По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Авторы — От имени Общественного совета зрителей МХАТ им. М. Горького — И.К. Новикова (преподаватель), А.А. Селина (студентка), Т.К. Готова (пенсионер), П.Н. Кочан (строитель), С.А. Котов (менеджер)
Уважаемая редакция газеты «Правда»! Обращаются к вам члены Общественного совета зрителей МХАТ им. М. Горького. Благодарим вас за статьи по поводу более чем тревожной ситуации в нашем родном МХАТ. Совсем недавно, в номере за 5—6 марта, было опубликовано письмо наших товарищей, поклонников этого замечательного театра. Письмо предваряло событие, которое вот-вот должно было произойти, которого ждали чуть ли не весь коллектив МХАТ и его верные зрители: увольнение в связи с окончанием срока полномочий главного режиссёра театра Г.А. Полищук. Был уже подготовлен приказ, подходил срок, но… увольнение не состоялось.
Да, увы, но это так. В причинах ещё придётся разбираться. А пока поясним читателям, почему это решение уже перезрело и почему его так ждали многие.
За время работы во МХАТе Галина Полищук со своими неумелыми постановками и ярой приверженностью модернистской постдраме продемонстрировала непрофессионализм и полную несовместимость с основами, традициями, ценностями, направленностями данного театра, абсолютное несоответствие его уровню. Об этом хорошо было сказано в упомянутом предыдущем письме (см. №23). Если говорить по большому счёту, то её прозападные, русофобские, «постдраматические» потуги идут вразрез со всем российским, патриотическим, подлинным, что сегодня особенно требуется нашей стране.
Варварское внедрение на сцену МХАТ им. М. Горького этой чуждой ему эстетики, по сути, убивает театр. Безжалостно. Холодно. Равнодушно.
Вспоминается Лермонтов и его «Смерть поэта». Там — об убийце Пушкина, хладнокровном, дерзком, с пустым сердцем, чужеродном, заброшенном к нам на ловлю счастья и чинов, презиравшем земли чужой язык и нравы… Ситуация до ужаса сходная!
Очередной потугой Полищук обещает стать «Евгений Онегин». И это к юбилею великого поэта. Там герои будут кататься на коньках. И бедный Ленский не погибнет трагически на дуэли от руки друга! Нет, это уже устарело, такой тривиальный подход. У Полищук Ленский ОТКИНЕТ КОНЬКИ. Не больше, но и не меньше.
Катание на коньках, «откидывание коньков» — это, конечно, очень способствует пониманию Пушкина и его энциклопедии русской жизни.
У Полищук уже была вода, во всех спектаклях. Это какое-то наваждение, какая-то мистическая практика. И теперь она тоже предполагается, но уже в другом агрегатном состоянии. Какая новизна! Лёд. Холод. Скользкость. Безжизненность. Отстранённость. Равнодушие. Безразличие. Бездушность… Таковы основные истоки «творчества» Полищук, её вдохновители, так сказать. Если это на что-то стоящее вообще может вдохновлять.
Не знаем, что помешало принятию решения о выдворении из истинно русского классического реалистического академического театра совершенно чужеродного для него элемента. Но это стало большой, роковой ошибкой руководства театра, к которому мы не единожды обращались с просьбой навести порядок и установить в театре мир и свойственную его предназначению эстетику.
Исчерпав все ресурсы общения с театром, обращаемся теперь к его учредителю — министерству культуры РФ. Сразу оговоримся, что имеем давнюю предысторию общения с министерством. С нашей стороны были и многочисленные письма, и обращения, и просьбы о личных приёмах. Во всём нам было отказано. Нас не допустили ни к одному должностному лицу. На все наши письма и обращения мы получили написанные как под копирку пустые ответы — ни о чём. По форме — правильно, по существу — издевательство.
И мы хотим напомнить министерству культуры, что оно призвано служить обществу, служить воспитанию в его гражданах высших нравственных качеств, истинной любви к Родине, уважению к её величию и колоссальному созидательному потенциалу. Напомнить, что все бюрократы живут на народные деньги. Напомнить, что в кризисные для театров моменты оно имеет право принимать любые кадровые решения. Напомнить, что прошли очень важные для страны и её народа выборы, которые должны смыть с общества всю пену, всю гнилую скуку, всех приспособленцев и имитаторов, всю чужеродную накипь и утвердить высшие идеалы, выдвинуть лучших людей.
Мы уверены, что все вопросы можно и нужно решать цивилизованно, путём переговоров, когда обе стороны уважают, слышат друг друга и идут навстречу друг другу. И тогда не нужны будут ни обращения граждан наверх, через СМИ, ни пикеты, которые имели место во времена «бояковщины». Слава богу, те пакостные времена миновали. И во многом — не без усилий общественности. И газеты «Правда».
Так услышьте же глас народа и теперь! Эй вы, там! С кем вы, мастера министерства культуры?
Таким как Полищук, не место в театре, являющемся национальным достоянием. В стенах МХАТ должны работать талантливые режиссёры, патриоты своей Родины, бережно относящиеся к классике и традициям театра, не чуждые новизны, но в деликатных, органичных, уместных границах, уважающие и старшее поколение зрителей, и способные увлечь своими постановками молодёжь, тронуть их сердце и разбудить их ум, подвигнуть их к созиданию.
МХАТ не должен становиться прокатной площадкой и не должен дрейфовать в сторону музыкального театра. А то уже и мальчики-капельдинеры в антрактах травят доверчивым зрителям байки о том, что «Сама Доронина» благословила, чтобы МХАТ стал музыкальным театром. Не было этого! А было с точностью до наоборот: Татьяна Васильевна настаивала, чтобы в спектаклях музыка не преобладала, чтобы её было немного, чтобы она только лишь помогала раскрытию главной идеи спектакля. Не более.
И Станиславский, и Немирович-Данченко задумали и строили МХАТ именно как драматический театр. Для музыкального театра у них были другие идеи и помещения. Так что недопустимо сейчас подменять смыслы и установки отцов-основателей и президента театра. Такое не может быть безнаказанным! Убедительно просим руководство министерства культуры, администрацию президента, всех отвечающих на самом верху за культуру в России внять нашим тревогам, почувствовать народную боль, поверить нашим выстраданным посылам и принять необходимые меры для того, чтобы в МХАТ им. М. Горького вернулась созидательная, творческая, позитивная атмосфера, чтобы в него пришли и в нём с удовольствием работали лучшие, заслуживающие того режиссёры, чтобы на его сцене шли и были воссозданы лучшие спектакли доронинского репертуара. То есть чтобы великий театр смог вновь радовать всех своим неизменным патриотизмом, своими высокохудожественными, умными, тонкими, профессиональными, оригинальными, новаторскими, гуманистическими постановками.
Надеемся, что так и будет!
ОТ РЕДАКЦИИ. Если директор В. Кехман вместе с российским министерством культуры сочтут возможным и далее бережно хранить на посту главного режиссёра МХАТ антироссийскую Г. Полищук, то закономерен вопрос: а чью же культурную политику они проводят — своего государства или недружественных к России стран?
Ждём ответа, а точнее — неотложных мер от министра культуры РФ Ольги Любимовой. Напоминая, что и эта ответственная должность тоже ни для кого не закрепляется навсегда.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.