По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Александр Дьяченко
Федеральные телеканалы России ещё только планируют к показу сериал «Слово пацана» (премьера первого эпизода состоялась 9 ноября 2023 года в онлайн-кинотеатре Wink), а он уже успел побить все мыслимые рекорды популярности и стал почти что культовым в русскоязычных странах, в том числе на Украине. Подогреваемые огромными пиар-бюджетами кинообозреватели источают фонтаны комплиментов фильму. На деле же он представляет собой пример воинствующей антикультуры, мину замедленного действия, нацеленную против нынешнего и всех последующих поколений юных россиян.
Согласно рассчитываемому сервисом kinopoisk.ru «индексу Кинопоиск Pro», который измеряет интерес русскоязычных зрителей к сериалам — телевизионным и онлайн-проектам, по состоянию на 10 декабря сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» имел индекс 4436 из общего индекса сериалов в 14067. То есть около 16% интереса аудитория всех сериалов отдавала предпочтение «Пацанам». В январе этот индекс несколько снизился, но всё равно остаётся рекордным. С ноября и по сей день сериал неизменно удерживает первое место в «топ-100» всех сериалов, демонстрируемых на русском языке, куда включены в том числе все переводные голливудские фильмы.
Чтобы было понятнее, приведём конкретные примеры: весьма популярный (особенно у женской аудитории) почти что бесконечный турецкий сериал «Великолепный век» занимает в российском рейтинге «топ-100» лишь 30-е место, популярный во всём мире культовый сериал «Игра престолов» (США) — 49-е место, мировой сериал-лидер «Игра в кальмара» (Южная Корея) — 88-е. А «Пацаны» — по-прежнему первое.
Словечки, фразочки, понятия из «Пацанов» пошли уже не просто в народ, а употребляются политиками и экспертами даже в весьма интеллектуальных программах федеральных каналов, как нечто само собой разумеющееся и общеизвестное. «Извините, но мы же с вами не чушпаны какие-нибудь», — произносит то один, то другой ЛОМ (лидер общественного мнения). На что в ответ от собеседника он может услышать ещё одну сакраментальную фразу из сериала: «Пацаны не извиняются».
Кто такие «чушпаны» и чем они отличаются от «пацанов», которые почему-то «не извиняются», мы здесь пояснять не станем, чтобы не стать в один ряд с теми, кто усиленно пропагандирует весь этот «уркаганский» смысловой поток (от слова «урка» — в русском языке оно обозначает уголовных преступников-рецидивистов). Однако с зашкаливающими рейтингами (конечно, их могли и «подкрутить»… но ведь не до такой же степени!) и с целями-задачами данного «кино» надо разбираться.
Когда финансируемая государством через «Газпром» телекомпания НТВ из года в год производит и показывает бесконечный художественно-документальный сериал «Следствие вели» с майором Томиным (пардон, с Леонидом Каневским, конечно же!) в роли следователя-детектива, цели и задачи тут вполне очевидны. Любимый герой авторов данного кино — серийный маньяк-убийца невинных девушек и женщин. И всё это безобразие происходит не когда-нибудь, а в советский период истории. В постгорбачёвской же России, согласно НТВ, ничего аналогичного, достойного кисти авторов «Следствия вели», найти не удаётся. Ну а кроме того кинопроизводители эксплуатируют всё возрастающий интерес аудитории к советской истории.
В подтексте «тру-крайм» сериала с Каневским (от англ. «true crime» — настоящее преступление, именно так специалисты называют жанр детектива, основанного на фактах реальных преступлений) банальная мысль: «Радуйтесь, что СССР вовремя развалили вместе со всеми его ужасами! Наслаждайтесь жизнью в потребительском раю имени «Единой России».
При чём тут «Слово пацана»? А при том, что данный проект — естественное и логичное продолжение сериала с Каневским. Во-первых, НТВ — один из производителей «Пацанов». А во-вторых, «Пацаны» сняты в том же жанре «тру-крайм» и преследуют в целом те же социально-политические цели, что и «Следствие вели».
У «Пацанов», правда, есть одно принципиальное отличие, которое делает ситуацию ещё более печальной. «Следствие вели» основаны на материалах уголовных дел и судебных вердиктов, на экране своими воспоминаниями о преступлениях делятся реальные сотрудники правоохранительных органов и свидетели, что исключает возможность использования откровенно лживых и недоказанных фактов. Основным же источником фактуры для «пацанской» эпопеи является весьма сомнительная по правдивости и достоверности «документальная книга» (как её квалифицируют комментаторы сериала) Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х».
Сам автор пишет об этом так: «Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Сумерки»… Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок…
В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы.
Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завёл в социальной сети «ВКонтакте» группу «Казанский феномен», где начал делиться деталями исследования. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времён, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности…
С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал (с разрешения авторов) комментарии подписчиков группы «Казанский феномен».
Словом, книга Гараева представляет собой собрание разного рода интервью с бывшими участниками преступных группировок и их воспоминаний. А поэтому данный текст невозможно считать ни правдивым, ни объективным: он транслирует весьма ангажированную, комплиментарную точку зрения как на сами эти группировки, так и на события, в которых те участвовали. Ведь источники информации — сами бывшие «пацаны». Ни о каком объективном взгляде, а тем более о должном критическом осуждении описываемых явлений речи идти не может. Это всё равно, как если бы маньяк Чикатило написал мемуары о собственных деяниях, издал бы их отдельной книгой и по этой книге продюсеры НТВ сняли бы сериал!
По сути, Гараев создал и издал некий полумифический «апокриф», основанный на ностальгических воспоминаниях бывших (а вероятно, и нынешних) бандитов. И вот этот-то, с позволения сказать, документ и лёг в основу сериала, который с лёгкой руки федерального госканала НТВ распространяется миллионными тиражами.
Первой тревогу забила прокуратура Татарстана, которая в ноябре 2020 года после выхода книги Гараева начала её проверку по подозрению в том, что в книге романтизируется образ бандита и её нужно признать экстремистской и аннулировать тираж. Прокуратура искала в ней пропаганду запрещённого движения АУЕ (расшифровывается так: «арестантский уклад един»). Это название и девиз криминальной субкультуры и российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних юношей и девушек. Данное молодёжное сообщество пропагандирует систему ценностей и норм поведения, тождественных по смыслу криминальной идеологии организованной преступности.
Привлечённым прокуратурой экспертам тогда так и не удалось доказать, что книга пропагандирует ценности криминалитета. Затем в 2023 году после запроса депутата Госдумы Натальи Орловой Роскомнадзор провёл проверку пяти вышедших эпизодов сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» и не нашёл в них нарушений российского законодательства, так как сериал распространяется «со знаком информационной продукции «18+» (запрещено для детей)».
С просьбой о проверке сериала в Роскомнадзор и Следственный комитет обращалась также глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (фракция КПРФ). Она утверждала, что в «Слове пацана» может содержаться пропаганда, способная причинить «вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу». А уполномоченная по правам человека в Татарстане Ирина Волынец в своём обращении в Роскомнадзор по тому же поводу подчеркнула, что возрастная маркировка «18+», присвоенная сериалу на демонстрирующих его интернет-платформах, не мешает подросткам его смотреть. Поэтому демонстрация сериала противоречит указу президента России об укреплении традиционных ценностей, содействует «романтизации бандитизма и оправданию страшного явления — «казанского феномена», а также «формирует ложные представления о криминальном мире в глазах молодёжи».
Сериал «Слово пацана» подверг жёсткой критике и глава Татарстана Рустам Минниханов, который заявил, что сериал «не соответствует той политике, которую мы преследуем», поскольку «романтизирует период истории нашей страны, связанный с проявлением подростковых группировок», а это, «к сожалению, ни к чему хорошему не приводит». Аналогичное мнение высказала зампред комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Людмила Рыбакова, которая призвала: «вместо проблем 1990-х нужно транслировать историко-культурное наследие и достижения страны».
Тем не менее ни запросы авторитетных лиц в правоохранительные и контрольные ведомства, ни предостережения руководителей Татарстана не возымели никакого действия. И скандальная книга Гараева, и сериал Жоры Крыжовникова (такой псевдоним придумал себе режиссёр ленты Андрей Першин — интересно, чем ему не нравится его собственное имя?) продолжают своё победное шествие по странам, населённым русскоязычными людьми. Видимо, подобное развитие событий для определённых, в том числе политических, сил очень выгодно.
Давайте скажем без лицемерия и сантиментов: о чём и зачем это кино? В фильме демонстрируются (кроме изрядного количества сцен насилия и тяжких групповых преступлений, включая намеренные убийства) и легализуются самые низменные человеческие инстинкты и проявления в исполнении детей, подростков и взрослых. На протяжении восьми серий (авторы собираются снимать и продолжение!) нам показывают образ жизни всепобеждающей шпаны, получившей «высшее образование» во «Владимирском централе». Для этих «героев» подбежать к прохожему и плюнуть ему на спину — это развлечение и удовольствие, а ограбить до нитки при помощи напёрстков беззащитную женщину, мать одного из своих же товарищей, — удальство и торжество коммерческой смекалки. Для них безропотно принимать каждодневный мордобой от «старших» — признак «правильного» отношения к жизни. Даже унизить и растоптать девочку, подвергшуюся насилию, довести её до самоубийства — обязанность и долг, а иначе — самого затопчут.
И вот такой мир и такие нравы подаются в сериале с ностальгическими всхлипами — дескать, какие жестокие времена были и какие геройские парни, не то что нынешнее племя!.. Забить, затоптать в грязь всё самое чистое и светлое, что есть в душе молодых, превратить их в моральных уродов, в быдло, хотя бы виртуально — вот истинная цель данного фильма, которая достигается, надо признать, весьма эффективно. Потому что сериал, как говорится, «цепляет», сделан не халтурно, креативно, актёры отлично подобраны и играют весьма даже удачно. А главный музыкальный трек на татарском языке — песня «Пыяла» (стекло) хипхоп-дуэта «АИГЕЛ» — исполнен просто великолепно и запоминается с первого раза своим беспощадным припевом:
Күздә күз, күздә күз,
күздә күз, күздә күз.
Кулда кул, кулда кул,
кулда кул, кулда кул.
Или в переводе на русский примерно так:
Глаз за глаз, глаз за глаз,
глаз за глаз, глаз за глаз.
Зуб за зуб, зуб за зуб,
зуб за зуб, зуб за зуб.
В декабре 2023 года песня «Пыяла» вышла на 1-е место в престижном мировом чарте Shazam (ежемесячно Shazam, имеющий штаб-квартиру в Лондоне, фиксирует предпочтения 200 млн людей по всему миру, которые слушают музыку на мобильных устройствах). Популярность этой композиции на татарском языке, которая возглавила также и украинский национальный чарт поп-музыки, не на шутку разозлила киевские власти. Потому что лидерство трека из «Слова пацана» — свидетельство мягкой силы России.
Сопровождающий наиболее драматичные сцены трек «Пыяла» не так прост, как может показаться. В нём есть какая-то сила и даже магия, он гипнотизирует. В нём содержится намёк на то, что же в действительности происходит на экране. Большинство критиков восхищаются тем, как фильме воссоздана атмосфера 1980-х, что, дескать, это очень правдивый исторический фильм. На самом деле всё — ровно наоборот. Это очень качественная подделка, эдакий социально-политический «дип-фейк». Авторы сериала пытаются внушить юным поколениям, что происходящее на экране и есть суть так называемого советского образа жизни.
Проблему конкретных молодёжных банд Казани в фильме раздувают до вселенского масштаба всей огромной страны. Но в жизни ничего подобного в других городах и даже в других районах той же Казани не происходило, везде шла нормальная жизнь с её обычными радостями и горестями. Словом, перед нами — настоящая клевета на страну и на старшие поколения, исторический подлог.
Но «Слово пацана» — не просто талантливая провокация. На самом деле под видом, казалось бы, реалистичного фильма на ретро-материале авторы создали фантасмагорическую антиутопию, обращённую в прошлое. На экране показывают эдакий своеобразный «ГУЛАГ на каникулах». Население городка, где происходит действие, де-факто живёт по тюремным законам, хотя часть жителей пытаются этому сопротивляться. Впрочем, безуспешно.
Что до проблем «трудных» подростков, то они здесь не решаются, а последовательно загоняются вглубь и мифологизируются. Великолепный фильм советского режиссёра Динары Асановой «Пацаны» (1983) был снят, казалось бы, о том же — о трудных подростках, об их стремлении сбиваться в жестокие группировки-банды, о том, что они легко совершают преступления… Однако у Асановой взгляд глубоко человечный, сочувственный и позитивный. В центре её повествования взрослый воспитатель, который прививает юным «отморозкам» понятия добра и справедливости и тем самым помогает им пройти нелёгкий путь инициации — превращения во взрослых.
«Слово пацана» — фильм-антагонист шедевру Асановой даже по названию. Здесь подростки проходят так называемую отрицательную инициацию, то есть тотальное приобщение к злу как способ избавиться от личных неурядиц.
Проблема психологической и социальной неустроенности подростков и молодёжи ныне в стране стоит действительно остро, в молодёжной среде весьма распространено делинквентное поведение (суть этого явления заключается в отклонениях от социальных норм, правил и ожиданий, что может проявляться в различных формах, включая агрессию, противоправные действия). Согласно недавнему исследованию предрасположенности к делинквентному поведению студентов Ижевской государственной медицинской академии («Вестник науки» №1 (70), том 1, январь 2024 г.), доля согласившихся с утверждениями распределилась так: «Я не хочу учиться и работать» — 15% опрошенных; «Я могу уйти из дома жить в другое место» — 20%; «Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется» — 12%; «Я не верю окружающим» — 40%; «Хочу чувствовать превосходство» — 25%; «Я испытываю отчаяние» — 12%; «Если нельзя, но очень хочется, — значит можно» — 32%; «Сильным и богатым людям необязательно соблюдать все правила» — 18%.
Среди возрастных групп наиболее склонны к делинквентному поведению подростки. Это объясняется их социальной незрелостью и подверженностью влияниям извне. Подростков влечёт к новым ощущениям, они стремятся доказать родителям и обществу свою независимость и самостоятельность, но не всегда в состоянии предвидеть последствия своих поступков. Подросток часто не соответствует социальным требованиям и ожиданиям. Однако он обычно считает, что это общество недостаточно совершенно и относится к нему несправедливо.
Противоречия между социальной незрелостью подростков и требованиями общества становятся источником делинквентного поведения. По оценкам психологов, несовершеннолетних правонарушителей отличают самоуверенность, дерзость, обидчивость и плохо контролируемая агрессивность. Некоторым из них присуща заниженная самооценка. Другие поддерживают завышенный уровень самооценки, игнорируя свои проблемы, отказываясь брать на себя ответственность за свои поступки. Иногда правонарушения служат проявлением глубоких неврозов, страхов, тревог, фрустрации.
Вышеперечисленные проявления присущи героям сериала «Слово пацана», на все приведённые выше вопросы они убедительно ответили бы «да!». Авторы фильма успешно спекулируют на социальных и психологических проблемах подростков, на интересе зрительской аудитории к сценам насилия и стремительно развивающимся сюжетам.
Высокие места в рейтинге сериалов на русском языке указывают и на то, что «Пацаны» — некий конкурентный аналог фильмов типа «Игра в кальмара», содержание которого — жестокая игра на выживание. Ещё больше сходств у продукции Жоры Крыжовникова можно обнаружить с почти что людоедской голливудской антиутопией (также направленной на молодёжную аудиторию) «Голодные игры», где демонстрируются откровенные драки на выживание, перестрелки и убийства как способ достижения жизненного успеха. Сцены российского сериала, где перед толпами озверевших подростков произносят речи и призывы «старшие», — почти что стопроцентная калька с аналогичных сцен в фильме «Голодные игры». Думается, что именно такие сюжетно-психологические ассоциации с голливудскими агрессивными антиутопиями, которые возникают у зрителей подсознательно и приводят к столь высоким рейтингам картины.
Да и псевдоним, который себе выбрал режиссёр, — «Жора Крыжовников» — есть некое указание на то, что не следует относиться к его творению уж слишком серьёзно. Это всего лишь такая игра. Хоть и не в кальмара, а в «пацанов»…
Но если ещё внимательнее присмотреться к изображаемым в сериале «гангстерским сообществам» (так их именует западная социология), то на экране можно увидеть все признаки антигуманной, антисоциальной, тоталитарной секты: специальный язык, обряды, деление на группы по степени посвящённости и по праву применять насилие к другим членам секты и к не членам секты, способы завладения чужим имуществом и способы дележа криминальной добычи.
Впрочем, сами авторы данного «бандитского эпоса» (первый продюсер, между прочим, не кто иной, как Фёдор Бондарчук) нет-нет да и продемонстрируют своё презрение к изображаемым ими на экране «героям». Так главный персонаж Андрей, из хорошей семьи, талантливый пианист, вначале исполняющий Баха, после перековки в «пацана» наяривает на дорогущем немецком фортепьяно Bechstein — нет, не «Мурку», но нечто аналогичное только из 1980-х — от «Ласкового мая». Столь же анекдотично выглядит катающийся на трёхколёсном детском велосипеде «афганец» и лидер «пацанов» Вова «Адидас», который становится-таки убийцей (см. фото). Вот такие ирония и презрение от Фёдора Бондарчука, автора высокохудожественных музыкальных видеоклипов Натальи Ветлицкой.
«А как же слезоточивые сцены, полные сочувствия к потерявшей рассудок маме главного героя?» — спросят впечатлённые мелодраматическими пассажами сериала зрители. Не дайте себя обмануть! Поклонение маме — одна из традиционных воровских традиций, которые высмеяны ещё великим Гайдаем, в комедии которого Бывалый (Ю. Никулин) со всхлипами и вздохами запевает: «Не жди меня, мама, хорошего сына! Твой сын уж не тот, кем был вчера». И именно такого сорта приблатнённую лирику навешивают на уши своим зрителям авторы сериала «Слово пацана».
Следует признать, что несомненные художественные достоинства фильма ещё более усиливают то негативное воздействие, которое он может потенциально оказывать на молодёжную аудиторию. Среди опасностей, источником которых может стать данный сериал, эксперты называют следующие:
— нормализация и поощрение насилия и агрессии: в сериале показываются сцены насилия или агрессии как норма, они подразумеваются как желательные действия, подростки и молодые люди могут принять такое поведение за образец;
— пропаганда культуры «уличных ценностей»: сериал идолизирует уличный стиль жизни, включая наркотики, алкоголь и преступное поведение. Это может подталкивать подростков к попыткам вести такой образ жизни без полного понимания последствий и рисков;
— увеличение интереса к криминалу и насилию: «Слово пацана» представляет из себя историю о преступном мире, полном краж, драк и других правонарушений. Такой контент может спровоцировать молодых людей присоединиться к преступной субкультуре или повторить поведение персонажей;
— эксплуатация насилия и страданий для развлечения: если сериал строится на изображении проблемных и насильственных ситуаций с целью привлечения зрителей, это может негативно повлиять на психологическое состояние тех, кто смотрит сериал;
— навязчиво негативное изображение советского прошлого ведёт к искажённому переписыванию истории России, создаёт у молодёжной аудитории ложные социально-политические установки.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.