По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Галина Ореханова, многолетняя заведующая литературной частью МХАТ им. М. Горького
В преддверии Нового, 2024 года МХАТ им. М. Горь-кого показал премьеру возобновлённого спектакля «Васса Железнова», поставленного в своё время для Татьяны Васильевны Дорониной режиссёром Борисом Щедриным и много лет восторженно принимавшегося публикой.
Памятно, что 25 января 2019 года именно этой работой Т.В. Доронина завершила свою сценическую деятельность. Спектакль был снят, так как претерпел и тяжёлые потери: умерли ведущие исполнители — народный артист России Юрий Горобец (Железнов) и заслуженный артист России Александр Самойлов (Прохор Храпов).
И вот событие: после большого перерыва «Васса Железнова» снова на сцене МХАТ! Безусловно, с новым составом исполнителей. Режиссёр восстановления Александр Дмитриев, ученик Т.В. Дорониной.
Роль Вассы Железновой в новом спектакле играет заслуженная артистка России и Карелии Лидия Матасова, исполнявшая в спектакле с Т.В. Дорониной роль Рашели, Железнов ныне — народный артист России Владимир Ровинский, Прохор Храпов — Андрей Зайков, Рашель — заслуженная артистка России Ирина Фадина, а заслуженная артистка Республики Южная Осетия Ольга Дубовицкая — Анна Оношенкова…
По многим откликам, спектакль состоялся как истинно мхатовский, принят публикой восторженно.
Казалось бы, новое руководство театра в лице генерального директора В.А. Кехмана должно ликовать: коллектив идёт по курсу исторического МХАТ им. М. Горького! Однако внимательный зритель заметил, что в объявленном репертуаре театра на январь, февраль и март 2024 года название «Васса Железнова» отсутствует.
Что же это значит? Ликовать по поводу возвращения М. Горького во МХАТ его имени рано?
И в подтверждение этому пресса даёт ошеломляющее сообщение: 25 января 2024 года состоится премьера новой версии легендарного мхатовского спектакля по пьесе М. Горького «На дне», постановку которого на сей раз осуществила Галина Полищук. Кто это? Говорят, режиссёр-новатор. Но ранее известна провалом на сцене МХАТ им. М. Горького в 2023 году спектакля по повести Валентина Распутина «Нежданно-негаданно», а также скандальной постановкой «Женщины Есенина», категорически не принятой президентом театра Т.В. Дорониной — как слабое, не соответствующее правде жизни сценическое воплощение судьбы С.А. Есенина.
Эти работы убедительно доказывают, что в лице Галины Полищук, которая тем не менее утверждена главным режиссёром МХАТ, мы имеем дело с кадром поверхностным, профессионально плохо подготовленным, не способным освоить традиции великого Художественного театра. Более того, не понимающим значимости для всей жизни России заявления президента В.В. Путина о необходимости возрождения в отечественном искусстве высших канонов национальной культуры, которые были созданы отечественными мастерами.
В сообщении о новой постановке «Над Не» (так назвала Полищук свой опус) сказано: «По мотивам пьесы М. Горького». В литературную основу, над которой якобы работала Полищук, лучше не заглядывать — рискуете потерять сознание, увидев воплощённое варварство. И это неспроста! В публичных, широко разрекламированных интервью, а также в документальном фильме о современной жизни МХАТ им. М. Горького, показанном недавно ТВ, Полищук хвастливо сообщает, что много лет мечтала воплотить свою задумку — поместить в психиатрическую больницу действие пьесы «На дне». Оказывается, для того, чтобы на этом материале понять, «что же такое человек»!
Полищук позиционирует себя в качестве последовательной приверженицы западного направления театрального искусства «постдрама», главной задачей которого поставлено вытеснение из сферы театра идей и наследия Станиславского.
Но!..
Дикий замысел Полищук, как это ни ужасно, осуществлён на сцене МХАТ им. М. Горького. Причём нам предстоит познакомиться с творением главного режиссёра в Татьянин день. Такой вот акт иезуитского приношения заготовлен поклонникам МХАТ и его президенту.
Театр носит своё имя по воле К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, считавших именно М. Горького идейным вдохновителем и лидером своего детища. Присвоение имени писателя театру произошло в 1932 году. А познакомился с Горьким Станиславский в Ялте легендарной весной 1900 года, когда Художественный театр привозил А.П. Чехову спектакли «Чайка» и «Дядя Ваня», чтобы сыграть для любимого автора в театрах Крыма. Тогда в Ялту съехались все писатели телешевских «Сред», но Станиславский не отходил от Горького. Он просил его написать пьесу для Художественного театра.
Горький с радостью взялся за дело и, работая над пьесой «На дне», писал Станиславскому: «Талантливый вы человечище — да, но и сердце у вас зеркало! Как вы ловко хватаете из жизни её улыбки, грустные и добрые улыбки её сурового лица!.. Мне очень хочется написать пьесу хорошо, хочется написать с радостью. Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого — не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего. Эх, кабы удалось!..»
Удалось! Пьеса вышла гениальной. За более чем сто лет она стала выразительницей идей не только Московского Художественного театра, но обошла всю планету от Америки до Японии и имела всепоглощающий успех везде. Как же, однако, получилось, что МХАТ, носящий имя великого русского драматурга, оказался вдруг вообще без спектаклей по его пьесам?
Ко времени прихода в МХАТ В.А. Кехмана на должность генерального директора в репертуаре Т.В. Дорониной особенно значимая для этого театра пьеса «На дне» присутствовала в постановке чрезвычайно талантливого режиссёра Валерия Беляковича — с оригинальной стилистикой, расширявшей диапазон влияния идеи пьесы до масштаба философско-символического осмысления мира и роли человека в нём. Театр дорожил этим спектаклем, он был особенно любим публикой. Но… был изгнан из репертуара с начала всевластия вновь назначенного главного режиссёра Полищук.
С какой целью сделано было это, стало очевидным теперь. Запихнув пьесу в «психушку», она хочет заставить зрителя искать извращённым больным сознанием ответа на вопрос «Что есть человек?». Какое уж тут «Человек — это звучит гордо!». Для усиления эффекта воздействия на зрителя атмосферы психиатрической лечебницы Полищук украсила медийными «звёздами» своё создание: пригласила к участию в постановке супругов Стриженовых, известных телеведущих. Как же надо не понимать своих блистательных родителей, истинно мхатовских актёров, чтобы согласиться на участие в безобразной причуде Полищук!
Наверное, уже больше десятилетия Государственная дума пытается создать закон о неприкосновенности классики, чтобы неповадно было людям, не способным к творчеству, но страдающим от зависти к истинному таланту, паразитировать на литературных шедеврах. С какой целью? Прославиться! Без Горького никто на тебя и внимания-то не обратит. Были попытки у Полищук в театрах Москвы осуществить свои постановки, но ни в «Et Cetera» у Калягина, ни у Розовского в театре «У Никитских ворот» они не идут. Провалилась и «модификация в двух действиях» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в Астраханском драматическом театре.
Разумный, правдивый и честный человек на это только и скажет: «Прочь грязные ручонки от классики! Прочь, нечистая!..»
Имя великого русского драматурга М. Горького слишком дорого ищущим, думающим людям, а тексты его произведений и сегодня крайне необходимы России!
Воплощением на сцене таких произведений, как пьесы М. Горького, должны заниматься режиссёры, способные увидеть в классическом произведении суть современности, ещё не познанную предшественниками. Об этом справедливо в своё время высказался Г.А. Товстоногов:
«Имя Горького обязывает, современное звучание классической пьесы — большая неизученная проблема. Когда я приступил к работе над «Варварами», я впервые со всей очевидностью ощутил то, что мне хочется определить словом «глыбистость». Горький мыслит философскими категориями огромного масштаба, он поднимает проблемы, вечные для человечества, он призывает к гуманизму… и безжалостно препарирует такие явления, как варварство, мещанство, духовный паразитизм».
Не в отместку ли за это и пыжится Галина Полищук, чувствуя себя униженной в лучах гения Горького, потому и тащит его пьесу в «психушку». А где, мадам Полищук, кроме амбиций, ваше собственное, не сворованное творческое начало?
Да и чего, собственно, было ждать, когда Полищук пришла во МХАТ им. М. Горького по зову Эдуарда Боякова, который себе под стать подбирал и коллег, не способных к «жизни человеческого духа», чему 125 лет служит высокое искусство русской психологической драмы — МХАТ им. М. Горького. Оккупантам мхатовской сцены последних лет самой природой не дано подняться к высотам тех достижений культуры, которые в своё время покорили и восхитили мир.
Теперь Галина Полищук судорожно стремится завоевать информационное поле. Заявила, например, что как-то, ещё до переезда в Москву, проезжая мимо здания МХАТ
им. М. Горького, подумала, что не хочет даже просто войти в это здание… Всё, что в её публичных заявлениях звучит по поводу театра, где она служит, свидетельствует, что ни история этого театра, ни тем более богатейший, одарённый коллектив художников труппы его, воспитанный в лучших традициях русской реалистической школы гениальной русской актрисой Т.В. Дорониной, Полищук не интересует.
Это понятно, она с вожделением смотрит на Запад, ему кланяется за премии и другие подачки. Здесь, в России, надо служить русскому национальному делу, служить всей силой любви своей, так, как это принято на Руси. Примеров — не счесть! Но «полищуков» ведут по жизни совсем иные цели.
Зачем же позволено ей топтать «святые доски русской сцены», по которым К.С. Станиславский проходил на цыпочках?
Объясню, почему я написала, что генеральный директор МХАТ им. М. Горького Владимир Абрамович Кехман должен ликовать в связи с возвращением пьесы М. Горького в театр, носящий его имя, видя воплощённым на сцене замечательный спектакль «Васса Железнова». Наша первая встреча с ним в ноябре 2021 года, когда новый директор театра пригласил меня на должность руководителя литературно-драматической части и я приступила к работе, увенчалась взаимным пониманием и желанием восстановить лучшие спектакли доронинского репертуара. Особенно вдохновила тогда Кехмана мысль, что он нашёл в трудную минуту его личной жизни самый верный для себя путь. Владимир Абрамович радостно повторял: «Я буду служить идее воспитания высоких проявлений человеческого духа!»
Вы помните это, Владимир Абрамович? Как вы хотели для себя восхождения к высотам духовности, как вы радовались самой этой возможности! Я предложила вам к постановке пьесу по повести «Нежданно-негаданно» В.Г. Распутина, которая была прочитана и одобрена самим автором ещё при его жизни, и вы сразу же ухватились за возможность такой постановки. Поначалу вкус вам позволил выбрать верный путь…
Но сложный, трудный вы человек, Владимир Абрамович! Вы загубили прекрасную идею, отдав пьесу Распутина в руки Полищук, не способной осознать ни природу таланта этого выдающегося писателя, ни его художественные принципы. Полищук — ваша внутренняя неустойчивость, неумение держать слово, беда ваша.
Теперь я свободна от официальных обязательств, мы больше не работаем вместе: я ушла из театра по инвалидности. Ведь не секрет, что я едва выжила летом 2023 года, и никогда не забуду, что вы сыграли решающую роль в процессе моего спасения. Я уже благодарила вас и ещё раз благодарю. Но по отношению к творческой судьбе родного для меня МХАТ им. М. Горького я остаюсь бескомпромиссной: ведь речь идёт о принципиальных, жизненно важных вопросах!
Я не консерватор и допускаю, что в новом веке, в новых условиях общественной жизни могут быть нововведения в жизнедеятельности театра, новые и неожиданные открытия, талантливые откровения. Но я никогда не приму снижения художественного уровня в творческой работе театра, потакание извращённому мещанскому вкусу, тем более — торжества пошлости.
Горько это видеть, но вы, уважаемый Владимир Абрамович, изменили себе, попали под каблук неблагородного и примитивного режиссёра, более того, слишком доверились ему, тем самым лишив себя возможности влиять на творческий процесс театра великой судьбы.
Нельзя забывать, что народ России считает МХАТ им. М. Горького своим национальным достоянием. Отход от его традиционной патриотической линии в творчестве не может быть принят людьми, которые живут его судьбой, растят детей в его стенах, считают себя сопричастными его радостям и бедам. Не считаться с этим недопустимо! И как могло случиться, что на новом великолепном занавесе, которым вы украсили отремонтированный зрительный зал, отсутствует Чайка? Разве вы не знали, что эскиз Чайки нарисован самим архитектором Шехтелем по окончании им строительства нового театрального здания Художественного театра и первое представление здесь открывалось занавесом с Чайкой, вышитой на нём по эскизу Шехтеля.
Уникальность этого занавеса любима народом, никто никогда не примет волюнтаристского нарушения замечательной традиции. Отказ от неё оскорбителен для миллионов искренних поклонников МХАТ им. М. Горького. Вас затянуло болото пошлости. Это опасно. Вы можете потерять театр.
Что ж, сегодня наш разговор суров. В какой-то мере даже трагичен. Моя жизнь претерпела серьёзные испытания. Но сила высокого идеала, который вёл меня по жизни, не утрачена. И я по-прежнему буду бороться за МХАТ им. М. Горького, каким его знает духовно просвещённый мир. Уходя из стен театра, я не изменяю своего отношения к вам, Владимир Абрамович. По-прежнему ценю в вас талантливого и яркого человека и продолжаю верить, что МХАТ им. М. Горького под вашим руководством ещё ждут достойные времена.
И позволю себе спросить: вы не забыли о «Двух капитанах»? Уже больше года лежит в вашем портфеле новая инсценировка замечательного романа В. Каверина.
Политическая обстановка в России и мире сегодня доказательно свидетельствует о необходимости его постановки. Рассказ с подмостков мхатовской сцены об огромном вкладе русских подвижников в освоение Арктики будет соответствовать общему направлению развития России, будет с благодарностью воспринят в обществе. Уверена, что вы это хорошо понимаете. Как и то, что Россия ждёт восстановления на вверенной вам сцене спектаклей, созданных Т.В. Дорониной и ставших классикой …
В преддверии Нового, 2024 года МХАТ им. М. Горь-кого показал премьеру возобновлённого спектакля «Васса Железнова», поставленного в своё время для Татьяны Васильевны Дорониной режиссёром Борисом Щедриным и много лет восторженно принимавшегося публикой.
Памятно, что 25 января 2019 года именно этой работой Т.В. Доронина завершила свою сценическую деятельность. Спектакль был снят, так как претерпел и тяжёлые потери: умерли ведущие исполнители — народный артист России Юрий Горобец (Железнов) и заслуженный артист России Александр Самойлов (Прохор Храпов).
И вот событие: после большого перерыва «Васса Железнова» снова на сцене МХАТ! Безусловно, с новым составом исполнителей. Режиссёр восстановления Александр Дмитриев, ученик Т.В. Дорониной.
Роль Вассы Железновой в новом спектакле играет заслуженная артистка России и Карелии Лидия Матасова, исполнявшая в спектакле с Т.В. Дорониной роль Рашели, Железнов ныне — народный артист России Владимир Ровинский, Прохор Храпов — Андрей Зайков, Рашель — заслуженная артистка России Ирина Фадина, а заслуженная артистка Республики Южная Осетия Ольга Дубовицкая — Анна Оношенкова…
По многим откликам, спектакль состоялся как истинно мхатовский, принят публикой восторженно.
Казалось бы, новое руководство театра в лице генерального директора В.А. Кехмана должно ликовать: коллектив идёт по курсу исторического МХАТ им. М. Горького! Однако внимательный зритель заметил, что в объявленном репертуаре театра на январь, февраль и март 2024 года название «Васса Железнова» отсутствует.
Что же это значит? Ликовать по поводу возвращения М. Горького во МХАТ его имени рано?
И в подтверждение этому пресса даёт ошеломляющее сообщение: 25 января 2024 года состоится премьера новой версии легендарного мхатовского спектакля по пьесе М. Горького «На дне», постановку которого на сей раз осуществила Галина Полищук. Кто это? Говорят, режиссёр-новатор. Но ранее известна провалом на сцене МХАТ им. М. Горького в 2023 году спектакля по повести Валентина Распутина «Нежданно-негаданно», а также скандальной постановкой «Женщины Есенина», категорически не принятой президентом театра Т.В. Дорониной — как слабое, не соответствующее правде жизни сценическое воплощение судьбы С.А. Есенина.
Эти работы убедительно доказывают, что в лице Галины Полищук, которая тем не менее утверждена главным режиссёром МХАТ, мы имеем дело с кадром поверхностным, профессионально плохо подготовленным, не способным освоить традиции великого Художественного театра. Более того, не понимающим значимости для всей жизни России заявления президента В.В. Путина о необходимости возрождения в отечественном искусстве высших канонов национальной культуры, которые были созданы отечественными мастерами.
В сообщении о новой постановке «Над Не» (так назвала Полищук свой опус) сказано: «По мотивам пьесы М. Горького». В литературную основу, над которой якобы работала Полищук, лучше не заглядывать — рискуете потерять сознание, увидев воплощённое варварство. И это неспроста! В публичных, широко разрекламированных интервью, а также в документальном фильме о современной жизни МХАТ им. М. Горького, показанном недавно ТВ, Полищук хвастливо сообщает, что много лет мечтала воплотить свою задумку — поместить в психиатрическую больницу действие пьесы «На дне». Оказывается, для того, чтобы на этом материале понять, «что же такое человек»!
Полищук позиционирует себя в качестве последовательной приверженицы западного направления театрального искусства «постдрама», главной задачей которого поставлено вытеснение из сферы театра идей и наследия Станиславского.
Но!..
Дикий замысел Полищук, как это ни ужасно, осуществлён на сцене МХАТ им. М. Горького. Причём нам предстоит познакомиться с творением главного режиссёра в Татьянин день. Такой вот акт иезуитского приношения заготовлен поклонникам МХАТ и его президенту.
Театр носит своё имя по воле К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, считавших именно М. Горького идейным вдохновителем и лидером своего детища. Присвоение имени писателя театру произошло в 1932 году. А познакомился с Горьким Станиславский в Ялте легендарной весной 1900 года, когда Художественный театр привозил А.П. Чехову спектакли «Чайка» и «Дядя Ваня», чтобы сыграть для любимого автора в театрах Крыма. Тогда в Ялту съехались все писатели телешевских «Сред», но Станиславский не отходил от Горького. Он просил его написать пьесу для Художественного театра.
Горький с радостью взялся за дело и, работая над пьесой «На дне», писал Станиславскому: «Талантливый вы человечище — да, но и сердце у вас зеркало! Как вы ловко хватаете из жизни её улыбки, грустные и добрые улыбки её сурового лица!.. Мне очень хочется написать пьесу хорошо, хочется написать с радостью. Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого — не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего. Эх, кабы удалось!..»
Удалось! Пьеса вышла гениальной. За более чем сто лет она стала выразительницей идей не только Московского Художественного театра, но обошла всю планету от Америки до Японии и имела всепоглощающий успех везде. Как же, однако, получилось, что МХАТ, носящий имя великого русского драматурга, оказался вдруг вообще без спектаклей по его пьесам?
Ко времени прихода в МХАТ В.А. Кехмана на должность генерального директора в репертуаре Т.В. Дорониной особенно значимая для этого театра пьеса «На дне» присутствовала в постановке чрезвычайно талантливого режиссёра Валерия Беляковича — с оригинальной стилистикой, расширявшей диапазон влияния идеи пьесы до масштаба философско-символического осмысления мира и роли человека в нём. Театр дорожил этим спектаклем, он был особенно любим публикой. Но… был изгнан из репертуара с начала всевластия вновь назначенного главного режиссёра Полищук.
С какой целью сделано было это, стало очевидным теперь. Запихнув пьесу в «психушку», она хочет заставить зрителя искать извращённым больным сознанием ответа на вопрос «Что есть человек?». Какое уж тут «Человек — это звучит гордо!». Для усиления эффекта воздействия на зрителя атмосферы психиатрической лечебницы Полищук украсила медийными «звёздами» своё создание: пригласила к участию в постановке супругов Стриженовых, известных телеведущих. Как же надо не понимать своих блистательных родителей, истинно мхатовских актёров, чтобы согласиться на участие в безобразной причуде Полищук!
Наверное, уже больше десятилетия Государственная дума пытается создать закон о неприкосновенности классики, чтобы неповадно было людям, не способным к творчеству, но страдающим от зависти к истинному таланту, паразитировать на литературных шедеврах. С какой целью? Прославиться! Без Горького никто на тебя и внимания-то не обратит. Были попытки у Полищук в театрах Москвы осуществить свои постановки, но ни в «Et Cetera» у Калягина, ни у Розовского в театре «У Никитских ворот» они не идут. Провалилась и «модификация в двух действиях» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в Астраханском драматическом театре.
Разумный, правдивый и честный человек на это только и скажет: «Прочь грязные ручонки от классики! Прочь, нечистая!..»
Имя великого русского драматурга М. Горького слишком дорого ищущим, думающим людям, а тексты его произведений и сегодня крайне необходимы России!
Воплощением на сцене таких произведений, как пьесы М. Горького, должны заниматься режиссёры, способные увидеть в классическом произведении суть современности, ещё не познанную предшественниками. Об этом справедливо в своё время высказался Г.А. Товстоногов:
«Имя Горького обязывает, современное звучание классической пьесы — большая неизученная проблема. Когда я приступил к работе над «Варварами», я впервые со всей очевидностью ощутил то, что мне хочется определить словом «глыбистость». Горький мыслит философскими категориями огромного масштаба, он поднимает проблемы, вечные для человечества, он призывает к гуманизму… и безжалостно препарирует такие явления, как варварство, мещанство, духовный паразитизм».
Не в отместку ли за это и пыжится Галина Полищук, чувствуя себя униженной в лучах гения Горького, потому и тащит его пьесу в «психушку». А где, мадам Полищук, кроме амбиций, ваше собственное, не сворованное творческое начало?
Да и чего, собственно, было ждать, когда Полищук пришла во МХАТ им. М. Горького по зову Эдуарда Боякова, который себе под стать подбирал и коллег, не способных к «жизни человеческого духа», чему 125 лет служит высокое искусство русской психологической драмы — МХАТ им. М. Горького. Оккупантам мхатовской сцены последних лет самой природой не дано подняться к высотам тех достижений культуры, которые в своё время покорили и восхитили мир.
Теперь Галина Полищук судорожно стремится завоевать информационное поле. Заявила, например, что как-то, ещё до переезда в Москву, проезжая мимо здания МХАТ
им. М. Горького, подумала, что не хочет даже просто войти в это здание… Всё, что в её публичных заявлениях звучит по поводу театра, где она служит, свидетельствует, что ни история этого театра, ни тем более богатейший, одарённый коллектив художников труппы его, воспитанный в лучших традициях русской реалистической школы гениальной русской актрисой Т.В. Дорониной, Полищук не интересует.
Это понятно, она с вожделением смотрит на Запад, ему кланяется за премии и другие подачки. Здесь, в России, надо служить русскому национальному делу, служить всей силой любви своей, так, как это принято на Руси. Примеров — не счесть! Но «полищуков» ведут по жизни совсем иные цели.
Зачем же позволено ей топтать «святые доски русской сцены», по которым К.С. Станиславский проходил на цыпочках?
Объясню, почему я написала, что генеральный директор МХАТ им. М. Горького Владимир Абрамович Кехман должен ликовать в связи с возвращением пьесы М. Горького в театр, носящий его имя, видя воплощённым на сцене замечательный спектакль «Васса Железнова». Наша первая встреча с ним в ноябре 2021 года, когда новый директор театра пригласил меня на должность руководителя литературно-драматической части и я приступила к работе, увенчалась взаимным пониманием и желанием восстановить лучшие спектакли доронинского репертуара. Особенно вдохновила тогда Кехмана мысль, что он нашёл в трудную минуту его личной жизни самый верный для себя путь. Владимир Абрамович радостно повторял: «Я буду служить идее воспитания высоких проявлений человеческого духа!»
Вы помните это, Владимир Абрамович? Как вы хотели для себя восхождения к высотам духовности, как вы радовались самой этой возможности! Я предложила вам к постановке пьесу по повести «Нежданно-негаданно» В.Г. Распутина, которая была прочитана и одобрена самим автором ещё при его жизни, и вы сразу же ухватились за возможность такой постановки. Поначалу вкус вам позволил выбрать верный путь…
Но сложный, трудный вы человек, Владимир Абрамович! Вы загубили прекрасную идею, отдав пьесу Распутина в руки Полищук, не способной осознать ни природу таланта этого выдающегося писателя, ни его художественные принципы. Полищук — ваша внутренняя неустойчивость, неумение держать слово, беда ваша.
Теперь я свободна от официальных обязательств, мы больше не работаем вместе: я ушла из театра по инвалидности. Ведь не секрет, что я едва выжила летом 2023 года, и никогда не забуду, что вы сыграли решающую роль в процессе моего спасения. Я уже благодарила вас и ещё раз благодарю. Но по отношению к творческой судьбе родного для меня МХАТ им. М. Горького я остаюсь бескомпромиссной: ведь речь идёт о принципиальных, жизненно важных вопросах!
Я не консерватор и допускаю, что в новом веке, в новых условиях общественной жизни могут быть нововведения в жизнедеятельности театра, новые и неожиданные открытия, талантливые откровения. Но я никогда не приму снижения художественного уровня в творческой работе театра, потакание извращённому мещанскому вкусу, тем более — торжества пошлости.
Горько это видеть, но вы, уважаемый Владимир Абрамович, изменили себе, попали под каблук неблагородного и примитивного режиссёра, более того, слишком доверились ему, тем самым лишив себя возможности влиять на творческий процесс театра великой судьбы.
Нельзя забывать, что народ России считает МХАТ им. М. Горького своим национальным достоянием. Отход от его традиционной патриотической линии в творчестве не может быть принят людьми, которые живут его судьбой, растят детей в его стенах, считают себя сопричастными его радостям и бедам. Не считаться с этим недопустимо! И как могло случиться, что на новом великолепном занавесе, которым вы украсили отремонтированный зрительный зал, отсутствует Чайка? Разве вы не знали, что эскиз Чайки нарисован самим архитектором Шехтелем по окончании им строительства нового театрального здания Художественного театра и первое представление здесь открывалось занавесом с Чайкой, вышитой на нём по эскизу Шехтеля.
Уникальность этого занавеса любима народом, никто никогда не примет волюнтаристского нарушения замечательной традиции. Отказ от неё оскорбителен для миллионов искренних поклонников МХАТ им. М. Горького. Вас затянуло болото пошлости. Это опасно. Вы можете потерять театр.
Что ж, сегодня наш разговор суров. В какой-то мере даже трагичен. Моя жизнь претерпела серьёзные испытания. Но сила высокого идеала, который вёл меня по жизни, не утрачена. И я по-прежнему буду бороться за МХАТ им. М. Горького, каким его знает духовно просвещённый мир. Уходя из стен театра, я не изменяю своего отношения к вам, Владимир Абрамович. По-прежнему ценю в вас талантливого и яркого человека и продолжаю верить, что МХАТ им. М. Горького под вашим руководством ещё ждут достойные времена.
И позволю себе спросить: вы не забыли о «Двух капитанах»? Уже больше года лежит в вашем портфеле новая инсценировка замечательного романа В. Каверина.
Политическая обстановка в России и мире сегодня доказательно свидетельствует о необходимости его постановки. Рассказ с подмостков мхатовской сцены об огромном вкладе русских подвижников в освоение Арктики будет соответствовать общему направлению развития России, будет с благодарностью воспринят в обществе. Уверена, что вы это хорошо понимаете. Как и то, что Россия ждёт восстановления на вверенной вам сцене спектаклей, созданных Т.В. Дорониной и ставших классикой …
Закончить этот трудный разговор я хотела бы так, чтобы заключительная мысль прозвучала из уст непререкаемого в мире авторитета, гениального русского композитора и мудрейшего философа Георгия Васильевича Свиридова. Вот эта мысль: «Где нет душевного здоровья, там нет высоких начал искусства». Разве это не простая и ясная, но святая истина?
Закончить этот трудный разговор я хотела бы так, чтобы заключительная мысль прозвучала из уст непререкаемого в мире авторитета, гениального русского композитора и мудрейшего философа Георгия Васильевича Свиридова. Вот эта мысль: «Где нет душевного здоровья, там нет высоких начал искусства». Разве это не простая и ясная, но святая истина?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.