По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Казалось бы, время внесло свои коррективы даже в уродливую капиталистическую картину современной России, и вот уже с самых высоких трибун звучат слова о необходимости рабочих рук, о возрождении и развитии промышленности. Можно подумать, власть наконец-то осознала, что без рабочих никуда. На каждом предприятии десятки специальностей на доске объявлений под надписью «Требуются». О том, с чем на деле сталкиваются молодые рабочие, придя с желанием работать на завод, на своём примере рассказал корреспонденту «Правды» Петру Королёву молодой рабочий, в недавнем прошлом практикант легендарного ленинградского Балтийского завода Олег Егоров.
— Где и на кого вы учились?
— Я учился в колледже судостроения и прикладных технологий по специальности «судостроитель-судоремонтник металлических судов», выпустился в 2023 году. После окончания обучения присваивают квалификацию сборщика корпусов металлических судов третьего разряда и сборщика-достройщика судового третьего разряда. Во время учёбы я ещё получил третий разряд трубопроводчика судового. Даже мастера хвалили, говорили, что лет 20 не видели, чтобы студент во время обучения получил ещё одну квалификацию.
— Хорошее ли у нас среднее профессиональное судостроительное образование?
— Мой колледж целевой, там учат на судостроительные специальности, а тех, кто учится на сварщика или станочника, обучают с прицелом на работу в судостроении. По поводу обучения скажу, что теорию преподают на высшем уровне. Многие преподаватели окончили профильные университеты, а некоторые полжизни проработали на судостроительных заводах. Практическое обучение хорошее. Однако многие мастера — пенсионного возраста, и по ним видно, что они устали. Молодые мастера долго в колледже не задерживаются, не многие готовы работать за 35 тысяч рублей и фактически там ночевать, чтобы успеть подготовиться к занятиям. Один мастер мне как-то рассказал, как жить на три копейки, до ночи готовить отчёты и больше года не покупать себе вещи, иначе не хватит денег на съёмную квартиру. Если бы мастерам и преподавателям достойно платили и не напрягали лишней бюрократией, то цены бы колледжу не было.
— Как и где проходят производственную практику студенты судостроительных колледжей?
— В моей группе учились 23 человека, практику проходили с 29 сентября 2022 года по 2 июня 2023-го. Восемнадцать студентов, которым исполнилось 18 лет, определили на Балтийский завод, остальные практиковались в конторах, где зарплату выплачивали с задержкой в 2—3 месяца. Тем, кого определили на завод, а в их числе был и я, заявили, что практика не оплачивается. После этого из восемнадцати человек пятеро ушли на Северную верфь, где с ними сразу заключили трудовой договор. Оставшихся на Балтийском заводе распределили в 6-й, 12-й и 14-й цеха. Мы с несколькими парнями попали в 12-й цех. Сразу поняли, что нужно требовать заключение трудового договора. Считали несправедливым вкалывать, как все, дышать дымом, пылью и портить зрение от сварки, и всё это — бесплатно. На протяжении полутора месяцев добивались, чтобы с нами заключили трудовые договоры. К ноябрю восемь парней трудоустроили в молодёжное бюро. Хотя победа была частичная, так как один парень поработал до февраля бесплатно, а потом ушёл с завода. Никто из нас не ожидал такого отношения к практикантам. Недавно общался с парнями: говорят, что практика отбила желание работать в судостроении. В итоге сейчас по специальности работает только один человек, и то по 2-му разряду. Остальные трудятся в сфере услуг и получают нормальные деньги на рабочих местах без вредности.
— А как рабочие относятся к молодым?
— В целом хорошо, но если это не касается денег. Когда приходит молодой, то его надо обучать, а если обучать по уму, то у тебя проседает «аккорд» (аккордная — сдельная — оплата труда). При такой системе выгоднее сказать ученику: «иди вон там подмети», а самому продолжать работать. Если говорить про наставников, то в 12-м цехе обучал меня молодой парень, который несколько лет назад окончил тот же колледж, что и я. Он меня многому научил, профессионал. Жаль, что из-за недостаточной зарплаты ушёл на другое предприятие. Потом в 20-м цехе я попал в очень хорошую профессиональную бригаду. Мой бригадир и его напарник не только специалисты высокого класса, но и просто нормальные мужики. Они меня за полгода обучили так, что к концу практики я уже сам собирал трубы, которые по должностной инструкции должны собирать мастера 4-го разряда.
— А что наставники получают за ваше обучение?
— Когда цех не загружен сверх меры и мужики нормальные, например, как в 20-м цехе, то ученики учатся, а наставник получает тысяч пять в месяц, если не ошибаюсь. А на стапеле (сооружение для постройки или ремонта торгового судна или военного корабля и его спуска на воду) наставнику невыгодно тебя учить. Как мне объяснили, проблема может быть, например, как получилось в бригаде 14-го цеха. В неё направили слишком много учеников, а если их качественно обучать, всё объяснять, то производительность труда падает, а сроки сдачи работ никто не отменяет. В итоге те, кто на «аккорде», теряют деньги. Поэтому никто учить нормально не хочет, заставляют заниматься уборкой, таскать огнетушители и т.д. Наставнику за твоё обучение платят «три копейки», а в «аккорде» он может потерять и 30 тысяч. Нужны нормальная доплата наставникам за каждый месяц обучения, увеличение необходимых нормо-часов на обучение в виде «аккорд»-наряда, тогда его можно будет вписать в план: это и обучение оплатят бригаде, и сроки по основной работе гореть не будут.
— Хотите вернуться обратно на завод?
— Да, хочу. Это моя мечта: работать в судостроении, на Балтийском заводе. Это мой осознанный выбор профессии, поэтому я и окончил судостроительный колледж. Вы сами понимаете, что сейчас наша страна нуждается в молодых квалифицированных кадрах. На моё обучение выделили бюджетные деньги, я обучался три года не для того, чтобы после пойти работать в кофешоп.
После выпуска из колледжа я практически сразу, в августе — сентябре 2023 года, пришёл в отдел кадров Балтийского завода, чтобы устроиться обратно. Прошёл собеседование в 20-м, 13-м и 14-м цехах. Каково же было моё удивление, когда мне во всех отказали в трудоустройстве. Я не понял почему и запросил письменный ответ с указанием причин отказа, чтобы ликвидировать недостатки и вновь трудоустраиваться. Но мне заявили, что я вообще к ним не приходил! Это не соответствует действительности, поскольку я несколько раз был в отделе кадров и мне дважды выписывался гостевой пропуск для прохождения собеседования в цехах завода. Данная ситуация вызывает у меня недоумение.
Но я продолжу трудоустраиваться на Балтийский завод, так как считаю делом жизни развитие судостроения, а Балтийский завод — флагманом атомного флота, которому я как молодой и квалифицированный специалист принесу много пользы. Надеюсь, что администрация завода разберётся в этой ситуации и поможет мне в трудоустройстве.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.