По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Уход американцев и их союзников не вычеркнул Афганистан и соседний с ним Пакистан из списка приоритетов внешней политики Запада. Близость к Китаю и Ирану, транзитный потенциал региона делают его мишенью хитроумных авантюр и открытого вмешательства.
Мученики и политиканы
Неотъемлемая черта буржуазного общества — утилитарный характер демократии и прав человека. Когда выгодно, им придаётся характер «божественных скрижалей», а на головы обвинённых в нарушении этих «заветов» падают санкции и бомбы. Однако капитал готов с лёгкостью отбросить подобную бутафорию, едва она начинает стеснять его движения. И если в самих западных странах буржуазия ещё сохраняет некоторые рамки приличия, то на «периферии» её не сдерживают никакие нормы.
«Правда» уже рассказывала о роли США в свержении неугодного им правительства Имрана Хана в Пакистане. Вынесению вотума недоверия в парламенте способствовали контакты американских дипломатов с армейской верхушкой и оппозицией. Сохранить грязные интриги в тайне не удалось. Свет на них пролило донесение посла Асада Маджида Хана, рассказавшего о встрече с помощником госсекретаря США Дональдом Лу и об открытых требованиях последнего сместить кабмин. В Белом доме пытались отрицать своё вмешательство, но после публикации текста телеграммы в самих американских СМИ последние сомнения рассеялись.
Дело, впрочем, было сделано. Партия Имрана Хана «Движение за справедливость» потеряла власть, против её руководства начались жестокие репрессии. Арестованный в мае экс-премьер был освобождён по решению вышестоящего суда, однако в августе его снова бросили в тюрьму по обвинению в продаже подарков зарубежных коллег. Это дело развалилось так же быстро, как предыдущее. Высокий суд Исламабада постановил выпустить Хана, однако власти отказались подчиняться и дали ход новому делу. Что-либо циничнее и абсурднее придумать сложно: политик обвиняется в… разглашении той самой телеграммы посла. А это, в трактовке противников Хана, является нарушением гостайны и может повлечь тяжкое наказание вплоть до пожизненного заключения или даже смертной казни.
По этому же разбирательству, где жертв изображают из себя палачи, обвиняемым проходит бывший глава МИД и преемник Хана на посту лидера «Движения за справедливость» Шах Мехмуд Куреши. Всего же в застенки брошены тысячи активистов оппозиции, многие предстали перед военными трибуналами и пережили пытки. После такой «обработки» некоторые из сторонников Хана — подавленные, с потухшими глазами — выступают по телевидению, где клянутся в верности армии и действующей власти.
Однако сломить удалось не всех. Уровень доверия бывшему премьеру, несмотря на террор и кампанию лжи, не падает ниже 60 процентов. Это вдвое больше, чем у самых популярных представителей действующей власти. Стремясь избежать неминуемого провала, новое правительство отодвигает выборы. По законодательству они должны были пройти самое позднее в ноябре, но под предлогом изменения границ избирательных округов перенесены на январь следующего года.
Пользуясь отсрочкой, политические элиты и их зарубежные покровители обратились к «тяжёлой артиллерии». Из Лондона вернулся опытный политикан, четырежды занимавший премьерское кресло, — Наваз Шариф. Именно его партия Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ) сыграла решающую роль в свержении Хана, а правительство возглавил брат Наваза Шарифа — Шахбаз.
Сам отставной чиновник был приговорён на родине к длительному тюремному заключению за многочисленные коррупционные преступления, но, сымитировав тяжёлую болезнь, выпущен за границу для кратковременного лечения. Возвращаться Шариф отказался, обосновавшись в Великобритании — благо там у его семьи есть «нажитая непосильным трудом» недвижимость. Под гарантии защиты от ареста экс-премьер в конце октября объявился в Пакистане и тут же «взял быка за рога», наобещав людям снижение инфляции, безработицы и облегчение жизни простого человека. Как заявили в ПМЛ, Наваз Шариф возглавит её избирательную кампанию и «приведёт партию к победе». Несмотря на тяжесть предъявленных обвинений и пожизненный запрет занимать госдолжности, политик получил право обжаловать приговор и разъезжает по стране с предвыборными выступлениями.
Либеральный приговор
Большинство наблюдателей связывают это с позицией влиятельного военного командования, которое вступило в конфликт с Ханом и сделало ставку на его противников. Не следует упускать из виду и роль Соединённых Штатов, пытающихся вернуть Пакистан в число своих сателлитов. Один из механизмов — затягивание долговой удавки. В июле Международный валютный фонд одобрил выделение стране кредита в объёме 3 млрд долл., но получить их Исламабад может только при выполнении мер жёсткой экономии. Для этого правительство изменило утверждённый парламентом бюджет, подняв косвенные налоги и сократив расходы. В частности, ликвидированы субсидии, фактически являвшиеся единственной мерой господдержки бедных жителей. Из-за этого тарифы на электроэнергию выросли более чем вдвое — до 50 рупий (17 руб.) за 1 кВт-ч, а газ для половины потребителей и промышленности подорожал в 40 (!) раз.
Ещё одно требование доноров — ускоренная приватизация «убыточных» предприятий. В список включены компания «Пакистанские международные авиалинии», сталелитейные заводы, распределительные энергокомпании, банки, государственные корпорации жилищного строительства и страхования жизни. По требованию МВФ, настаивающего на сокращении субсидий сельскому хозяйству, может быть прекращена поддержка общинных магазинов и других организаций взаимопомощи, облегчающих жизнь миллионам граждан. И это при том, что миллионы пострадавших от наводнений крестьян не дождались обещанной поддержки. Всё это должно умилостивить кредиторов, которые прислали в Пакистан делегацию для анализа реформ. Результатом может стать решение о выделении очередного транша размером 710 млн долл.
Для трудящихся эти контакты равнозначны приговору. За год число неимущих в стране выросло на 12,5 млн. Уровень бедности, составлявший до пандемии 22 процента, приблизился к 40 процентам. Этому способствует рекордная за полвека инфляция, достигающая 30 процентов. Миллионы людей страдают от острого недоедания. Почти половина детей школьного возраста не получает образования, в тяжёлый труд вовлечено по меньшей мере 12 млн из них. Широкое распространение имеет «домашнее рабство», когда бедные семьи за гроши продают детей более обеспеченным землякам. Положение несчастных зачастую не лучше, чем у скота. Сообщения о погибших от насилия появляются едва ли не каждый день.
Обнищание вызывает протесты — как организованные, так и стихийные. Против планов приватизации и увольнений в разных регионах бастовали работники железных дорог. В провинции Пенджаб повышения зарплат потребовали 40 тыс. ткачей. В этом же регионе прошли массовые выступления учителей, возмущённых приватизацией школ и изменением правил социального страхования. Власти бросили на разгон митингов силовиков, сотни человек арестованы. По всему Пакистану не прекращаются протесты из-за роста цен. Их символом стали публично сжигаемые квитанции за свет.
Чтобы избежать ответа за свои преступления, властям очень нужно переключить гнев жителей на выдуманного врага. Им стали беженцы из Афганистана, которых власти обвинили в росте преступности и террористической активности. В начале октября пакистанские чиновники приказали «нелегальным иммигрантам» — в их число включено почти 2 млн человек — к концу месяца покинуть страну. По городам проходят жестокие рейды, на границе выстроились многокилометровые очереди.
Цель — катастрофа
Выгоду из искусственно спровоцированного кризиса извлекает не только пакистанское руководство. Дестабилизация и без того неспокойного региона входит в планы США. Два с лишним года, прошедшие с момента вывода оккупационных сил из Афганистана и фиаско марионеточной администрации, западные политики и СМИ предрекали крах сформированному «Талибаном»* правительству. Утверждалось, что ослабленная внутренними раздорами новая власть не сможет остановить сползание страны в голод и анархию.
Чтобы прогнозы стали весомее, Вашингтон подкреплял их явными и тайными шагами. Миллиардные счета афганского центробанка были заблокированы, усилились финансовые и материальные вливания в воюющее против Кабула «Исламское государство»*. Последнее добилось ряда успехов, устраивая расправы над губернаторами и высокопоставленными военными, развернув террор против шиитов-хазарейцев.
Сложной остаётся социально-экономическая ситуация. По оценкам ООН, в гуманитарной помощи нуждаются более 28 млн жителей — две трети населения страны. Голодают 4 млн детей, кормящих и беременных женщин. Серьёзный урон нанесли засуха и другие природные катаклизмы. Серия землетрясений в провинции Герат унесла жизни свыше 2 тыс. человек.
Однако катастрофы правительству «Талибана»* удалось избежать. Кабул смог нарастить экспорт и довольно успешно прорывает блокаду. Особенно активно этот процесс движется после указа верховного лидера страны Хайбатуллы Ахундзады о поддержке отечественного производства, стимулировании торговли и экспорта. Добыча нефти на месторождении Кашкари, разрабатываемом китайской компанией, достигла 300 тонн в сутки и в перспективе будет увеличена до 1 тыс. тонн. Ведутся переговоры с Пекином о добыче лития, строительстве заводов по переработке руды и производству аккумуляторов. Другие предварительные соглашения касаются производства электроэнергии, цемента, добычи золота, строительства новых больниц. Прорабатывается вопрос о возобновлении контракта на разработку одного из крупнейших в мире месторождений меди Мес Айнак. В 2008 году Китай получил право на добычу, но проблемы с безопасностью и открытый саботаж прозападных властей привели к заморозке проекта.
Экономическое сотрудничество идёт рука об руку с дипломатическим прогрессом. В сентябре верительные грамоты руководству Афганистана вручил новый посол КНР Чжао Шэн. До этого Пекин представлял временный поверенный в делах — как и большинство других стран, имеющих посольства в Кабуле. Делегация во главе с исполняющим обязанности министра торговли Хаджи Нуруддином Азизи приняла участие в третьем саммите инициативы «Один пояс и один путь» и объявила о желании присоединиться к проектам в области транспорта и инфраструктуры. На стадии обсуждения находится строительство дороги через Ваханский коридор — территорию, соединяющую Афганистан с Китаем.
Ряд соглашений о добыче полезных ископаемых подписан с иранскими, турецкими и даже британскими компаниями. Начаты грузовые перевозки по железной дороге Хаф — Герат, связывающей Афганистан с Ираном. Укрепляются связи с центральноазиатскими республиками. По итогам октябрьского визита в Кабул вице-премьера Узбекистана Жамшида Ходжаева были заключены контракты на 1,2 млрд долл., касающиеся проектов в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, лёгкой промышленности. Ранее представители Узбекистана, Афганистана и Пакистана подписали протокол о намерениях в отношении трансафганской железной дороги. Её планируется проложить от города Мазари-Шариф до пункта пропуска Харлачи на границе с Пакистаном. В Астане прошёл совместный казахстанско-афганский бизнес-форум с участием полутора сотен бизнесменов и чиновников из Кабула.
Правда, абсолютно безоблачными отношения страны с соседями не назовёшь. С регулярной критикой афганского руководства выступают власти Таджикистана. Источником острых разногласий может стать оросительный канал Кош-Тепа. Кабул объявил о завершении строительства первого участка протяжённостью 100 км. Всего же искусственная река, питаемая водами Амударьи, должна протянуться на 285 км и оросить десятки тысяч гектаров земель в провинциях Балх, Джаузджан и Фарьяб.
Очевидно, что внешние силы будут всеми способами провоцировать конфликты. По данным нескольких ближневосточных СМИ, на недавних переговорах в Катаре спецпредставитель госдепартамента США по Афганистану Том Уэст предложил и.о. главы афганского МИД Амир-Хану Муттаки разморозить часть активов в обмен на враждебные действия в отношении Ирана. Кабульская делегация отвергла приманку, но сам факт подобных попыток говорит о многом. К тому же, как сообщил МИД Ирана, в Афганистан перебрасываются боевики из Сирии и Ирака для укрепления потенциала «Исламского государства»*. Это говорит о том, что регион ещё долго будет оставаться ареной интриг и авантюр.
*Организация, запрещённая в РФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.