По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Леонид Андреев, г. Кишинёв
С первых же дней существования Советской власти международный империализм и внутренняя контрреволюция направляли все возможные усилия на её свержение и восстановление господства помещиков и капиталистов. Ещё в ноябре 1917 года представители правительств стран Антанты начали сколачивать на юго-западе революционной России антисоветскую коалицию правящих кругов боярской Румынии с белогвардейским командованием Румынского фронта во главе с генералом Щербачёвым и калединскими мятежниками. В компанию к ним подключили буржуазно-националистический прорумынский совет «Сфатул цэрий» и Украинскую центральную раду. По тайному соглашению, заключённому 23 декабря 1917 года между Англией и Францией с согласия США, Бессарабия вместе с Украиной и Крымом была отнесена к французской зоне антисоветской интервенции.
Но в то время ещё продолжалась мировая война. Французские войска были задействованы на Западном фронте. Поэтому для похода против Советской Бессарабии решили задействовать войска боярской Румынии, руководить которыми планировалось из расположенного в румынском городе Яссы штаба французского генерала Бертело. Чтобы развязать себе руки, правительство Румынии и генерал Щербачёв ещё 9 декабря 1917 года заключили перемирие с военным командованием австро-германского блока и разделили с ним предполагаемые зоны оккупации в Бессарабии. Хотинский уезд и северную часть Сорокского уезда должна была занять Австро-Венгрия, остальную территорию края — Румыния. Что и было реализовано в конце февраля 1918 года.
Вплоть до наших дней территории Бессарабии, оказавшиеся тогда в Австро-Венгерской зоне оккупации, относятся к Черновицкой и Винницкой областям Украины, а румынская зона оккупации стала впоследствии Молдавской ССР. За исключением юго-западных бессарабских территорий, включённых Советским правительством после Великой Отечественной войны в состав Одесской области УССР.
Поражение австро-германского блока в Первой мировой войне позволило странам Антанты усилить свою интервенцию против молодого Советского государства и занять оставленные германскими войсками украинские и молдавские территории. В ноябре 1918 года было подтверждено и уточнено англо-французское соглашение о разделе советской России на сферы влияния и разработан план атаки на молодое рабоче-крестьянское государство со стороны Чёрного моря через территорию королевской Румынии и оккупированной ею Бессарабии. Пока войска интервентов занимали территорию Южной Бессарабии, высаживались в Одессе, Севастополе, городах Крыма и в Новороссийске, северную часть Левобережья Днестра заняли петлюровцы. Они официально объявили войну РСФСР и подписали тайное соглашение с Францией о передаче под её контроль всей экономики Украины и о совместной борьбе с молодой Республикой Советов.
Таким образом, в районах Северной Бессарабии, практически в равной пропорции населённых молдаванами и украинцами, угнетение и грабёж местных жителей совместно проводили румынские оккупанты и украинские националисты, объединённые под общим французским руководством. Безудержная эксплуатация и кровавые репрессии промышленных рабочих и городских ремесленников, грабёж и лишение крестьян скота и земли, которая возвращалась прежним хозяевам, с каждым днём вызывали всё большее недовольство местных жителей. Чтобы его погасить, румынские оккупационные власти провозгласили лозунг «умиротворения края». Фактически под этим обтекаемым термином скрывалась политика насильственной румынизации региона и его населения. Вот лишь несколько характерных фактов, ярко показывающих методы пресловутого «умиротворения».
Жители молдавского села Дипоуцы оказались не в состоянии выплатить в полном объёме денежный и натуральный налоги, назначенные им румынской администрацией. Румыны для «умиротворения» послали карательный отряд. Но командовавший отрядом офицер спутал Дипоуцы с селом Данкоуцы. Приехав в Данкоуцы, он созвал крестьян на сход и всенародно выпорол розгами 85 человек. Затем, поняв допущенную ошибку, отряд отправился в Дипоуцы и там выпорол уже 285 крестьян…
Комендант гарнизона местечка Единцы, капитан Димитру, издал следующий приказ населению вверенного ему «для умиротворения» округа: «Румынские офицеры должны быть приветствуемы населением. Каждый приветствующий должен остановиться на месте лицом к начальнику и быстро, геройски, с улыбкой на лице, снять шапку до самой земли. Для обучения населения этому и точного исполнения приказа в часы дня моя фуражка будет прогуливаема на палке по улице и все обязаны будут её приветствовать…»
Комендант города Бельцы, очевидно, позавидовавший лаврам капитана Димитру, издал со своей стороны следующий приказ: «Приказываю жителям как мужского, так и женского пола при встрече со мной и моими офицерами сходить с тротуара и, отступая на три шага на мостовую, с весёлым и геройским видом приветствовать нас приложением руки к головному убору. За неисполнение этого приказа виновные будут наказаны розгами трижды, до потери сознания».
…Это лишь самые невинные примеры «умиротворения» оккупированного населения. Одновременно с этим бессарабское крестьянство было посажено громадными налогами на голодный паёк. Отягчаемые поборами и небывалым взяточничеством сборщиков податей, разорялись и уничтожались не только беднейшие крестьянские хозяйства, но и вполне до того зажиточные и успешные. В городах рабочие объединения всячески преследовались и притеснялись. Неудивительно, что в Бессарабии крепло и расширялось партизанское движение, возникшее здесь по инициативе подпольных большевистских организаций сразу после начала иностранной оккупации края. А в январе 1919 года нарастающее народное недовольство стихийным образом вылилось в массовое вооружённое восстание, охватившее Хотинский и Сорокский уезды.
Восстание началось в ночь на 19 января 1919 года, когда руководимый молдавским большевиком Георгием Ивановичем Барбуцей отряд бессарабских красных партизан, базировавшийся на левом берегу Днестра, переправился через реку в районе Могилёва-Подольского и внезапно атаковал подразделения румынских оккупантов, расположившиеся в местечке Атаки Сорокского района и в близлежащих сёлах. Решительные действия партизан оказались совершенно неожиданными для оккупантов и потому позволили им достичь определённого успеха. Румынские подразделения спешно эвакуировались в западном направлении, покидая населённые пункты Приднестровья и бросая там технику, склады и боеприпасы. В городке Атаки партизанами даже был арестован и впоследствии повешен на мосту через Днестр руководитель румынской военной администрации генерал С. Поеташ. После разгрома восстания румынская буржуазная пропаганда попыталась его героизировать и даже установила ему памятник в городе Сороки.
К партизанам, захватившим Атаки, сразу же присоединились взявшиеся за оружие местные трудящиеся. Совместными действиями в тот же день были освобождены сёла Унгры, Каларашовка, Арионешты, Покровка, Рудь, Самойловка, Телешовка, Наславча, Мерешовка, Волчинец, Кодряны, Секуряны. Важнейшее значение имело освобождение узловой железнодорожной станции Окница, тем более что в ряды восставших влились хорошо вооружённые и заранее подготовленные боевые отряды железнодорожных рабочих из Окницы и Могилёва-Подольского.
Дело в том, что, когда румынские вояки бесславно побежали под натиском восставшего населения, оккупационное командование запросило помощи у своих союзников-петлюровцев, у которых в Могилёве-Подольском имелся собственный бронепоезд. Петлюровское командование дало приказ начать артиллерийский обстрел восставших. Однако в команду бронепоезда давно уже были внедрены большевистские агитаторы, и их деятельность оказалась эффективной. Команда бронепоезда отказалась подчиняться распоряжениям петлюровцев, избрала своим командиром матроса Г.И. Муллера, уроженца села Каларашовка (ныне Окницкий район Молдавии) и перешла на сторону повстанцев. Бронепоезд, развернув свои орудия в направлении петлюровских позиций, перешёл через мост и открыл огонь по отступающим румынским подразделениям. Именно при огневой поддержке бронепоезда был разгромлен румынский гарнизон в Окнице. Бронепоезд двинулся в сторону станции Романковцы, но захватить её и пройти далее он не смог из-за плотного артиллерийского огня пришедших в себя румынских артиллерийских частей и нехватки боеприпасов у восставших.
Объединившись, отряды восставших крестьян и рабочих, вооружаясь по пути захваченным у оккупантов оружием, двинулись на север в сторону Хотина. Ныне этот город относится к Черновицкой области Украины. При их приближении в окрестных сёлах и местечках выступали боевые отряды и дружины, организованные большевиками и сочувствующими им подпольными ревкомами «Национального союза бессарабцев» и комитета «В защиту Бессарабии». В Хотине боевую дружину возглавил председатель ревкома коммунист Иван Иванович Волошенко-Мардарьев. Восстания вспыхнули в Ставчанах (руководитель — Н.Л. Адажий), в Ленковцах (председатель ревкома — В.И. Крючков), на станции Ларга (председатель — В.В. Раренко). 23 января 1919 года отряды повстанцев освободили Хотин. Восстание за считанные дни охватило около 100 населённых пунктов севера Бессарабии. Число повстанцев в Хотинском уезде доходило до 20 тысяч, а в Сорокском — до 10 тысяч человек.
Большинство из них составляли, конечно же, трудящиеся крестьяне, но участвовали и рабочие (в основном железнодорожники), ремесленники, прогрессивная интеллигенция. Против оккупантов и за воссоединение со Страной Советов плечом к плечу боролись молдаване, украинцы, русские, болгары, румыны, гуцулы, венгры, русины и представители других национальностей. Братскую помощь оказывали им трудящиеся Подольской губернии и даже отдельные группы военнослужащих румынской армии переходили на сторону восставшего населения. Хотинское восстание носило ярко выраженный интернациональный характер и явилось блестящим проявлением революционной борьбы многонационального населения края как против иностранной интервенции, так и против восстановления помещичьего и буржуазного угнетения трудящихся. Поэтому совершенно несостоятельными являются попытки некоторых современных буржуазных историков свести описываемые события января 1919 года к межнациональному конфликту, вызванному националистическими настроениями различных этнических групп местного населения, и замолчать организационную и идеологическую роль большевистской партии в Хотинском воистину народном восстании трудящихся.
После освобождения 23 января города Хотин в течение следующих двух дней весь регион был занят партизанами. В Хотине они учредили временный орган руководства восстанием и назвали его модным тогда на Украине термином «Директория». Разнородный классовый, имущественный и национальный состав восставших и отсутствие опыта у партизанских командиров, скомпоновавших костяк революционного комитета, привели к тому, что в состав Хотинской директории попали не только убеждённые революционеры вроде Андрея Папуши, Льва Токана и Ивана Волошенко. Вошли в руководство и представители умеренной левой интеллигенции, и молдавские националисты, и даже петлюровские агенты. Вопреки противодействию последних, по инициативе большевистского крыла и под давлением народных масс Хотинская директория объявила захват Бессарабии королевской Румынией незаконным актом и призвала население усилить борьбу против оккупантов, провозгласила на освобождённой территории: восстановление демократических свобод, установление революционного порядка, возврат земли в руки крестьянства, создание народной армии и освободила политических заключённых. Вооружённые силы повстанцев на тот момент насчитывали до 30 тысяч человек, организованных в три пехотных полка, кавалерийский эскадрон и артиллерийскую дивизию. Однако из-за своего неоднородного состава Директория не сумела объединить их под руководством единого революционного командования. И это оказалось роковой ошибкой повстанцев.
Румынские оккупанты, подтянув тем временем значительные военные подкрепления и пользуясь поддержкой захвативших Одессу французских интервентов и петлюровцев с прилегающих территорий Украины, 26 января перешли в контрнаступление. Несмотря на мужество и героизм, проявленные повстанцами в ожесточённых боях с превосходящими силами у сёл Сталинешты, Диновцы, Ленковцы, на станции Окница и у городка Атаки, хорошо вооружённые и организованные румынские воинские части безжалостно уничтожали восставших. 2 февраля пал город Хотин. Восстание было жестоко подавлено.
Румынские власти фактически учинили зверскую расправу над восставшими: артиллерийским огнём были уничтожены 22 деревни. Без суда и следствия расстреляны 500 крестьян и городских жителей. Среди казнённых было 165 железнодорожников из Окницы. Многие повстанцы были заключены в тюрьмы или сосланы на каторгу. Всего в ходе восстания и при его подавлении, по румынским данным, погибло свыше 11 тысяч человек. Советские историки называли другую цифру: по их данным, число погибших составило около 15 тысяч. Части Красной Армии, увязнувшие в это время в кровопролитных боях на Украине, не смогли помочь восставшим, потому как путь в Северную Бессарабию им преградили воинские формирования петлюровской УНР.
На советскую территорию в течение 12 дней Хотинского восстания сумели уйти лишь
4 тысячи повстанцев и 50 тысяч стариков, женщин и детей. Сформированные позже из бессарабских партизан 1-й и 2-й Бессарабские полки составили Особую Бессарабскую бригаду, которая позже вошла в состав 45-й Виленской стрелковой дивизии и успешно сражалась на фронтах Гражданской войны. Значительная часть повстанцев влилась и в бригаду Григория Ивановича Котовского, сражавшуюся с белогвардейцами и войсками интервентов за молодую Советскую республику на территории Советской Украины и Молдавии.
Хотинское восстание потерпело поражение, так как вспыхнуло преждевременно и без должной подготовки; у повстанцев было мало оружия и боеприпасов, к тому же они оказались изолированными от трудящихся других уездов Бессарабии и Подольской губернии. Подпольные коммунистические организации севера Бессарабии были ещё слабыми и не смогли воспрепятствовать проникновению в ряды восставших петлюровских агентов. Но надо отдать должное, что Хотинское восстание вписало славную страницу в историю совместной борьбы трудящихся Украины и Молдавии против внешней интервенции и внутренней контрреволюции. Оно нанесло чувствительный удар румынским оккупантам, разоблачило их лицемерный и кровавый режим. Восстание стало первым шагом в истории революционно-освободительной борьбы трудового населения Бессарабии за восстановление в крае власти Советов и воссоединение с Советской Родиной, которого удастся добиться лишь 21 год спустя.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.