Ещё триллион на пузырь

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Татьяна Куликова

На минувшей неделе президент Путин высказался за сохранение семейной ипотеки и после 1 июля; по сути он дал обещание, что это будет сделано. Спустя несколько дней минфин опубликовал свою оценку дополнительных расходов федерального бюджета в случае продления основных программ субсидирования ипотеки. Цифра оказалась внушительной — 1 трлн рублей дополнительных расходов на три года.

  Как мы уже неоднократно писали, расходы федерального бюджета на субсидирование ипотеки растут как снежный ком и в настоящее время исчисляются сотнями миллиардов рублей в год. В частности, в статье «Полтриллиона на пузырь» («Правда», №108 от 5.10.2023) мы приводили несложный расчёт, согласно которому, даже если бы выдачи субсидируемой ипотеки полностью прекратились прямо в тот момент, то по уже действующим кредитам государство в 2024 году выплатило бы банкам как минимум 600 млрд рублей. В статье «Чем заменить льготную ипотеку» («Правда», №126 от  17.11.2023) мы ещё раз обосновали эту оценку, проведя расчёт несколько иным способом.

Отметим, что объявленное в декабре уменьшение размера компенсации банкам на 1 процентный пункт (из-за которого банки с начала года стали брать комиссию с застройщиков — см. «А банкирам всё мало…», «Правда», №7 от  25.01.2024) касается только новых кредитов и поэтому не влияет на нашу оценку, поскольку мы делали расчёты для случая досрочного прекращения выдач субсидируемой ипотеки «прямо сейчас». А поскольку, как теперь уже ясно, этот случай не реализовался и все программы господдержки ипотеки продолжат действовать как минимум до 1 июля, то и расходы государственного бюджета окажутся ещё выше.

Насколько выше? Послушаем нашего президента. В минувший вторник, 23 января, на встрече с участниками и победителями семейных конкурсов Путин, отвечая на вопрос о возможности распространения программы семейной ипотеки на вторичное жильё, сказал следующее (цитируем по kremlin.ru): «Здесь вопрос даже не в деньгах — хотя деньги тоже важны, — потому что с увеличением ключевой ставки расходы бюджета на субсидирование льготных ипотек возрастают. Они у нас в этом году, по данным минфина, вырастут в два раза — до триллиона рублей».

Триллион рублей — это ожидаемые расходы на субсидирование ипотеки в 2024 году в предположении, что программы субсидирования, как и планировалось, будут действовать до середины этого года. Если же они будут продлены и дальше, то расходы окажутся ещё больше — причём не только в этом году, но и на много лет вперёд. К сожалению, очень похоже, что всё к этому идёт.

Так, на уже упомянутой встрече Путин по сути обещал, что по крайней мере одна из двух основных программ субсидирования ипотеки — семейная ипотека под 6% — будет продлена и после 1 июля. «Здесь важно, чтобы эта программа была как минимум продолжена, продолжена льготная семейная ипотека под 6%. И вот это мы точно сделаем», — сказал Путин (цитируем по kremlin.ru).

Обратите внимание: здесь ничего не сказано про модификацию условий семейной ипотеки в пользу большей адресности, необходимость которой признают теперь не только все чиновники, но даже и прямые бенефициары программ субсидирования ипотеки. Например, представитель ВТБ, который недавно предложил вернуть прежний, больший, размер субсидий банкам по ипотеке с господдержкой (см. указанную выше статью «А банкирам всё мало…»), в том же выступлении призвал сделать эти программы более адресными. Но, похоже, президент думает иначе, и никакой большей адресности в этих программах ожидать не стоит; субсидируемая ипотека останется массовой, а значит, пузырь на рынке жилой недвижимости так и не сдуется.

Обратите также внимание на формулировку «как минимум продолжена». А что тогда «как максимум»? Ещё больше расширена? Вы скажете, что это абсурд и «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». И ошибётесь! На самом деле в этом нет ничего невозможного. Ведь такое уже было. Когда программы субсидируемой ипотеки продлевали в прошлый раз (это было год назад), все тоже ожидали, что их условия ужесточатся и они станут более адресными. Но президент Путин тогда фактически единолично (при поддержке лишь прямых выгодоприобретателей субсидируемой ипотеки — застройщиков и банкиров) решил иначе: программа льготной ипотеки была сохранена почти без изменений, а программа семейной ипотеки была даже расширена, причём кардинальным образом (см. «Подсели как на иглу», «Правда», №143 от 22.12.2022).

Так что не надо думать, что сказанное Путиным — это просто предвыборное обещание кандидата в президенты, которое после выборов будет если и не забыто полностью, то сильно скорректировано (мало ли популистских и безответственных предвыборных обещаний раздают кандидаты на выборах всех уровней и во всех странах?). В данном случае это обещание совершенно серьёзное.

Отметим также, что про вторую основную программу — льготную ипотеку на новостройки под 8% — ничего сказано не было. Но это совершенно не означает, что от неё откажутся. О льготной ипотеке для всех под 8% речь в этот раз не зашла просто потому, что эта тема была далека от темы мероприятия — встречи с семьями. Поэтому совершенно нельзя исключать, что и эта программа будет продлена, пусть и в несколько скорректированном виде.

Теперь посмотрим, в какую сумму обойдётся нашему бюджету решение о продлении субсидирования ипотеки? Соответствующий запрос РБК направил в минфин и получил такой ответ: «дополнительные бюджетные средства на 2024—2026 годы на продление льготных ипотечных программ составят около 1 трлн руб.».

Обратите внимание: этот триллион рублей на три года — это дополнительные расходы, то есть расходы государства на субсидии только по тем кредитам, которые будут выданы после 1 июля. Чтобы оценить общие расходы государства на субсидирование ипотеки, эти дополнительные расходы надо будет прибавить к расходам на компенсации по ранее выданным кредитам, которые, как было сказано выше, по итогам одного только 2024 года оцениваются в триллион рублей.

Итак, цена вопроса о продлении субсидируемой ипотеки — триллион рублей на ближайшие три года. Много это или мало?

Для сравнения возьмём бюджет какого-нибудь региона или муниципалитета; пусть это будет Самарская область. Расходная часть областного бюджета на 2024—2026 годы составляет соответственно 278 млрд, 250 млрд и 256 млрд рублей, что в сумме даёт 784 млрд рублей за три года. То есть дополнительные расходы федерального бюджета, возникающие в случае продления программ субсидирования ипотеки, значительно превысят весь бюджет Самарской области — довольно крупного и богатого региона, занимающего 11-е место в стране по численности населения (3,14 млн человек) и 10-е место в рейтинге регионов по качеству жизни за 2023 год.

Отсюда возникает естественный вопрос: может быть, этот триллион рублей было бы полезнее направить на что-то другое — например, на поддержку наиболее нуждающихся регионов? Такая дотация помогла бы значительно улучшить качество медицины в регионах, обеспечить дополнительным оборудованием школы, починить находящиеся в плачевном состоянии дороги регионального значения и сделать ещё очень много всего полезного для простых граждан. Ведь, как мы видим, в масштабах регионов это очень значительные средства.

Да и жилищную проблему на эти деньги можно было бы решать куда эффективнее: например, возводить муниципальное жильё и давать его наиболее нуждающимся (тем же многодетным семьям) на условиях льготной аренды.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *