На санкции ответили культурно — тридцаткой мировых кинопремьер

На санкции ответили культурно — тридцаткой мировых кинопремьер

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Елена Морозова

В преддверии открытия 46-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ), который состоится в российской столице с 19 по 26 апреля, члены оргкомитета кинофорума по традиции пообщались с представителями СМИ в дизайн-отеле «СтандАрт» на Страстном бульваре и вкратце рассказали о наиболее интересных деталях одного из важнейших событий в культурной жизни Белокаменной.

  Третий год подряд киносмотр пройдёт в условиях беспрецедентных санкций, наложенных на РФ Западом в ответ на осуществление нашей страной СВО на Украине. Впрочем, полная и всеобъемлющая изоляция России, о которой грезят Вашингтон и его подручные, объявившие тотальную войну всему русскому, включая великую культуру, по-прежнему остаётся недостижимой мечтой. И ярким доказательством тому, в частности, является ММКФ, даже в условиях жёстких ограничений не утративший впечатляющего географически-тематического охвата и по-прежнему остающийся именно той площадкой, где мечтают блеснуть многие известные деятели мирового кинематографа.

О неувядающем престиже второго — после Венецианского — старейшего кинофорума планеты свидетельствует статистика. В этом году на фестивале, который украсят 35 мировых и международных премьер, в общей сложности будет показано более 230 фильмов (на 20% больше, чем в 2023-м) из 55 стран. По количеству присланных картин в лидеры опять выбился Китай, далее следуют Франция (20 лент), Испания (15), Иран (13), США (12), Бразилия (10). Индия и Италия предложат поклонникам важнейшего из искусств по восемь фильмов, Мексика и Аргентина — по семь, Германия — шесть, Турция, Южная Корея, Япония и Бельгия — по пять. Зрители также познакомятся с работами мастеров из Катара, Колумбии, Финляндии, Венгрии, Эстонии, Греции и других государств.

46-й ММКФ представит четыре основные программы (напомним, к художественному, документальному и короткометражному конкурсам с 2022-го добавился новый блок «Русские премьеры»), а также целый ряд внеконкурсных циклов и ретроспектив, давно превратившихся в неизменную составляющую ежегодного столичного киносмотра, снискав ему дополнительную славу.

Борьбу за «Золотого Святого Георгия» на сей раз поведут 11 картин, причём 5 из них — «Лесной царь» серба Горана Радовановича, «Мартин читает Коран» представителя ФРГ Юрия Сауле, «Меж псом и волком» турецкого постановщика Мурата Дюзгюноглу, «Нирвана» бангладешского режиссёра Асифа Ислама, а также «Пришелец» россиянина Ивана Соснина — мировые премьеры.

Кроме того, на главный приз 46-го ММКФ претендуют: «21 рубин» Чиприана Меги (Румыния), «Всё вскроется» Петера Кеглевича (Австрия), «Выжить в Мо…» Григоре Бекета (коллективный проект Молдавии, России и Румынии), «Шлимазл» Силке Эндерс (Германия), а также два полнометражных игровых дебюта — «Дыхание холода» иранки Нахид Азизи Седиг и «Стыд» мексиканца Мигеля Сальгадо.

Выносить вердикт в отношении лент-номинантов предстоит компетентному жюри под председательством исландского мэтра Фридрика Тор Фридрикссона. «Судейскую бригаду» дополнили: турецкий документалист Хусейн Карабей, а также представители российской киноиндустрии — актриса Елена Лядова, обладательница «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль на 37-м ММКФ, и кинорежиссёр, автор независимого кино Игорь Волошин.

Как подчеркнули организаторы московского кинофорума, в этом году в основном конкурсе собраны «драматические ленты, соответствующие нашему драматическому времени». Всё это в полной мере относится и к фильму совместного производства Мексики и Испании «Открытое небо», который даст официальный старт киносмотру в Первопрестольной. Полнометражный дебют мексиканки Марианы Арриага, снятый ею в соавторстве с братом, Сантьяго Арриагой, по сценарию их отца, знаменитого писателя Гильермо Арриаги, рассказывает о двух подростках, пытающихся найти виновных в автокатастрофе двухлетней давности, приведшей к гибели их папы.

А закроет фестиваль едва ли не самая ожидаемая премьера года — российский блокбастер «Майор Гром: игра», являющийся продолжением экранизации серии комиксов издательства «Баббл» о майоре петербургской полиции Игоре Громе, сделанной режиссёром и клипмейкером Олегом Трофимом.

Как обычно, большое место в меню ММКФ отведено неигровому кино. В основной документальный показ вошли восемь лент, шесть из которых опять-таки мировые премьеры, причём четыре сняты российскими кинематографистами. Это «И жили они долго и счастливо, или Почему динозавры вымерли» Дарины Умновой, «Нелюбимка» Станислава Сорокина, «Я иду домой» Владислава Рыткова и «Где мой дом?» Анны Бергер (создана при участии Финляндии). На суд жюри во главе с Рехадом Десаем из ЮАР, одним из ведущих документалистов Чёрного континента, также вынесены фильмы: «Ладья» иранца Сэма Калантари, «Мэй» китайца Ло Донга, «Самозванцы» Роко Д. Маркеса (коллективное творчество кинематографистов Мексики и Австралии) и «Территория» Алекса Галана (Испания — Киргизия). Проанализировать достоинства конкурсных работ Десаю помогут турецкий писатель, режиссёр-сценарист Хакан Айтекин и россиянин Сергей Головецкий.

Вообще если говорить о мировом неигровом кино, то оно, как отметили устроители киносмотра в Белокаменной, после 25-летнего бума переживает мощный кризис, но, несмотря на это, продолжает эволюционировать. За последние годы авторских картин стало раз в пять меньше, а вот фестивалей, наоборот, гораздо больше. Неудивительно, что на рынке документалистики царит острейшая конкуренция, кстати, умело использованная отборочной комиссией ММКФ, которой удалось собрать интереснейшие новинки как в основной программе, так и во внеконкурсном цикле «Свободная мысль». Последний, к слову, получился в этом году неожиданно весёлым и развлекательным. В нём всего три серьёзных фильма: «Розинья и другие дикие животные» португалки Марты Пессоа, «Огненный риск» россиянина Дмитрия Шпилёнка и «Золотая жизнь» Бубакара Сангаре из Буркина-Фасо.

Что касается «Русских премьер», самого «юного» конкурса, то в нём преимущественно представлено молодое отечественное кино. Поклонники киноискусства познакомятся с «Евгением Телегиным» Виктора Тихомирова, «Лгуньей» Юлии Трофимовой, «Мужчиной и женщиной» Владимира Котта, «Невадой» Анны Тюриной, созданной вместе с аргентинцем Матиасом Мусой, «Семью чёрными бумагами» Анатолия Колиева. В программу также вошли картины «Надо снимать фильмы о любви» Романа Михайлова (производство РФ — Индия) и «Хуже всех» Александра Кармаева.

Оценивать «витрину лучшего российского кино» доверили продюсеру, гендиректору телеканала СТС Александру Акопову, актрисе Татьяне Лютаевой, участвовавшей в этой программе в прошлом году со своей второй режиссёрской работой «Единица Монтевидео», и режиссёру Андрею Зайцеву, чей «Блокадный дневник» завоевал Гран-при 42-го ММКФ.

Ну а больше всего претендентов на «Серебряного Святого Георгия» собрал мировой парад короткометражек, представленный сразу 19 лентами, центральная тема которых — семья как микровселенная. Между прочим, организаторы столичного киносмотра советовали зрителям обратить особое внимание на аргентинский фильм «Йена», длящийся всего пять минут. Задача выбрать лучшую ленту легла на плечи команды во главе с видным деятелем киноиндустрии Марокко Абделилой Эль-Джаухари, компанию которому составят американский режиссёр Макс Вайсберг и российская актриса Мария Андреева.

Помимо четырёх основных показов, зрителей ждёт масштабная факультативная программа. По мнению устроителей фестиваля, любой из 21 внеконкурсного блока можно отнести к разряду «не проходите мимо». Это и традиционные «Русский след» и «Фестивальный коктейль», и сразу три программы учебных и дипломных фильмов ВГИКа разных лет (первая приурочена к 100-летнему юбилею «Мосфильма», вторая представит работы иностранных студентов, третья связана с выпускниками, творящими на постсоветском пространстве), и «Блокбастеры народов мира» — цикл, посвящённый лидерам зарубежного кинопроката, и «Путь в тысячу ли», где собраны фильмы, чьи герои путешествуют, ведь дорога — это движение, являющееся основой кино, а путь в тысячу ли, гласит китайская пословица, начинается с первого шага.

Свою аудиторию, бесспорно, найдёт «Чёрно-белый мир», призванный напомнить зрителям: нетленные шедевры мирового кинематографа — «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Дорога» Федерико Феллини или «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского — были сняты в монохроме. Сегодня о таком кино почти забыли, а потому члены отборочной комиссии, посмотрев около десятка нецветных лент из Испании, Бангладеш, Болгарии, сочли необходимым показать их широкой публике, дабы она ощутила неимоверную красоту «чебэшного» изображения, его очарование, пластичность и магию. Эта программа даёт понять: у кинематографистов разных широт зреет понимание того, что выход из кризиса экранного искусства можно найти, приобщившись к его истокам. Одним словом, как писал в своём стихотворении Юрий Левитанский, «Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!».

Весьма примечателен новый цикл «Рецепт успеха», учитывая, что у каждого своя формула благоденствия — как у киноперсонажей, так и у их творцов. Увидев картины, вошедшие в блок, с удивлением обнаружишь: успешной может стать продажа себя в рабство или работа по написанию некрологов, славу способны принести не бог весть какие музыкальные таланты или многогранная ложь, помогающая низринуть богача с высот и занять его место.

Поклонников обретёт и другая внеконкурсная новинка — «Взрослым о детях», пришедшая на смену программе «Трудный возраст». Фильмы, включённые в этот сборник, — «про детей, но не детские», а их герои, как совсем маленькие, так и вполне половозрелые, пытаются понять взрослую жизнь, ощутить себя в ней, принять или отторгнуть мир отцов и матерей.

Устроители ММКФ, конечно же, не забыли и о сериалах, прочно закрепившихся в числе главных пристрастий кинозрителей. В рамках блока «Первая серия» любители этого жанра получат представление о таких долгоиграющих проектах, как «Трасса» (Россия), «Нелюди» (Словения), «Панчо Вилья» (Мексика), «Львиная шкура» (этакая иранская версия культового итальянского «Спрута») и «Визитёры» (Исландия).

Ну а для самых маленьких киноманов и их родителей подойдёт программа «Мультвселенная», знакомящая с последними достижениями анимационного кино.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *