По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Власти Узбекистана признали, что относительно невысокий официальный уровень бедности достигается за счёт социальной помощи. Несмотря на это, в республике углубляются либеральные реформы, а частный сектор подменяет государство в ключевых сферах.
Стремясь поддержать образ заботливых властителей, руководство Узбекистана регулярно отчитывается об успехах социально-экономической политики. В начале апреля центр экономических исследований и реформ при администрации президента обнародовал результаты совместного с ЮНИСЕФ исследования, касающегося детской бедности. В нём утверждается: в малоимущих семьях проживают 13,7 процента детей, что на треть меньше, чем три года назад. При этом в сельской местности показатель достигает 14,5 процента, а в городах — 13 процентов. В отчёте содержится и другая любопытная информация. По подсчётам экспертов, в случае прекращения социальной поддержки уровень детской бедности автоматически вырастет до 22 процентов. То же самое касается других возрастных групп. Так, доля малообеспеченных пенсионеров подскочила бы с 7,3 до 31,4 процента, а населения в целом — с 11 до 21 процента.
Из этого следует логичный вывод, что частный сектор не в состоянии обеспечить выживание для миллионов жителей Узбекистана. Такая задача по плечу только государству. Однако все последние годы в стране наблюдаются прямо противоположные тенденции. Под предлогом развития бизнеса и повышения эффективности экономики власти сокращают государственное регулирование. Больше всего от этого страдают самые незащищённые слои, включая детей и стариков.
В марте правительство внесло изменения в порядок выдачи единовременных пособий при рождении детей. Если раньше они выплачивались без каких-либо ограничений, то с 1 апреля их будут получать только женщины, родившие первого ребёнка. При рождении второго на выплату могут рассчитывать матери, включённые в единый реестр социальной защиты. За последующих детей пособия отменяются. Размер помощи составляет всего 738 тысяч сумов (5,4 тыс. руб.), так что экономии бюджета, дефицит которого за три первых месяца года достиг 20 триллионов сумов (146 млрд руб.), это не сильно поможет.
Несмотря на это, чиновники предпочитают урезать расходы, связанные именно с социальной сферой. Так, существенно уменьшены средства, направляемые на выплату пособий по беременности и родам женщинам, работающим в частном секторе. Практика была введена в 2022 году, но так и не вышла на намеченные показатели. За прошлый год «декретные» выплаты получили менее 20 тысяч человек, хотя изначально планировалась помощь 130 тысячам женщин. А в бюджете на нынешний год выделяемые на это средства и вовсе сокращены в три раза — с 301 до 100 миллиардов сумов (с 2,2 млрд до 730 млн руб.).
Та же участь постигла Общественный фонд поддержки детей при парламенте Узбекистана. Его создали три года назад для помощи, в том числе тяжело больным детям. За это время на средства фонда было проведено 1,8 тысячи операций, 70 человек отправлены на лечение в зарубежные клиники. Однако, как сообщил советник министра экологии Расул Кушербаев, сегодня организация находится в бедственном положении. Причина — сокращение денег, выделяемых государством. «Печально, что надежды тысяч семей, ожидающих помощи, не оправдались, а дети умирают из-за невозможности лечиться, — заявил Кушербаев. — Мы надеемся, что найдётся смелый человек, который сообщит об этом уважаемому президенту».
Надежды весьма наивные, ведь Шавкат Мирзиёев является главным инициатором либерализации экономики. Совсем недавно президент подписал закон «О приватизации государственного имущества», который должен заменить аналогичный документ, принятый ещё в 1991 году. В нём предусмотрены новые виды приватизации, расширяется перечень механизмов. Например, статья 15 нового закона устанавливает, что госимущество можно приватизировать напрямую по рыночной стоимости на основании актов главы республики.
В соответствии с этим курсом государство передаёт частникам всё новые активы и направления деятельности. Среди них управление свободными экономическими зонами и аэропортами, питьевое водоснабжение, благоустройство, дорожное строительство и т.д.
С начала года прекращена практика госрегулирования тарифов в скоростных и высокоскоростных поездах, в данной сфере теперь будут господствовать рыночные принципы. Предприятие «Железные дороги Узбекистана» лишилось ряда функций, которые переданы отдельным компаниям. Например, обеспечением работы дорожного хозяйства, электроснабжения, сигнализации и связи будет заниматься АО «Темирйулинфратузилма», пригородными пассажирскими перевозками — ООО «Шахар атрофида йуловчи ташиш», грузовые услуги будет оказывать АО «Темирйулкарго» и т.д.
Бизнес проникает и в сферу общественного транспорта. Для Самарканда власти собираются закупить 100 электробусов, которые затем будут переданы частным компаниям «путём отбора лучших предложений». Проект стоимостью 62 миллиона долларов осуществляется в партнёрстве с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), причём последний предоставил Ташкенту заём в размере 49 миллионов долларов.
До конца апреля кабинет министров должен разработать и утвердить порядок передачи бизнесу сетей распределения природного и сжиженного газа. А уже к октябрю минимум в пяти районах доставкой газа должны заняться частные операторы. Это следует из презентованной в феврале программы энергетической безопасности. Среди других пунктов — реформа тарифов на газ и свет, привлечение инвесторов к распределению и продаже электроэнергии и т.д. «В 2024 году нам следует завершить все процессы построения фундамента рыночной экономики и в 2025 году вывести национальную экономику на совершенно новый уровень качества», — объявил Мирзиёев.
Под прикрытием «государственно-частного партнёрства» (ГЧП) бизнес пытается наложить лапу на образование и здравоохранение. В столичных детских садах частный сектор привлечён к организации питания, впоследствии этот опыт будет распространён на другие регионы. Желающим открыть частные детсады предоставляются различные льготы, в том числе по кредитам. Именно этот путь выбран для решения проблемы дошкольного образования. Так, в текущем году частные детские сады планируется увеличить на 50 тысяч мест, а государственные — только на 10 тысяч.
Перспективам развития системы ГЧП был посвящён «круглый стол», организованный министерством экономики и финансов совместно с Международной финансовой корпорацией — членом группы Всемирного банка. На нём было отмечено, что количество соглашений о партнёрстве увеличилось за последние два года с 312 до 1018, а их общая сумма достигла 17 миллиардов долларов. По словам выступивших участников, ГЧП является важной составной частью стратегии «Узбекистан-2030».
Вовлечение в либерализацию зарубежных сил не должно удивлять. Они выступают не просто «вдохновителями» процесса, но и выделяют на это немалые средства. Так, от Всемирного банка Узбекистан получил 800 миллионов долларов для рыночных реформ в энергетике, железнодорожном секторе, сельском хозяйстве, социальной сфере. «Новая операция Всемирного банка направлена на поддержку ключевых приоритетных задач правительства, включая сокращение доминирующего положения государства в важных отраслях. Соответствующие меры позволят частному сектору более активно участвовать в их развитии», — заявил глава представительства банка Марко Мантованелли.
Укрепление позиций частного сектора и расширение системы ГЧП положены в основу новой пятилетней стратегии для Узбекистана, принятой ЕБРР. Эта же задача провозглашена приоритетом в работе агентства США по международному развитию и других западных организаций. Власти республики послушно выполняют их рекомендации, хотя истинная цель подобной «помощи» — не ускорение развития страны, а её ослабление и подчинение чужим интересам. Первыми же последствия этой губительной политики ощущают на себе малоимущие граждане.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.