По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Турецкому руководству нанесён чувствительный удар. На местных выборах впервые за двадцать с лишним лет уверенно победила оппозиция. Однако это не остановит реакционный курс внутри страны и на международной арене. Политику Анкары разоблачают коммунисты.
Изнанка демагогии
Долгое время правящий в Турции режим Реджепа Тайипа Эрдогана казался непоколебимым. На его устойчивость не влияли ни экономические кризисы, ни коррупционные скандалы, ни внешнеполитические авантюры. Секрет такой живучести — в не знающем границ популизме и контроле над информационными и административными ресурсами. Хотя сильнейшая инфляция обрушила уровень жизни миллионов граждан, а разрушительное землетрясение на юге Турции вскрыло нечистоплотные схемы, пронизывающие всю систему управления, год назад Эрдоган добился очередного переизбрания.
Позиции власти после этого казались как никогда устойчивыми. Единственное, что смущало правительство, — потерянный в 2019 году контроль над администрациями Стамбула и Анкары. Наиболее чувствительным стало тогда поражение в Стамбуле — 16-миллионном мегаполисе и деловом центре страны. Ставший его мэром член Народно-республиканской партии (НРП) Экрем Имамоглу раздражает власть ещё по одной причине. Это наиболее популярный оппозиционный политик, обходящий по популярности самого Эрдогана. Будь Имамоглу выдвинут кандидатом в президенты в прошлом году, неизвестно, каким был бы исход выборов. К слову, такой путь — из мэров Стамбула в руководители страны — в своё время проделал сам Эрдоган.
В результате главная борьба на местных выборах 31 марта развернулась в бывшей столице. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) выдвинула экс-министра окружающей среды и градостроительства Мурата Курума. На его победу работала вся государственная машина, не исключая президента. «Мы спросим с оппозиции за все потерянные годы Стамбула. Даст бог, вы спасёте город от некомпетентности», — заявлял тот. Эрдоган обещал опустить инфляцию ниже 10 процентов, на развитие стамбульской инфраструктуры направлялись средства в обход мэрии. В частности, были открыты новые станции электрического транспорта «Мармарай». Траты из секретных «президентских фондов», за которые власть не обязана отчитываться, в феврале выросли в пять раз, достигнув 59 млн долл. Не удивит читателя ещё один метод — информационное доминирование кандидатов от власти. За последний месяц в национальных СМИ им было предоставлено 50 часов эфирного времени, в то время как оппозиция получила… 43 минуты.
Не в пользу противников власти играли разногласия в их рядах. Главой НРП вместо проигравшего Эрдогану Кемаля Кылычдароглу был выбран лидер парламентской фракции Озгюр Озель, но это решение приняли не все. Из партии вышли бывший зампредседателя Гюрсель Текин и другие работники. Распадается оппозиционный альянс, костяк которого составляла НРП. «Хорошая партия» выдвинула собственного кандидата в Стамбуле, так же поступила прокурдская Партия народного единства и демократии — наследница Партии демократии народов.
Какой бы сладкоголосой ни была демагогия, социально-экономические проблемы взяли верх. Годовая инфляция достигла 15-месячного максимума, приблизившись к 70 процентам. Это ведёт к стремительному обеднению трудящихся. Например, средняя зарплата рабочего-металлурга на 40 процентов меньше черты бедности для семьи из четырёх человек. Каждый третий ребёнок, по данным ЮНИСЕФ, живёт в бедности. Во временных жилищах — палатках и контейнерах — до сих пор ютятся 800 тыс. пострадавших от землетрясения.
Заявляя, что «национальный доход, занятость, производство и экспорт находятся на самом высоком уровне в нашей истории», Эрдоган «забывал» уточнить: плодами этих успехов пользуются далеко не все. За последние десять лет богатейший квинтиль (20 процентов) оказался единственной группой населения, доля которого в совокупных доходах выросла — с 45,9 до 49,8 процента. «Порция» остальных упала. Например, беднейшего квинтиля — с 6,2 до 5,9 процента. Если же сравнить разницу в доходах между 10 процентами самых обеспеченных и 10 процентами наиболее обездоленных граждан, она выросла с 12,6 до 15 раз. И это не считая «серых» и «чёрных» источников обогащения толстосумов, не учитываемых статистикой. Из-за этого Турция стала мировым рекордсменом по росту числа жителей с состоянием от 30 млн долл. и выше. За последний год их количество увеличилось с 1761 до 1932.
По итогам выборов НРП получила 37,8 процента голосов, в то время как ПСР — лишь 35,5 процента. Из 81 провинции «партия власти» теперь контролирует лишь 24. Оппозиция сохранила за собой крупнейшие города — Стамбул, Анкару, Измир, прибавив к ним Бурсу, Денизли и т.д. Эти результаты особенно важны с учётом возможного «транзита» власти. Как объявил Эрдоган, нынешние выборы — последние для него «в рамках полномочий, предоставленных законом». Конечно, закон никогда не служил власти препятствием. Вот и теперь в ПСР намекнули, что досрочные президентские выборы помогут Эрдогану обойти требования Конституции.
Но процесс передачи полномочий, включая «раскрутку» преемника, всё же может начаться. Обращает на себя внимание неожиданно вышедшая на третье место Новая партия благоденствия во главе с 45-летним Фатихом Эрбаканом. Её идеология сочетает в себе национализм, исламизм и империализм в оболочке «неоосманизма». Не исключено, что поддерживающие ПСР и Эрдогана группы капитала сделают ставку на Эрбакана, в то время как другой буржуазный лагерь изберёт своим знаменем Имамоглу.
Буржуазные фракции
Об этом говорят в Коммунистической партии Турции (КПТ), напоминая, что и власть, и парламентская оппозиция выражают интересы капитала. Более того, различия между ними стираются. НРП фактически отказалась от лозунга возвращения к парламентской республике. Также она «не возражает ни против внешней политики, направленной на сближение с США, ни против антинародной экономической политики; по этим вопросам даны взаимные заверения и достигнуты договорённости». «КПТ с самого начала указывала на этот манёвр и боролась с ним. Мы продолжим свой путь и не встанем на сторону той или иной фракции буржуазии», — заявляют коммунисты.
На эти выборы кандидаты Компартии шли с общим манифестом. В нём указывалось, что Новая Турция — независимая, светская, социалистическая страна с плановой экономикой, работающей на благо трудовых масс — появится, когда трудящиеся придут к власти. «Но пока мы не создадим такую пригодную для жизни страну, нам есть над чем поработать в муниципалитетах, — отмечали в КПТ. — Местные выборы не могут разрушить капиталистический порядок, но позволяют внести в него трещины».
Главной проблемой местных властей коммунисты считают их превращение в кормушки для близкого к чиновникам бизнеса. Вместе они душат города в бетоне, присваивают налоговые отчисления граждан, грабят их путём накрутки цен в торговых сетях и т.д. КПТ обязуется бороться с этим с опорой на население, открыв каналы для его участия в управлении. Это позволит установить контроль над застройщиками и арендаторами, создать производственные и потребительские кооперативы, повышающие доступ к товарам и услугам без рыночных надбавок. Деятельность муниципалитетов должна планироваться с учётом потребностей жителей в жилье, транспорте, образовании, культуре и т.д. «Чем больше муниципалитетов мы освободим от хамов, воров и мракобесов, тем больше надежды будет у нашего народа, тем сильнее станет его воля построить Новую Турцию», — уверены они. В КПТ напоминают, что по активистам, занимающим даже самые низовые должности, судят о всей партии и идее в целом. «Коммунисты не должны забывать, что они несут ответственность за всю страну и всё человечество. Всё, что они делают, имеет смысл только в рамках усилий по приближению социалистического будущего», — заявляет Компартия. Ценное замечание для соглашателей из разных стран!
КПТ не удалось повторить успехи 2014 и 2019 годов, когда её выдвиженец Фатих Мехмет Мачоглу возглавил район, а затем целую провинцию — Тунджели. В целом, однако, коммунисты удвоили число поданных за них голосов — до 127 тыс. В районе Дефне провинции Хатай её кандидат Хизам Хазирчи получил 40 процентов голосов, немного уступив представителю НРП. Теперь у партии 10 депутатов в районных ассамблеях и один — в региональной.
Дипломатия цинизма
Итоги выборов важны не только с точки зрения будущего внутренней политики. Всё более деструктивным становится международный курс Анкары. На протяжении многих лет она лавировала между основными глобальными игроками, выторговывая уступки. В последнее время, однако, Турция прочно встроилась в фарватер политики Запада. В январе страна ратифицировала присоединение Швеции к НАТО. В обмен США согласились продать Турции 40 истребителей F-16 и предоставить оборудование для модернизации уже имеющегося парка этих самолётов. Сумма контракта оценивается в 23 млрд долл.
Во время мартовского визита в Вашингтон министр иностранных дел Хакан Фидан заявил об открытии «новой страницы в отношениях с позитивной повесткой дня». Стороны обсудили возвращение Анкары в программу по производству истребителей F-35, сотрудничество в атомной энергетике, разведке, борьбе с терроризмом и т.д. Укрепляется военно-техническая кооперация двух стран. Например, на турецких заводах производится почти треть 155-миллиметровых артснарядов для американской армии.
Но это мелочь по сравнению с услугами, которые Анкара оказывает Западу на Украине. Боевые и разведывательные беспилотники, реактивные системы залпового огня, бронетранспортёры, артиллерийские установки, стрелковое оружие, бомбы и снаряды — это лишь часть вооружений, поставленных Киеву. Посетив в марте Турцию, Владимир Зеленский побывал на верфи в Тузле, где строятся корветы для украинского флота. Первый из них — «Гетман Ивана Мазепа» — уже проходит ходовые испытания, сформирована его команда.
Второй корвет, названный в честь ещё одного сражавшегося против Москвы гетмана — Ивана Выговского, скоро сойдёт со стапелей. После этого Турция построит ещё два боевых судна. На следующий год намечен ввод в строй завода по производству боевых БПЛА на Украине. Его строит турецкая компания «Байкар». «Ничто не остановит этот процесс», — заявил её гендиректор Халук Байрактар. Его брат и совладелец корпорации Сельчук приходится зятем Эрдогану.
Поддержка Киева осуществляется и по другим направлениям. «Мы поддерживаем суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины, включая Крым», — сообщил Фидан. Любой переговорный процесс, добавил он, «не означает признания оккупации украинских территорий Россией». Две страны подписали соглашение о либерализации грузоперевозок, Эрдоган выступает за возобновление работы «зернового коридора». Чтобы облегчить миссию, Турция совместно с Румынией и Болгарией начала операцию по разминированию морских путей. Как отметили в Анкаре, к ней могут присоединиться другие члены НАТО. А с США Турция заключила соглашение о схеме введения вторичных санкций против Москвы. Этому предшествовал отказ ряда банков и морских портов работать с Россией.
Ещё один признак лицемерия — политика в отношении Израиля. На словах Эрдоган шлёт проклятия его руководству, сравнивая Биньямина Нетаньяху с Гитлером и принимая лидеров ХАМАС. Однако взаимная торговля двух стран только растёт. В феврале она составила 422 млн долл., увеличившись по сравнению с январём на 21 процент. Анкара присоединилась к европейской системе противоракетной обороны «Небесный щит». В ней будут задействованы ракеты израильского производства Arrow 3.
Против этой политики выступают коммунисты, требующие выхода из НАТО. «США и западный империализм хотят, чтобы напряжённость в регионе сохранялась, — указывают в КПТ. — НАТО — террористическая организация, которая несёт человечеству войны, кровь и страдания, является гарантией сохранения капиталистического порядка».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.