Независимость на прилавке

Независимость на прилавке

Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.

Центральноазиатские элиты превращают суверенитет своих стран в объект торговли и с радостью привечают новых «покупателей». Очередным свидетельством этого стало турне главы британского МИД Дэвида Кэмерона по республикам региона, завершившееся подписанием ряда важных соглашений.

О том, что Запад пытается закрепиться в Центральной Азии, превратив её в опорный пункт против Китая, России и Ирана, «Правда» писала неоднократно. Мы рассказывали о многочисленных визитах в регион американских и европейских дипломатов, об обретении «второго дыхания» многосторонними форматами «C5+1» и «Евросоюз — Центральная Азия». И это не считая активности тех же Франции или Германии, которые, не довольствуясь рамками ЕС, установили собственные контакты с местными элитами. Президент первой — Эмманюэль Макрон в ноябре прошлого года посетил Казахстан и Узбекистан, а канцлер второй — Олаф Шольц незадолго до этого принял в Берлине глав всех пяти республик.

Тем загадочнее была инертность Великобритании — страны, которая со времён колониального владычества над Южной Азией рассматривала регион как зону своих интересов и шла на открытое и тайное вмешательство в его дела. Как оказалось, затишье было временным, и Лондон тщательно готовился к «выходу на авансцену». Подтверждением этого стал доклад с говорящим названием «Страны на перепутье: сотрудничество Великобритании и Центральной Азии». Он был представлен Комитету по иностранным делам Палаты общин британского парламента в конце прошлого года. Документ охарактеризовал политику Лондона на данном направлении недопустимо слабой и без обиняков назвал противодействие влиянию Москвы одной из главных целей.

После этого состоялся обмен делегациями на министерском уровне. В Казахстане побывал министр промышленности и экономической безопасности Великобритании Нусрат Гани, с ответным визитом туманный Альбион посетили представители министерства промышленности и строительства. Результатом переговоров стало подписание дорожной карты о сотрудничестве в разведке и добыче редкоземельных металлов. К налаживанию всесторонних контактов призвала Лондон и киргизская делегация во главе с премьер-министром Акылбеком Жапаровым.

Подвести черту под этими предварительными усилиями и вывести отношения на новый уровень взялся самолично министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон. В конце апреля он совершил турне по пяти странам Центральной Азии. Поставленную Лондоном задачу — создать задел для наращивания влияния в регионе — можно считать достигнутой. За исключением Узбекистана, чей президент Шавкат Мирзиёев перед приездом гостя взял отпуск, Кэмерона принимали на высшем уровне.

Дипломат привёз из поездки внушительный перечень достигнутых договорённостей. Наиболее значительное из них — соглашение о стратегическом партнёрстве, подписанное с руководством Казахстана. Как сообщается, документ «послужит правовой основой для развития двустороннего сотрудничества в ещё более широком спектре областей, включая образование, критически важные минералы, изменение климата, финансы и деловую среду, оборону и безопасность, науку и технологии, культуру, а также связи между людьми». «Я уверен, что этот всеобъемлющий документ заложит качественно новую основу для расширения нашей многогранной двусторонней повестки дня», — заявил по этому поводу президент республики Касым-Жомарт Токаев. Свои филиалы в Казахстане откроет ряд британских вузов, компания Carpark Transformer намерена построить здесь станции зарядки электромобилей, а фармацевтический гигант AstraZeneca локализует в стране производство лекарственных средств.

С Киргизией подписана дорожная карта двустороннего сотрудничества на 2024—2026 годы, с Узбекистаном — меморандум о взаимопонимании в транспортно-инфраструктурной сфере. На переговорах с руководством Таджикистана Кэмерон обсудил открытие прямого авиасообщения и отправку трудовых мигрантов на сезонные работы в Великобританию. Наконец, в ходе дипломатического вояжа были презентованы общерегиональные инициативы. Среди них — создание двух инвестиционных фондов, нацеленных, как утверждают в Лондоне, на поддержку малого бизнеса и проектов в области «зелёной» энергетики. Их суммарная капитализация на первом этапе составит 50 миллионов фунтов стерлингов. «Мы хотим поддержать центральноазиатские компании. Британские фирмы и эксперты могут сыграть важную роль в этом», — объявил Кэмерон.

Кроме того, анонсировано двукратное увеличение финансирования международной стипендиальной программы Chevening Scholarships, которая позволит студентам из региона продолжать учёбу в британских вузах. Отдельные инициативы направлены на поддержку преподавателей английского языка и обеспечение учебниками школ и вузов региона.

Практически во время каждой своей остановки Дэвид Кэмерон как заклинание повторял слова о том, что центральноазиатские столицы не должны делать выбор в пользу какой-то одной иностранной державы. В то же время всё содержание турне показывало обратное. Лондон, равно как и Вашингтон, стремится ослабить связи региона с Россией и Китаем. В этом признаётся и сам министр, когда он не скован дипломатическим этикетом. «Мы живём в конкурентном мире. Если вы хотите защищать и продвигать британские интересы, вам надо выбраться за пределы своей страны и конкурировать. Центральная Азия находится в эпицентре крупнейших проблем, которые стоят перед нами, и для Великобритании и региона жизненно важно, чтобы мы способствовали его будущему процветанию», — заявил Кэмерон журналистам перед началом поездки.

Ещё откровеннее высказалась председатель комитета Палаты общин по иностранным делам Алисия Кернс. По её словам, подписанные во время поездки главы МИД соглашения «помогут Великобритании нарастить свою «мягкую силу» и влияние в регионе». «Для расположенных вдоль линии разлома между Россией и Китаем стран Центральной Азии защита их независимости и суверенитета имеет первостепенное значение», — в присущей буржуазным политикам фарисейской манере уверяет Кернс. К слову, и Кэмерон, не особо стесняясь в выражениях, использовал слово «сэндвич» для обозначения региона, граничащего с Китаем и Россией. А во время записи интервью в Туркмении он многозначительно показал на горы, сопроводив свой жест словами, что за ними «всего в 40 километрах» находится Иран. В Бишкеке Кэмерон сообщил журналистам о сотрудничестве с властями Киргизии для недопущения реэкспорта товаров «российской военной машине».

Несмотря на очевидную экспансионистскую направленность усилий Запада, местные власти с готовностью включаются в эту рискованную игру. Во многих случаях они не просто соглашаются с предложениями «пришельцев», но угодливо выдвигают собственные инициативы. Так, министр иностранных дел Киргизии Жээнбек Кулубаев предложил британцам направить инвестиции в разработку редкоземельных металлов и в энергетику. А глава правительства республики Акылбек Жапаров поведал гостям о посещении завода компании Concrete Canvas во время своей поездки в Великобританию. По его словам, Бишкек заинтересован в сотрудничестве с корпорацией, производящей бетонное полотно для систем ирригации. Подобным заискиванием западные страны не преминут воспользоваться для реализации своих далеко идущих планов в регионе.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *