Грядущий строй. Статья № 6

Грядущий строй. Статья № 6

«От каждого по способностям, каждому по труду» — основной принцип первой фазы коммунизма, или проще говоря, социализма. У труда много эпитетов. Какой из них наиболее прогрессивен и должен начать работать на этапе переходного периода к социализму? Попробуем разобраться.

Каждому по труду

Условимся: труд бывает простой, сложный и творческий.

Если чисто условно принять простой труд —  за единицу, сложный за — две единицы, творческий за семь единиц, то можно вывести количественные мерки труда, эквивалентному всему ВВП страны в простом труде

Приводной ремень любой экономики —  экономические законы, действующие независимо от воли и сознания человека. В идеале при социализме должен работать основной экономический закон, который направляет вектор интересов государства, коллектива (предприятия) и работника в одну сторону. Силы общества утраиваются. После Сталинского периода, реформы Косыгина развели их интересы как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

Надо еще понять, что одно лишь уничтожение частной собственности не несет автоматическое раскрепощение работника. На шею рабочего и инженера свесив ноги может сесть советский бюрократ, который освоил коммунистическую фразеологию и бессовестно ею пользуется. А затем из этого бюрократа вылупляются откровенные предатели советского строя – всякие Яковлевы, Шеварднадзе, Ельцины, Горбачевы и более мелкие шакалы.

Как такое могло получиться?

Производительные силы государства могут развиться максимально, а производственные отношения отстать от них, не соответствовать им, тормозить дальнейшее развитие общества, что мы и видели в позднем СССР. Инженеров, изобретателей было пруд пруди, но ценились какие-то зав. склады. Незнание, полное непонимание экономических законов и тенденций развития человеческого общества, в том числе и государства переходного периода накрыло советскую страну вязкой пеленой измены.

 Советский строй, в частности СССР, который монопольно владел всеми средствами производства и землей, не стал саморазвивающейся системой. Ликвидация, уничтожение частной собственности было лишь одним из условий построения социализма. После смерти Сталина в стране произошел верхушечный переворот. Власть, в стране жесткой диктатуры пролетариата, перешла в руки, отслеживающей собственные интересы, бюрократии. Она начала незаметно, медленно, но упорно заворачивать вправо. К сожалению, шулера политического не сразу раскусишь.

У каждого строя свой закон-рулевой.

Основной экономический закон капитализма – закон прибавочной стоимости, а проще говоря, закон извлечения максимальной прибыли, который был практически мертв, не действовал, не работал при Сталине, вновь был внедрен в хозяйственный механизм страны.

А у социализма свой основной экономический закон – закон экономии рабочего времени. Работает он, значит, вы строите социализм. Не работает, значит, вы еще барахтаетесь в госкапе. В США можно президентом выбрать хоть актера, хоть ковбоя, хоть плейбоя – страна идет на автопилоте своего основного экономического закона.  Такой же закон автопилот социализма – должен работать в грядущей общественно- экономический формации, при первой фазе коммунизма, т. е при социализме. Это закон экономии рабочего времени.

 Он освобождает труд человека от буржуазной эксплуатации, когда рабочий при капитализме, вынося свой «свободный» труд на рынок, добровольно продает себя в рабство владельцу денег.  Этот закон освобождает и от эксплуатации бюрократии. Поэтому и нужен социализму свой основной экономический закон.

Попробую максимально наглядно нарисовать контуры дома социализма и показать те грабли, на которые наступили в позднем СССР.

Социализм, или первая фаза коммунизма предполагает участие самих работников в управлении и организации производства, а не только в получении зарплаты за свой труд.

Вспомним формулу стоимости общественного продукта

                W = c + v + m

 В этой простой формуле товара, где рабочему принадлежит только зарплата (v), при социализме ему должно принадлежать и остальное: и прибавочная стоимость (m) и постоянный капитал (c). Если пролетариат хозяин, то он должен быть везде хозяином, а не только тому куску хлеба, который ему соизволили бросить от барских щедрот.

Извлечение прибавочной стоимости тоже считается трудом, притом трудом, наиболее почетным, — глумился Березовский,. А почему не назвать его тем, чем оно является на самом деле – грабежом. С какого рожна тому, кто производит материальные ценности положена только заработная плата, а другому, так называемому «собственнику» средств производства, все остальное.

 Труд общественный должен быть таким, чтобы человек на производстве становился гармонично развитым человеком, ассоциированным производителем, творческой личностью. Вот что Маркс говорил о труде при социализме. Он утверждал, что категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех людей, что труд – предназначение каждого.  Т. е. бар не должно быть, тем более олигархического розлива. 

Идеи Маркса, это семена, которые он вбросил в наши умы, и многие из них только сейчас начинают давать всходы.  И то государство,  которое возьмет их на вооружение, первым будет на коне. Исторические волны с неумолимостью разрушают прежние, казалось бы, незыблемые укрепления.  Даже самый твердый камень поддается ветровой эрозии, что уж тут говорить о столь изменчивой вещи, как рост производительных сил. Роботы уже заменяют человека. Вложен в них ум тысяч человек, а владеет всем какой-нибудь вор Вася Пупкин или неуч Абрамович. Давно пора вводить социалистические производственные отношения. Опаздываем.

Все что создано человеком, создано трудом и исключительно трудом. Труд должен быть мерилом стоимости всех вещей. Труд любого работника должен до самой смерти оставаться его собственностью, а не вырываться бандитом-капиталистом вместе с кишками работника. Никому не хочется признавать, но слишком долго рабочий класс в СССР варился в бульоне буржуазных отношений.  НЭП и поздний хрущево-брежневский социализм были отрыжкой капиталистического способа производства и распределения.  Ну, а советская номенклатура не потянула, не смогла стать архитектором и строителем долговечного здания справедливого общества.  Ну не «шмогла». Вопрос и сегодня открыт.

Как более справедливо учесть человеческий труд?

Лучше всего данному требованию отвечает закон стоимости. Человек производит товар, а товар имеет стоимость. Так вот, по Марксу, стоимость товара определяется рабочим временем, требующимся для его производства, и выражается в том количестве всякого иного товара, в котором кристаллизовалось столько же рабочего времени.  Только рабочим временем можно учесть человеческий труд. Вот только сам труд может быть разным: простым, сложным, творческим и всяким иным. Эпитетов у «труда» не сосчитать. Нам же для примера достаточно будет и этих трех разновидностей труда, которые количественно и качественно отличаются друг от друга.

Если Маркс рассматривал в основном простой труд, то нас будет интересовать, даже не сложный, а творческий труд.  Труд — увеличивающий производительность труда, труд – сберегающий время чужого труда. Человек, не бессловесное животное, человек, в лучшие свои минуты всегда творец.

Надо попробовать убрать прибавочную стоимость, созданную трудом наемного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемую капиталистом. 

Не должно быть неоплаченного труда рабочего.

 А что должно быть вместо него, неоплаченного труда, вместо прибавочной стоимости? Должен остаться прибавочный продукт, который идет на удовлетворение общественных нужд общества, поскольку   при социализме такая экономическая категория как прибавочная стоимость искусственно уничтожается.  

   Здесь споткнулся Советский Союз.

  При социализме есть прибавочный продукт. Есть себестоимость товара.  А прибавочная стоимость испаряется как дым, она жива, но отправляется в зазеркалье.  Она выдергивается из процесса производства и распределения в классическом буржуазном понимании, когда непосредственной целью капиталистического производства является производство прибавочной стоимости.  Понюхать жулику — можно, скушать – нельзя.

При капитализме прибавочная стоимость, ее денежное выражение работает вовсю, обогащая одних, разоряя других.  

Любой общественно-экономический строй есть производная от экономики, у которой есть свои специфические законы и один основной экономический закон.  Чтобы паровоз вперед летел, где в коммуне остановка, надо коммунисту хорошо разбираться в этих законах.    Вот, например, что пишет Энгельс в Анти-Дюринге насчет неумолимых, железных законов истории и, в частности, капитализма:

 «Теперь же (в конце Марксова анализа) «оказывается, что собственность для капиталиста есть право присваивать чужой неоплаченный труд, для рабочего — невозможность присвоить себе свой собственный продукт. Отделение собственности от труда становится необходимым следствием закона, исходным пунктом которого было, по-видимому, их тождество».  Другими словами, даже если исключить возможность всякого грабежа, насилия и обмана, даже если допустить, что всякая частная собственность первоначально была основана на личном труде собственника и что во всём дальнейшем ходе вещей обменивались друг на друга только равные стоимости, — то мы и тогда при дальнейшем развитии производства и обмена неизбежно придём к современному капиталистическому способу производства, к монополизации средств производства и жизненных средств в руках одного малочисленного класса, к низведению другого класса, составляющего громадное большинство, до положения неимущих пролетариев, к периодической смене спекулятивной производственной горячки и торговых кризисов и ко всей нынешней анархии производства. Весь процесс объяснён чисто экономическими причинами, причём ни разу не было необходимости прибегать к ссылке на грабёж, насилие, государство или какое-либо политическое вмешательство. «Насильственная собственность» оказывается и в этом случае просто громкой фразой, которая должна прикрыть непонимание действительного хода вещей».

 Вывод у Маркса и Энгельса категоричен.  Возникновение классов естественный ход вещей, расслоение человечества на бедных и богатых тоже естественный ход вещей. И пролетариат, своего могильщика буржуазия сделала вопреки собственному желанию, чисто экономическим путем.  Энгельс пишет далее: «Более того, буржуазия отнюдь не желала такого результата своей собственной деятельности, напротив: результат этот проложил себе путь с непреодолимой силой, против воли буржуазии и вопреки её намерениям; её собственные производительные силы переросли её руководство и как бы с присущей природе необходимостью гонят всё буржуазное общество навстречу — либо гибели, либо перевороту».

 Не согласиться с классиками нельзя. Что еще хотелось бы выделить, это то, что пролетариат будущего в понимании классиков более высокоорганизован, образован, интернационален, и нравственно чист по сравнению с классом буржуа. И он, этот класс должен проводить свои интересы и диктовать свою волю и власть в стране через свою диктатуру на всем этапе переходного периода к социализму.

 Книгу Анти-Дюринг писал Энгельс, но этот труд их совместное детище с Марксом. Маркс перед печатью считал рукопись, да и сам был автором одной главы. Поэтому, можно смело утверждать, что ни Энгельс, ни Маркс не предполагали никакого другого класса идущего на смену буржуазии, кроме класса пролетариата.

Новый пролетарий

Но когда начинаешь раскладывать на примерах следующий за капитализмом строй, со своими специфическими законами, рядом с рабочим классом начинает вырастать в качестве класса-локомотива,   так называемый творец свободного времени.  И естественно возникает вопрос – новое ли это сословие, новый ли класс или это тот самый ассоциированный производитель по Марксу, новый пролетарий, поднявшийся в своем творчестве до вершин технического прогресса и другой морали; останется ли социальный шесток при социализме и в чем он будет заключаться? Или прав был Дэн Сяопин, который в 1973 году сказал, «неважно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».

 Но вообще-то, пусть лучше мышей каждого строя ловит автоматически своя мышеловка – т.е. присущий каждой общественно-экономической формации свой основной экономический закон.  При капитализме в буржуазной мышеловке приманкой выступает – прибыль, при социализме – появляется более достойный стимул – свободное время человека, та самая желанная, но необходимо-разумная свобода.

Продолжение следует.   

Щеглов Дмитрий Алексеевич

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *