По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Елена Морозова
Говорят, избыток усердия хуже, чем его недостаток. Вот и чрезмерная, а по сути токсичная «забота» Евросоюза об Украине довела до белого каления польских дальнобойщиков, которые, отчаявшись добиться от Брюсселя и Варшавы справедливых условий труда, попросту заблокировали ключевые КПП на границе с «незалежной». Как уже писала «Правда», с 6 ноября через автомобильные погранпереходы «Дорохуск — Ягодин», «Краковец — Корчова» и «Рава-Русская — Гребенне» поляки пропускают лишь легковушки, а также транспортные средства, доставляющие гуманитарную и военную помощь, животных и скоропортящиеся продукты.
Польские «фурмены» возмущены откровенной дискриминацией и требуют уравнять их в правах с шофёрами из соседней республики, получившими ряд привилегий после начала Россией СВО. Так, в июне прошлого года ЕС позволил им совершать двусторонние и транзитные рейсы в страны сообщества без соответствующего разрешения и при отсутствии международного водительского удостоверения. В марте срок действия Соглашения о либерализации грузовых перевозок продлили до 30 июня 2024-го.
Упростив правила для Киева, Брюссель, предоставивший автофургонам с Украины легальную возможность въезжать на территории государств Старого Света без особых ограничений, искусственно создал почву для нечестной конкуренции. Поляки призывают отменить льготы для «самостийной», восстановить прежний порядок обязательного лицензирования её коммерческих грузоперевозок и аннулировать разрешения, выданные украинским транспортным компаниям после 24 февраля 2022 года.
Протестующие также обеспокоены количеством фур, прибывающих из «незалежной»: согласно статистике, за 11 месяцев в Польшу въехало около 900 тысяч грузовиков, тогда как до украинского конфликта годовой показатель составлял около 180 тысяч машин. Если верить участникам бойкота, фургоны из соседней республики, пользуясь ситуацией, приезжают в Польшу порожняком, чтобы загружаться и развозить товары по всему Старому Свету. При этом услуги украинцев стоят дешевле.
В результате польские дальнобойщики несут убытки, а иногда и вовсе сидят без работы. При беглом взгляде ситуация во многом напоминает попытки западноевропейских транспортных компаний препятствовать потоку конкурентов из Польши, Румынии и Литвы, после того как в 2000-х эти страны вошли в Евросоюз и снизили цены на свои перевозки.
Однако на самом деле происходящее на польско-украинской границе — не просто битва соперников за место под солнцем. Это наглядное проявление уродливой внешней и торгово-экономической политики ЕС. Давая всяческие преференции «бедной и несчастной» Украине, столкнувшейся с «немотивированной российской агрессией», Брюссель в своей неуёмной жажде напакостить Москве не разглядел в Киеве той самой свиньи, которая, будучи посаженной за стол, в конце концов кладёт на него и ноги. Не случайно сами поляки назвали акцию в отношении восточных соседей «воспитанием избалованного ребёнка», тогда как эксперты и СМИ, в том числе издание «Мысль Польска», окрестили её транспортной войной. И виной всему, уверен бизнесмен Рафал Меклер, входящий в группу инициаторов протеста «фурменов», политика правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), готовой «отдать последнюю рубашку» Украине, нанося ущерб своей стране.
С каждым днём напряжённость на пунктах пропуска растёт. К бунтующим водителям присоединились фермеры. Около 100 представителей польской ассоциации «Преданная деревня» устроили трёхдневную акцию на КПП «Шегини — Медыка», самом загруженном погранпереходе, который, кстати, с 27 ноября дальнобойщики блокируют круглосуточно. «Аграрии пострадали первыми. Настал черёд перевозчиков. Кто будет следующим?» — задался вопросом один из руководителей организации Лукаш Мартин.
Расширяется и география недовольства выгодным положением водителей из «самостийной». На прошлой неделе поддержать польских забастовщиков решил Союз автоперевозчиков Словакии: его представители вновь, как и 16 ноября, перекрыли проезд фургонов через КПП «Вышне Немецке — Ужгород» на границе с Украиной, где в итоге скопилось 300 фур.
Тем временем ассоциации грузоперевозчиков Венгрии, Литвы, Польши, Словакии и Чехии обратились к Еврокомиссии, а также министрам транспорта стран евросообщества с просьбой расторгнуть соглашение с Киевом, породившее вопиющее неравенство, и вернуться к системе выдачи разрешений на доставку товаров компаниям из «незалежной».
Стремление поляков защитить национальный рынок перевозок привело к тому, что на четырёх КПП застряли тысячи машин. У водителей, сутками изнывающих в многокилометровых очередях, возникли проблемы с едой и водой, заканчивается топливо, два украинских дальнобойщика уже скончались.
И хотя польские «фурмены» далеко не впервые катят бочки на коллег с Украины (в марте более 200 человек, выехавших на окружную дорогу Варшавы, требовали восстановить выдачу разрешений для украинцев, а в мае приостановили пропуск грузовиков на территорию соседей), нынешняя ситуация принципиально отличается от предыдущих. Сегодня протесты по времени совпали со сменой власти в Польше. ПиС, находящаяся у руля страны с 2015 года, по итогам октябрьских выборов потеряла большинство в парламенте и сформировала правительство меньшинства, которое, вероятно, просуществует не более двух недель, поскольку депутаты, скорее всего, не утвердят его руководителя Матеуша Моравецкого на пост премьера.
«Этот стихийный протест, устроенный людьми, уставшими терпеть несправедливость, оказался в вакууме принятия решений: старый кабмин ушёл, а новый ещё не приступил к исполнению обязанностей, — отметил гендиректор группы «Польский транспорт и логистика» Мацей Вроньский. — Но искать выход из нынешнего кризиса всё равно придётся, причём так, чтобы не нанести вреда ни украинской, ни польской экономике».
Конец ноября — традиционный период грандиозных распродаж по всему миру — в этом году ознаменовался массовыми протестами сотрудников американского гиганта электронной коммерции «Амазон» в Европе и США. В рамках кампании «Заставь «Амазон» платить», координировавшейся международным профсоюзом UNI (глобальная федерация профсоюзов работников сферы профессиональных навыков и услуг, охватывающая национальные и региональные объединения), забастовки и пикеты, приуроченные к самым загруженным торговым дням в году — «чёрной пятнице» и «киберпонедельнику», прошли более чем в 30 странах и стали масштабнейшими за всю историю существования онлайн-платформы, ведущей летопись с 1994 года.
Самые мощные демонстрации против политики компании, которую протестовавшие обвинили в ущемлении прав работников, создании тяжёлых условий труда и загрязнении планеты, прокатились по Великобритании, Германии и Франции.
В Соединённом Королевстве акции прошли при поддержке одного из ведущих профсоюзов страны — GMB (Всеобщий, муниципальный профсоюз котельщиков и смежных с ним организаций). Более тысячи человек, присоединившиеся к пикету возле склада «Амазон» в городе Ковентри (графство Уэст-Мидлендс), призвали улучшить условия труда и повысить зарплату. Митинг с аналогичными требованиями состоялся перед штаб-квартирой филиала компании в Лондоне. Представители GMB уверены: нынешняя стачка подстегнёт сотрудников «Амазон» по всему миру активнее отстаивать свои интересы.
В ответ на протесты руководители британского подразделения интернет-площадки, где трудятся около 75 тысяч человек, из которых более 50 тысяч заняты в сфере логистики, сообщили о регулярном пересмотре уровня зарплаты в целях сохранения конкурентоспособности. По их словам, сейчас минимальное жалованье для начинающих сотрудников колеблется от 11,8 до 13 фунтов в час в зависимости от региона, а с апреля 2024 года увеличится до 12,3 — 13 фунтов (это 50-процентный рост по сравнению с 2018-м). Однако GMB добивается поднятия ставки до 15 фунтов (18,69 доллара) в час.
Бастовали и в ФРГ— втором по величине рынке «Амазон» по объёмам продаж. Как сообщил Объединённый профсоюз работников сферы услуг, 24-часовая стачка, участники которой требовали заключения коллективного договора, прошла в пяти центрах выполнения заказов, включая Лейпциг и Райнберг. Кстати, администрация «Амазон» в Германии, как и в Великобритании, считает, будто персоналу интернет-гиганта грешно жаловаться на несправедливое финансовое вознаграждение: ведь стартовая оплата труда превышает 14 евро (15,27 доллара) в час, а сотрудники имеют дополнительные льготы.
Тем временем Всеобщая итальянская конфедерация труда организовала забастовку на складе в Кастель-Сан-Джованни в «чёрную пятницу», а по призыву крупнейшего профобъединения Испании «Рабочие комиссии» несколько тысяч сотрудников логистических центров «Амазон» в королевстве устраивали часовую стачку каждую смену в «киберпонедельник».
Мишенью для протестов оказались и постоматы «Амазон», расположенные на углу улиц, вокзалах, автостоянках супермаркетов и используемые многими покупателями для получения заказов. Например, во Франции активисты антиглобалистской организации «АТТАК», назвавшей «чёрную пятницу» праздником перепроизводства и чрезмерного потребления, размещали на них плакаты и телеграфную ленту, потенциально лишая доставщиков и клиентов возможности открыть спецбоксы.
Надо отметить: «чёрная пятница», изначально прославившаяся гигантскими очередями в больших супермаркетах США, всё больше перемещается в виртуальное пространство, приобретая поистине вселенский масштаб — отчасти благодаря «Амазон», который, к слову, в ноябре 2023-го удлинил период предрождественских скидок до 10 дней. Неудивительно, что детище Джефа Безоса остаётся одной из популярнейших онлайн-платформ в Европе, хотя и другие известные интернет-площадки демонстрируют быстрый рост. По статистике, в октябре у приложения «Амазон» фиксировалось 146 млн активных пользователей в Старом Свете, тогда как у его ближайших конкурентов «Шейн» и «Тему» — 64 млн и 51 млн соответственно.
А в столице Болгарии взбунтовались животноводы. Участники марша в Софии, начавшегося возле министерства сельского хозяйства и завершившегося перед домом правительства, пытались привлечь внимание властей к катастрофическому положению отрасли и требовали отставки главы минсельхоза Кирила Ватева. Сначала протестовавшим пообещали, что тот лично выйдет к ним. Однако вместо начальника перед публикой предстал его зам Александр Йоцев, речь которого явно не встретила одобрения у слушателей — из толпы послышались угрозы, и незадачливому оратору под прикрытием полиции пришлось быстренько ретироваться в здание.
Как заявил председатель Объединения болгарских животноводов Бойко Синапов, ситуация в аграрном секторе неуклонно ухудшается, а потому Ватев, «плюющий на требования фермеров и не способный отстаивать их интересы», обязан покинуть пост. Такого же мнения придерживаются руководитель Национального союза животноводов Болгарии Димитар Зоров, лидер Национальной ассоциации производителей теплиц (НАПТ) Велин Георгиев, а также глава Ассоциации заводчиков буйволов Болгарии (АЗББ) Мария Степанчева. Последняя выразила возмущение поведением Ватева, оскорбившего тружеников земли, назвав их жадными, и обвинила политика в предоставлении СМИ ложной информации о якобы значительных суммах, выделенных на программу развития животноводства. «Средства, о которых говорил министр, были учтены в рамках инвестиционного проекта, рассчитанного на 2021 и 2022 годы, — пояснила лидер АЗББ. — А на данном этапе объём национальной помощи снизился на 35%, однако Ватев, нацепив розовые очки, всячески пытается доказать, будто мы купаемся в деньгах и всё у нас хорошо».
Степанчева также обратилась к председателю правительства, члену Болгарской академии наук Николаю Денкову: «Господин премьер-министр, не игнорируйте бедственную ситуацию в нашей отрасли. Назначьте нам встречу, и мы с удовольствием посвятим вас в проблемы молочного животноводства».
Наболевшим также поделился глава НАПТ, указавший, что 90% затрат во вверенном ему подразделении приходится на оплату энергии. «Из-за длящегося второй год украинского конфликта нынешняя зима будет ещё тяжелее. Мы вынуждены просить кабмин обеспечить наши хозяйства дешёвым газом, чтобы они могли стабильно функционировать, — рассказал Георгиев и добавил: — В условиях кризиса заведовать минсельхозом должен только профессиональный специалист».
На самом деле в проблемах аграриев, неоднократно устраивавших в последние месяцы массовые протесты, в том числе в связи с отменой в сентябре эмбарго на импорт украинского зерна, виноват не только Ватев. Он лишь один из винтиков в проамериканском правительстве Болгарии, для которого холопское желание всячески угодить Вашингтону превалирует над национальными интересами. Команде Денкова, сконцентрировавшейся на насаждении русофобии и военной помощи Украине, уж точно не до фермеров и их забот.
Всё новые поводы для протестов возникают и у жителей Армении. На днях возле здания правительства в Ереване собрались владельцы и работники рыбных хозяйств Араратской области, возмущённые принятыми 22 ноября поправками к Водному кодексу (ВК). Согласно новшествам, рыбоводческие хозяйства республики, получающие воду из подземных скважин, отныне должны применять только экономичные системы циркуляции воды (ЭСЦВ), поскольку именно они, заявил, представляя законопроект, глава министерства окружающей среды (МОС) Акоп Симидян, позволят повторно использовать не менее 40% воды.
«Вместо того чтобы, наконец, научиться правильно управлять гидроресурсами и сократить потери в сети, власти вновь заставляют рыбные хозяйства нести убытки. В итоге предприятия отрасли закроются, а экспорт рыбы прекратится», — спрогнозировали дальнейшее развитие событий участники митинга в армянской столице, отметив: МОС не обсуждало поправки к ВК с рыбоводами и даже не удосужилось проинформировать их о готовящихся радикальных изменениях.
К слову, интересы представителей рыбхоза пыталась защитить оппозиция: во время обсуждения в парламенте она подвергла критике законопроект, подчеркнув, что бизнес нужно было заранее предупреждать о необходимости установки ЭСЦВ, требующей немалых материально-технических затрат.
Рыбоводческие фермы стали массово открываться в Араратской долине в начале 2000-х. Бесконтрольная эксплуатация водных ресурсов привела к их истощению и сказалась на условиях проживания и ведения сельского хозяйства. Несмотря на это, государство многие годы не внедряло никаких требований по экономии воды.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.