Первый секретарь МГК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе Н.Г. Зубрилин о способах нормализации положения дел на транспорте
Автобусы на улицах Москвы составляют большинство единиц подвижного состава наземного пассажирского транспорта. На протяжении многих лет нехватка водителей в системе пассажирских перевозок является хронической. Тяжёлые условия труда, ранние выходы на смену, проблемы с ремонтом и обслуживанием автобусов, переработка, бытовые трудности, небольшая заработная плата и т. д. Не каждый водитель готов вставать в 4 утра и в течении 12-14 часов сидеть за рулём, управляя тяжёлой многотонной техникой, соблюдая ПДД, множество эксплуатационных правил и условий, для того, чтобы создать для пассажиров удобный и безопасный проезд по маршруту следования.
В 70-е годы водителей в основном набирали из местных жителей. Водители разного возраста, профессионалы имеющие приличный стаж работы в системе УПТМ — «Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома» обеспечивали основные задачи по перевозке пассажиров. Нехватка водителей пополнялась за счёт молодых водителей, отслуживших в армии и решивших связать свою трудовую деятельность с профессией «автобусника», часть из них приезжали в Москву по специальному приглашению, по лимиту — для целевого трудоустройства в автобусные парки. Им были обеспечены благоустроенные общежития и при добросовестной работе выделялось жильё, сначала ведомственное, потом через пять-семь, максимум 10 лет город предоставлял водителям жильё с вручением жилищного ордера.
Приглашённым водителям было выгодно работать добросовестно и они становились надёжным водительским коллективом, выполняющим все поставленные задачи по качественной перевозке пассажиров. Зарплата водителя автобуса сильно отличалась от средней по городу в лучшую сторону. В то время, когда средняя зарплата в Москве была от 110 до 150 рублей, водители пассажирского транспорта получали от 220 до 320 рублей. В случае переработки обязательно оплата была в двойном размере и в итоге некоторые водители получали в таком случае до 380 — 400 рублей в месяц.
Условия работы и проживания сегодня разительно отличаются от времён 70-х, 80-х годов. Сегодня от водителя, как и прежде, требуют выполнения трудовых обязанностей, но со стороны руководства филиалов практически ничего не предоставляется для создания нормальных бытовых условий, для нормального труда и отдыха водителей. У водителей нет возможности полноценно содержать семью, нет жилья, небольшая заработная плата, жёсткие условия работы на линии, множество причин для наказания водителей за любые мелочи и замечания со стороны пассажиров. Не секрет, что и водители бывают разные, но большинство водителей добросовестные люди, вынужденные в силу жизненных обстоятельств приехать в Москву и работать в качестве водителя автобуса.
Тут мы переходим к вопросу, откуда сегодня в Москву прибывают трудовые ресурсы для работы в системе пассажирских перевозок. Несколько десятилетий назад это были регионы, прилегающие к Москве и Московской области, сегодня поставщиками трудовых ресурсов являются регионы, находящиеся от Москвы за тысячи километров. Также значительная часть водителей являются гражданами ближайшего зарубежья из бывших советских республик.
Тяжёлые условия труда, недостаточно эффективная ремонтная база, отсутствие бытовых условий, низкая заработная плата — приводят к большой текучке кадров и нестабильной работе всей системы общественного транспорта столицы.
Без налаживания стабильных условий труда и отдыха для водителей, без жилищной обеспеченности город не сможет создать большой городской трудовой коллектив водителей общественного транспорта работающего стабильно, качественно и надёжно. Для этого необходимо привлекать на работу местное население, местных водителей и ремонтников. ГУП Мосгортранс далеко не уедет, если будет пополнять ряды водителей за счёт приезжих трудовых ресурсов. Временщики не могут обеспечивать качественную и стабильную работу.
А заинтересовать людей можно хорошими условиями труда, высокой заработной платой, соответствующей сложным задачам по перевозке пассажиров, и, конечно, жилищной обеспеченностью.
Неправда, что нет местных трудовых ресурсов для работы в системе общественного транспорта, посмотрите сколько молодёжи сидят за рулём автомобилей на улицах Москвы — это потенциальные кадры для работы в ГУП Мосгортранс. Стоит вспомнить положительные примеры деятельности УПТМ советского периода и в современных условиях, используя былой опыт, наладить работу ГУП Мосгортранс на таком уровне, чтобы можно было сказать каждому водителю, механику, ремонтнику и руководителю от лица москвичей — «благодарим вас, за отличный рейс!»
Николай Зубрилин, руководитель Фракции КПРФ в Московской городской Думе, водитель 1 класса категории BCDE
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.