По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Частные электросети и дороги, водоснабжение и канализация в руках бизнеса. Такое будущее ждёт Узбекистан в самое ближайшее время. Для этого власти меняют законы, закрывая глаза на тревожные тенденции в экономике.
Массовое сознание нередко ассоциирует Восток с неторопливостью, в том числе в общественно-политической жизни. Это отчасти верно, если, во-первых, речь идёт об антагонистических формациях (строительство социализма сопровождалось стремительным развитием бывших союзных республик), а во-вторых, касается интересов простых людей. Если же на кону прибыль имущих слоёв — тут прыти чиновников можно лишь позавидовать.
Недавно, например, парламент Узбекистана в рекордно короткие сроки принял, отправив на подпись президенту, новый закон «О приватизации государственного имущества». Как отмечается, документ «разработан на основе международного опыта, в соответствии с проводимыми административными реформами и Конституцией в новой редакции». Устанавливая все этапы приватизации, закон, по словам разработчиков, обеспечит ускорение продажи государственных активов на основе современных способов.
Что ж, способы, на первый взгляд, и впрямь отличаются от тех, что применялись после разрушения Советского Союза. Тогда приватизация, по признанию одного из её «прорабов» — Анатолия Чубайса, — «вообще не была экономическим процессом и решала главную задачу — остановить коммунизм». Теперь же мы видим внешне респектабельные нормы. Например, всю информацию о ходе приватизации можно узнать из интернет-сайтов госорганов, СМИ и социальных сетей. Сам процесс будет осуществляться с использованием онлайн-аукциона и биржи. Кроме того, как утверждается, в законе чётко определены полномочия всех участников, например правительства, органов власти на местах и т.д. Благодаря этому якобы будет соблюдена открытость и прозрачность разгосударствления собственности, создана равная конкурентная среда для всех покупателей.
Предположим, что закон и вправду будет неукоснительно соблюдаться. Станет ли от этого приватизация благом для подавляющего большинства населения и будущего страны? В этом есть очень серьёзные сомнения. В руки частников передаются стратегические и жизненно важные сферы, от которых зависит благополучие миллионов граждан. До конца года власти планируют приватизировать государственное имущество на сумму 1,5 миллиарда долларов — в полтора раза больше, чем в прошлом году. Всего же в ближайшее время намечено выставить на торги государственные пакеты акций более тысячи предприятий.
То, что руководство республики и связанный с ним капитал интересует только финансовая сторона дела, доказывает включение в планы приватизации сферы здравоохранения. Так, сообщается о трёх претендентах на контрольный пакет акций крупнейшей сети аптек «Дори-Дармон». Помимо этого, будут проданы производящее ортопедические изделия предприятие «Ортомедфармсервис», выполняющая заказы минздрава по закупке медикаментов компания «Узмед-импекс», производитель лекарственных напитков на основе трав ООО «Ферула шифобахш» и т.д.
Это отражает общий курс на уход государства из медицинской сферы. С 2017 года количество частных клиник выросло с 3 до 8 тысяч. «Благодаря таким положительным (!) изменениям доля негосударственной медицины превысила 30 процентов, а в 2025 году планируется довести этот показатель до 60 процентов», — заявили в министерстве здравоохранения. Вопреки оптимизму чиновников, либерализация не только снижает доступность медицины, но и угрожает жизням людей. В результате приёма некачественного сиропа от кашля, завезённого в страну из Индии, погибли 65 детей. Что будет в случае полной передачи этой сферы бизнесу, страшно представить.
Рыночные реформы всё активнее затрагивают коммунальную сферу. В пяти городах Ташкентской, Бухарской и Сырдарьинской областей с 1 июля следующего года услуги канализации и питьевого водоснабжения будут переданы частному сектору. В случае успеха (по версии чиновников) эксперимент распространится на всю страну. Но ещё до этого, с 1 января, тарифы на данные услуги начнут формироваться, «исходя из суммы затрат, включённых в себестоимость продукции, текущих расходов, затрат на развитие и модернизацию объектов системы, финансовых затрат, налогов и других обязательных платежей». Другими словами, произойдёт полный переход на рыночное ценообразование, с отменой государственных субсидий.
Аналогичные процессы происходят в других областях. Как заявил недавно министр энергетики Журабек Мирзамахмудов, частный сектор уже присутствует в сфере производства электроэнергии. Из 4 гигаватт новых мощностей, которые будут введены в ближайшее время, 1,5 гигаватта обеспечит бизнес. Это солнечные и ветровые электростанции, а также мини-ГЭС. Но на этом власти не собираются останавливаться. По словам министра, правительство рассматривает привлечение иностранных и частных инвесторов в распределительные сети. Мирзамахмудов напомнил об указе президента, предусматривающем формирование оптового и розничного рынка электроэнергии с повышением инвестиционной привлекательности энергосистемы.
Следующий претендент на разгосударствление — транспорт. В конце ноября агентство по управлению госактивами Узбекистана запустило процесс приватизации АО «Йулрефтранс» — компании-оператора рефрижераторного подвижного состава Узбекских железных дорог. Крайним сроком подачи заявок на её покупку установлено 25 января. Ещё радикальнее другой шаг. Согласно постановлению главы государства, с начала следующего года к работам по эксплуатации дорог общего пользования будет привлекаться частный сектор. В сферу бизнеса передаётся и оказание кадастровых услуг.
Поставлена задача сократить присутствие государства в банковском секторе. Об этом президент Шавкат Мирзиёев говорил 20 ноября на встрече с руководителями банков. По его словам, доля государства должна снизиться с 70 до 40 процентов. Среди намеченных к приватизации объектов — Банк развития бизнеса, Узпромстройбанк, Асакабанк, Алокабанк, Агробанк и т.д. Показательно, что за глубокую либерализацию финансов страны ратуют зарубежные доноры. Азиатский банк развития объявил о выделении 50 миллионов долларов для ускорения приватизации государственных банков. «Мы полностью поддерживаем правительство Узбекистана в его движении к динамичной и инклюзивной рыночной экономике и реализации реформ банковского сектора», — заявили в финансовой организации.
Уход государства из экономики грозит стране тяжёлыми последствиями, среди которых — уязвимость перед различного рода потрясениями. Например, переводы от трудовых мигрантов сократились за год на 34 процента. Дефицит государственного бюджета уже превысил 40 триллионов сумов (292 млрд руб.), хотя в проекте главного финансового документа на 2023 год предусматривался профицит. Отдавая частникам стратегические отрасли, власти лишают страну «подушки безопасности», но признавать этого не хотят. Наоборот, они загоняют экономику в ловушку. Признав, что в ближайшие годы Узбекистану не удастся избавиться от дефицита бюджета, министерство экономики и финансов республики сообщило, что деньги на его покрытие даст всё та же приватизация и внешние займы. Удавка на шее страны затягивается при услужливой помощи власти.
Комментарий редакции: На опыте нашей страны известно, какие бедствия способен принести курс на минимизацию присутствия государства в экономике, на сокращение его социальных функций. Много сказано и написано о деструктивности подобных экспериментов. Достаточно отметить, что если ключевые отрасли оказываются под управлением коммерсантов, то их работа организована отнюдь не ради удовлетворения общественных потребностей, а ради барышей буржуев. Вполне понятно, что бизнес получает свои прибыли за счет выжимания из людей труда, из клиентов соков. Что, например, означает ставка на приватизацию и на коммерциализацию здравоохранения? Это фактически отмена права народа на получение медицинской помощи. Те, кто едва сводит концы с концами (при капитализме, особенно при периферийном таковых большинство), они вряд ли смогут себе позволить платить за качественное лечение. Что касается приватизации энергетических объектов и ЖКХ, то это, опять же, вызовет рост тарифов на энергоносители, что ляжет тяжким бременем на плечи народа и национальной экономики. Конечно, подобное положение вещей повышает риск увеличения количества техногенных катастроф в силу незаинтересованности частников в затратах на технологическую безопасность. Они одержимы стремлением больше получить прибыли и меньше расходовать. Поэтому неолиберальные «реформы» ни в коем случае не должны быть продолжены, а их результаты следует аннулировать. Только переход постсоветских стран к социализму откроет дорогу к нормализации социально-экономической обстановки.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.