По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Отношения Таджикистана и Афганистана развиваются по трагикомичному сценарию. В постсоветской республике оказались сразу два диппредставительства соседней страны, обвиняющих друг друга в нелегитимности. Впрочем, чёткая позиция по «афганскому вопросу» не выработана и другими столицами, что может иметь негативные последствия.
Придя к власти больше двух лет назад, движение «Талибан»* демонстрирует достаточную устойчивость внутри страны. Однако на внешнеполитической арене его успехи пока оставляют желать лучшего. Руководство Афганистана по-прежнему находится под международными санкциями, в ООН Кабул представляют дипломаты, назначенные свергнутым правительством. Такая же нелепая картина характерна для отдельных государств: в них остаются старые афганские послы, хотя отправившие их за границу чиновники сами находятся в изгнании, а прежний состав МИД давно расформирован.
В отношениях с соседями талибам, правда, удалось добиться некоторых успехов. В Пакистане, Иране и Китае посольства Афганистана перешли под контроль новых властей. Среди этих стран до недавнего времени не было Таджикистана. Обязанности афганского посла там до сих пор формально исполняет Мохаммад Захир Агбар, назначенный на должность в феврале 2020 года. При этом дипломат регулярно обрушивается на «Талибан»*, называя его «незаконным узурпатором власти». Таджикское руководство, выступающее, может, не с такими откровенными, но похожими обвинениями, закрывает на такую активность Агбара глаза.
В последние месяцы, однако, позиции посла несколько пошатнулись. В марте этого года делегация афганского МИД посетила Хорог — административный центр Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Гости осмотрели здание консульства Кабула и договорились с местными чиновниками о начале его реконструкции. А недавно внешнеполитическое ведомство «Талибана»* сообщило о полноценной работе консульства в Хороге. Как отмечается, представительство работает «в соответствии со своими законными полномочиями», предоставляет консульские услуги, включая переоформление паспортов, предоставление виз, а также занимается решением транзитных и пограничных споров. Работник консульства Накибулло Дехконзода назвал Мохаммада Захира Агбара «бывшим послом», добавив, что тот ставит под сомнение национальные интересы Афганистана и создаёт проблемы для народов обеих стран.
Сам Агбар в долгу не остался. Собрав журналистов, он на их глазах разорвал приказ министра иностранных дел Афганистана Амира Хана Муттаки о назначении представителя «Талибана»* первым секретарём посольства в Душанбе. «Эта группа, — заявил дипломат, имея в виду талибов, — не будет иметь перед нами никакой легитимности до появления законной структуры власти». Также Агбар объявил, что консульство в Хороге не функционирует, а его сотрудники переехали в Душанбе.
Этот «обмен любезностями» происходит на фоне противоречивой политики самого Таджикистана. Власти республики не признают новое афганское правительство, с различных трибун обвиняя его в притеснении национальных меньшинств. В то же время Душанбе наращивает экономическое сотрудничество с соседями. За первые шесть месяцев этого года он, к примеру, поставил Афганистану 685 миллионов кВт-ч электроэнергии на сумму 320 миллионов сомони (2,6 млрд руб.). В сентябре стало известно о возобновлении работы закрытых в 2021 году приграничных рынков для предпринимателей и клиентов двух государств. Они действуют в Хороге, а также в Дарвазском, Ишкашимском и Ванджском районах Горно-Бадахшанской автономной области. Как отмечается, соответствующее поручение дал президент Таджикистана Эмомали Рахмон. А в октябре республика поставила 3,3 тысячи тонн гуманитарной помощи в пострадавшие от землетрясений районы Афганистана.
Отсутствие последовательной политики характерно не только для Душанбе. Другие постсоветские страны тоже колеблются в своём отношении к афганскому руководству. Например, Москва поддерживает с талибами регулярные дипломатические контакты. Не далее как в конце сентября Амир Хан Муттаки посещал Россию для консультаций. Вместе с тем в МИД РФ заявляют о неготовности признания нынешнего афганского правительства и критикуют Кабул за угрозу безопасности соседних стран. На прошедшей в ноябре научно-практической конференции региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте руководитель Антитеррористического центра СНГ Евгений Сысоев обвинил «Талибан»* в неспособности справиться с растущим влиянием «Исламского государства»* и напомнил о заявлениях отдельных представителей афганского руководства об «экспорте шариата» за пределы страны. В перспективе эта несогласованная политика может сыграть отрицательную роль.
*Организация запрещённая в РФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.