Масштабная либерализация экономики с новой волной приватизации и максимальное привлечение инвестиций. Такие задачи поставлены новому правительству Казахстана. По заверениям властей, это даст толчок развитию экономики. Наиболее вероятным следствием, однако, станут новые страдания трудящихся, толкающие их на протесты.
Любая смена действующих лиц в руководстве страны без изменения социально-экономического курса имеет одну-единственную цель — обвести вокруг пальца простых людей, убедив их в скором улучшении жизни. На деле же часто происходит обратное. За шумом рекламы «молодых и энергичных управленцев» власть проталкивает меры, выводящие эксплуатацию и неравенство на ещё более высокий уровень.
Нечто подобное происходит в Казахстане.
6 февраля президент Касым-Жомарт Токаев назначил новым главой правительства 43-летнего Олжаса Бектенова. Новичком в государственной службе этот человек, впрочем, точно не является. С 2005 года он работал в канцелярии премьера, администрации президента, министерстве юстиции и прочих органах, имея даже чин генерал-лейтенанта антикоррупционной службы. Другими словами, это «свой в доску» чиновник, задача которого — упрочить позиции правящего класса.
Это подтвердилось на следующий день после президентского указа. На расширенном заседании правительства Токаев поставил назначенцам ключевые задачи. Всё с той же манипулятивной целью они преподнесены в красочной упаковке, именуясь «национальным планом развития Республики Казахстан до 2029 года». Важнейшие пункты, или «сквозные принципы», проникнуты догматическим неолиберальным духом. Первым из них значится «либерализация и стимулирование конкуренции для повышения глобальной конкурентоспособности и улучшения качества товаров и услуг». Далее следуют «защита предпринимательства и понятная, предсказуемая и привлекательная экономическая политика для инвесторов», «поддержка предпринимательской инициативы», «реализация большей экономической самостоятельности регионов» и т.п. О социальной справедливости, которую власти сделали частью своей риторики после волнений января 2022 года, в принципах не сказано ни слова. Видимо, чиновники считают своё положение достаточно упрочившимся.
В выступлении перед участниками заседания президент более подробно раскрыл ориентиры правительства. По его словам, необходимо отойти от «масштабного государственного вмешательства в экономические процессы». «Ключевым направлением в рамках либерализации экономики станет проведение эффективной приватизации», — заявил Токаев. Правительству поручено пересмотреть реестр государственного имущества, уточнить методологические аспекты приватизации и в течение месяца подготовить указ о либерализации экономики. Среди приоритетных направлений разгосударствления — топливно-энергетический и телекоммуникационный рынки. Говоря о первом, президент выразил недовольство «чрезмерным ценовым регулированием», что якобы привело к увеличению дефицита и снижению производства электроэнергии. Во втором случае Токаев посетовал на «перекосы на рынке сотовой связи», потребовав «последовательно снижать государственное участие, устранять избыточное регулирование и ограничения».
Ещё одной целью правительства должен стать «новый инвестиционный цикл». Как заявил глава Казахстана, в ближайшее время нужно существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций. Эту задачу будет решать специальный инвестиционный штаб, помогать ему должны органы власти всех уровней. «Акимы [главы областей и районов] по старинке делают упор на выбивание бюджетных средств вместо привлечения частных вложений, — возмутился Токаев. — Задача привлечения частных инвестиций должна быть для акимов одной из самых важных».
Умея «держать нос по ветру», чиновники принялись наперегонки демонстрировать своё либеральное рвение. Так, председатель верхней палаты парламента Маулен Ашимбаев заявил, что развитие железнодорожной отрасли невозможно без частных инвестиций. Его поддержал министр транспорта Марат Карабаев.
Если крупному бизнесу намеченные реформы сулят новые прибыли, то трудящиеся столкнутся с проблемами, которые только ухудшат их положение. Напомним, что в прошлом году инфляция в Казахстане стала максимальной среди стран Евразийского экономического союза. Рост цен на продовольственные товары превысил 15 процентов, а, например, на молочные продукты составил 21 процент. Дизельное топливо подорожало на 27 процентов. По итогам января инфляция остаётся высокой — почти 10 процентов. Наибольший рост цен зафиксирован в Карагандинской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской областях.
Беднеющее население вынуждено протестовать, требуя индексации зарплат хотя бы на уровень инфляции и улучшения условий труда. Третий месяц продолжается забастовка работников компании West Oil Software, оказывающей транспортные услуги на нефтяном месторождении Жетыбай в Мангистауской области. На их решимость не повлияли ни угрозы увольнения, ни вызовы в полицию. Теперь работодатели пытаются расколоть протестующих, заманивая их несущественными подачками. Несмотря на это, около двухсот водителей намерены стоять до конца.
11 февраля забастовку объявили сотрудники ещё одного транспортного предприятия — «Мобил Сервис Групп», работающего на месторождении Каражанбас. Недавно здесь был создан независимый профсоюз, через который коллектив стал требовать улучшения условий труда. Ответом стали преследования. Два десятка активистов были уволены под различными предлогами. Возмутившись репрессиями, 250 их коллег потребовали отменить несправедливые решения.
За несколько дней до этого отказались выходить на работу почти 800 сотрудников нефтесервисной компании «Кезби». По их словам, начальство обещало повысить зарплаты с нового года на 10 процентов, но в реальности рост оказался куда скромнее — 6 процентов. Учитывая инфляцию, рабочие потребовали повысить оклады на 50 процентов, обновить устаревшую технику и решить ряд бытовых проблем, например некачественное питание в вахтовом посёлке. Кроме того, нефтяники настаивают на увольнении некоторых руководителей компании, заявляя, что там процветает коррупция. А 6 февраля обращение к руководству Мангистауской области и страны записали десятки безработных жителей города Жанаозен.
Но если капиталу власти готовы передавать стратегические предприятия и целые отрасли, то для рабочих у них один ответ — «Денег нет!». Характерна реакция главы национальной компании «Казахстанские железные дороги» Нурлана Сауранбаева на требования работников некоторых участков поднять зарплаты. «Откуда я деньги возьму?» — возмутился он, добавив, что повышения окладов не может быть без увеличения тарифов и что железнодорожники и без того получают достаточно. Что ж, эксплуатация и экономия на трудящихся всегда были питательной средой, обеспечивающей успешность либеральных экспериментов. Так будет и дальше, если только рабочие не решатся, наконец, выразить своё отношение к нахлебникам-паразитам.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.