ограничительных мер по борьбе с пандемией COVID-19, практически обнуливших туристический поток в Европу, ситуация наконец-то нормализовалась. Число желающих отдохнуть и насладиться красотами Старого Света вернулось к докоронавирусному уровню, что, правда, не вызвало энтузиазма у местных жителей, начавших вновь выходить на так называемые антитуристические акции. Так, в испанской столице состоялась массовая демонстрация против сдачи домов в аренду приезжим, устроенная десятками районных ассоциаций и общественных организаций Мадрида. По мнению участников митинга под лозунгом «Стоп туризму!», наплыв иностранных гостей, предпочитающих гостиничным номерам съёмное жильё, ведёт к росту цен на него и ухудшает условия жизни местного населения.
В ответ мэр Мадрида Хосе Луис Мартинес-Алмейда заверил: городские власти вплотную занялись решением проблемы, проверяя дома, бесконтрольно сдаваемые иностранцам, и накладывая санкции на их владельцев. Однако принятые меры не дали желаемого эффекта, и теперь столичное руководство разрабатывает новую концепцию.
Кроме того, Мадрид сотрудничает с Барселоной в поисках общего решения по регулированию строительства жилья для туристов. Пока же в столице Каталонии по старинке пытаются воздействовать на путешественников через кошелёк, планируя увеличить налог на ночлег. Сейчас для жилой недвижимости он составляет 5 евро, а с апреля 2024 года поднимется до 6,25 евро. Аналогичную сумму в настоящее время платят гости, обитающие в пятизвёздочных отелях.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.