По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Татьяна Офицерова
В каком состоянии пребывает российская культура и как реализуется государственная культурная политика? Этим вопросам был посвящён государственный доклад, с которым министр культуры Ольга Любимова выступила 29 ноября в Госдуме.
Документов, описывающих суть культурной политики, принято немало. В 2014 году президентом утверждены Основы государственной культурной политики, где культура рассматривается как миссия, общественное благо и историческое наследие. В нынешнем году документ был обновлён в соответствии с задачей укрепления культурного суверенитета и единства российского общества на фундаменте традиционных ценностей и принципов. В 2016-м утверждена Стратегия государственной культурной политики до 2030 года. Есть строчка о культуре и в Конституции Российской Федерации, где подчёркивается уникальность и многонациональный характер нашей культуры, её поддержка и охрана государством. В 2021 году в Стратегии национальной безопасности появился раздел, провозглашающий защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей культуры и исторической памяти. Год назад утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению этих ценностей. Словом, курс задан и многократно выверен.
И, судя по представленному докладу, всё делается для того, чтобы не сбиться с намеченного пути. Ссылаясь на слова президента, сказанные на IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме, Ольга Любимова сообщила, что за последнее десятилетие расходы консолидированного бюджета на поддержку культуры возросли более чем в 20 раз. Однако, по мнению фракции КПРФ, финансирование этой сферы всё же оставляет желать лучшего. «Сейчас на полпути реализация Стратегии государственной культурной политики до 2030 года, где определён показатель достижения по финансированию культуры в объёме 1,4% от валового внутреннего продукта. По оценкам Счётной палаты, мы находимся на уровне 0,5—0,6% все последние годы», — заметил Николай Осадчий.
О том, что уровень финансирования не соответствует заявленным целям, отчасти свидетельствует и информация Счётной палаты: треть зданий муниципальных музеев требует капитального ремонта или находится в аварийном состоянии; чтобы обеспечить небольшие и отдалённые населённые пункты автоклубами, потребуется ещё порядка 10 лет, а пункт майского указа президента 2012 года о доведении к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе, если проанализировать зарплаты их работников на муниципальном уровне, выполнен лишь на 80%. И это расхождение в декларациях и цифрах, увы, не в пользу государственной культурной политики.
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина считает, что в кино, на телевидении, в книгах преобладает антисемейная политика. А ведь укрепление института семьи сегодня является безусловным приоритетом государства. 2024 год объявлен президентом Годом семьи, глава государства заявил о том, что многодетная семья должна стать нормой жизни всех народов России, и на Всемирном русском народном соборе семья названа главной культурной ценностью нашей страны и всего Русского мира. Выступая на брифинге перед началом пленарного заседания Госдумы, Нина Останина предложила провести в Год семьи фестиваль семейных фильмов. Депутат также убеждена, что содержание политики федеральных каналов, которая зачастую идёт вразрез с национальными интересами, должно определять министерство культуры.
Олег Смолин выступил в защиту прав инвалидов, которых в стране почти 11 с половиной миллионов человек, на доступ к богатствам мировой литературы. По словам депутата, незрячие люди — самая читающая категория. При этом в послесоветское время количество библиотек для слепых сократилось больше чем на 20%. Сегодня на всю страну приходится 56 библиотек для слепых, и они остро нуждаются в современном оборудовании. Депутат выразил надежду, что инвалиды попадут в приоритеты министерства культуры и библиотекам для слепых будет оказана помощь в приобретении современного оборудования.
О приоритетах Ольга Любимова в своём докладе говорила много. Здесь и сокращение диспропорций между городским и сельским населением в доступности организаций культуры, и поддержка патриотичных национальных фильмов, отражающих духовно-нравственные ценности народов России, и развитие сети государственных и муниципальных театров, циркового искусства, библиотек, и сохранение объектов культурного наследия, и многое другое — всего не перечислишь.
Но точечные проблемы, с которыми сталкиваются парламентарии, показывают, что не всегда и не везде происходящее в культурной сфере отвечает этим приоритетам. В ходе встречи фракции КПРФ с министром культуры накануне пленарного заседания депутаты-коммунисты подняли огромный пласт таких проблем.
Владимир Исаков сообщил о строительстве на культурном слое X—XI веков в центре Суздаля, который скоро отметит своё 1000-летие, многоквартирного жилого дома. Депутатские обращения вынудили главу администрации Суздальского района г-на Сараева признать, что постройка незаконна, но тем не менее работы продолжаются. Горожане возмущены, собираются стихийные митинги. Владимир Исаков попросил министерство культуры вмешаться.
Евгений Бессонов убеждён, что сегодня нашу великую историю защищают в первую очередь общественники, а государство, деля полномочия на федеральные и региональные, часто отстраняется от решения злободневных проблем. Пятнадцать лет общественность Ростовской области обивает властные кабинеты, доказывая, что памятнику казачьего генерала СС Краснова не место на шолоховской земле, но воз и ныне там. Много лет жители Новочеркасска боролись за восстановление памятника борцам за Советскую власть на Дону Ф. Подтёлкову и М. Кривошлыкову. Восстановили, но тут же на Троицкой площади, где установлен этот монумент и которая является объектом культурного наследия, началось в нарушение закона строительство часовни. Двадцать лет не находится денег на реставрацию памятника труженицам тыла в Миллеровском районе Ростовской области. А для бюста «чёрного барона» Врангеля деньги нашлись. Разве не в этом заключается государственная культурная политика?!
Или не усматривается она в закрытии для посещений бывшей «ближней дачи» Сталина, где Верховный Главнокомандующий жил, работал и провёл свои последние часы жизни? Михаил Матвеев попросил минкульт поработать над тем, чтобы этот объект нашего исторического наследия, хотя он и не находится в ведении министерства, был всё-таки открыт для экскурсий.
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов не перестаёт на всех уровнях власти доказывать, что русофобия и антисоветизм — главные противники нашей государственности, в том числе и курса президента. Лидер коммунистов постарался объяснить это и министру культуры Ольге Любимовой, когда она встречалась с фракцией КПРФ. «Дороже всего эксперимент над нашей страной обошёлся русскому народу, — заметил Геннадий Андреевич. — За 30 лет русское население сократилось на 31 миллион человек. И русские области продолжают вымирать быстрее остальных. В этом главная угроза для нашей страны, поэтому с русофобами и антисоветчиками надо бороться самыми строгими мерами».
Тему противоречий в культурной политике продолжил в своём выступлении от фракции КПРФ Николай Иванов.
Выступление коммуниста Николая ИВАНОВА 29 ноября на «правительственном часе» в Госдуме
Последние три года оказались тяжёлыми для российской культуры. Сначала локдаун из-за коронавируса ударил по всем культурно-массовым мероприятиям, затем западный мир решил исключить из истории мировой цивилизации русских деятелей культуры, принялся запрещать литературу, выставки, театральные и художественные постановки с русской тематикой. Однако, как говорил герой советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «Искусство не горит».
Внедрённая министерством культуры «Пушкинская карта» открыла двери музеев и галерей для огромного числа молодых людей, приобщает их к культуре. Волонтёры культуры участвуют в реставрации объектов культурного наследия и памятников, а программа «Мы — Россия» помогла преодолеть трудности, связанные с пандемией, и реализовать выставочные мероприятия в этот сложный период. Помогает поддерживать культуру на высоком уровне и уникальная трёхуровневая система творческого образования, реализованная в нашей стране. И в этом есть заслуга нашего министерства культуры.
Но как могло получиться так, что кумиры миллионов — творческие личности, актёры — в трудный для страны час покинули Россию, позволяя себе оскорбительно отзываться о Родине, о населении? Несмотря на огромное количество талантов, которые наша страна подарила миру, в театрах и кино, на центральном телевидении продолжают показывать фильмы и спектакли со скандальными сюжетами, с далеко не лучшими примерами для подражания в главных ролях. В результате рабочий человек, придя с работы, узнаёт в большей степени о происшествиях: кто и сколько украл, кто из актёров и музыкантов «свалил» за кордон. В телесериалах по-прежнему господствуют жестокость и цинизм, а во всевозможных ток-шоу — скандалы и безнравственность.
Весь труд государственных деятелей по ремонту культурного наследия, организации, волонтёрские движения можно легко свести на нет пятиминутным сюжетом. Например, про установку памятника барону Врангелю в Ростове-на-Дону. Памятник человеку, который воевал за деньги Антанты против собственного народа, — это очень грубо и низко для любого патриота нашей страны.
Большой театр — главный храм культуры — даёт возможность режиссёрам-русофобам ставить спектакли, проповедующие откровенно антироссийские, антирусские ценности. И эти спектакли приходится отменять, а директора увольнять. Несмотря на все осуждения этих русофобских действий, испуганные «патриоты» пытаются снова вернуться в культурное пространство России. Не нужно далеко ходить за примерами: Ургант рвётся на Первый канал, а певица Лорак уже на телеканале. Пугачёвой, которая является символом творческой эмиграции, высокопоставленный чиновник целует руки.
На мой взгляд, у министерства культуры должны быть эффективные рычаги для предотвращения подобных случаев, иначе патриотически настроенное население страны будет дезориентировано и дезорганизовано.
Хочу обратить внимание министерства культуры и на музейную составляющую. Прекрасно, что отремонтировали Ленинский мемориал в Ульяновске, хорошо бы ещё восстановить музей в Горках Ленинских, но в Свердловске смердит Ельцин-центр. Это центр, который стал инкубатором иноагентов, тех людей, которые выступали под лозунгом «Заграница нам поможет». Этот центр формирует у молодёжи ущербное представление о нашей Родине. И я думаю: это иноагенты по-старались сделать так, что в учебнике истории для старших классов сказано, что расстрел в Катыни произошёл именно по вине Советского Союза и его осуществили войска НКВД. И теперь у будущих поколений будет формироваться мнение, что Советская власть была не менее кровожадной, чем нацистская Германия. Предлагаю министерству культуры обратить пристальное внимание на проходящие в Ельцин-центре мероприятия, запросить у Генеральной прокуратуры оценку их деятельности.
Выделение средств из бюджета по остаточному принципу тоже не способствует развитию культуры, а, наоборот, ставит сферу культурного развития на рыночные рельсы извлечения прибыли. И ещё это страшное слово «оптимизация», которое означает сокращение работников культуры низового звена.
Не могу не остановиться и на антиисторическом фильме о Троцком, который транслировался в дни празднования Великой Октябрьской социалистической революции. Его цель — вызвать отвращение к большевикам, коммунистам у широких масс населения. Зачем надо было это делать в период, когда стране нужна консолидация общества, а не конфронтация? Самые яркие представители коммунистов — это такие люди, как Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин, Леонид Ильич Брежнев, Геннадий Андреевич Зюганов. Показали бы фильмы о них. Однако руководство центрального телевидения выбрало именно человека, который хотел, чтобы Россия была хворостом для пожара мировой революции. Считаю, что министерство культуры должно активней вмешиваться в творческую политику центральных средств массовой информации, особенно в трудное для страны время.
Хочу обратить ваше внимание: я не говорю о цензуре, но рамки приличия, на которые указывает государство, должны быть. Такие инструменты нужно использовать, чтобы не плодить безнаказанность и невежество.
Кроме того, я уже назвал, есть ещё множество так называемых ждунов, которые открыто высказались против СВО. Они и сейчас сохранили свои руководящие посты, а профессиональных актёров, которые твёрдо стоят на патриотических позициях, лишают главных ролей, убирают из состава жюри и с телеэкранов. Об этом не раз заявляли и Михаил Пореченков, и Олеся Железняк, и Яна Поплавская. Так не должно быть. Патриотам нужна поддержка, иноагентам — красный стоп-сигнал.
Надеюсь, что в 2024 году, когда будет отмечаться 370 лет Переяславской рады, министерство культуры найдёт правильную тональность и достойно отметит этот день.
Великий Ленин сказал, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Фракция КПРФ и партия руководствуются этой формулой в своей политической деятельности.
Поэтому мы всеми силами и средствами поддерживали и впредь будем поддерживать нашу культуру. Надёжнее союзника и друга, чем КПРФ, ей не найти.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.