По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Елена Морозова
Серьёзнейшая за последнее двадцатилетие эскалация арабо-израильского конфликта, начавшаяся в октябре 2023 года, по-прежнему остаётся неиссякаемой темой глобальных протестов. На протяжении почти восьми месяцев в мире не утихают акции в поддержку обеих сторон ожесточённого противостояния. Тем не менее статистика свидетельствует о неуклонной тенденции к повсеместному увеличению числа демонстраций в защиту Палестины, участники которых обличают преступления сионистского режима в секторе Газа и требуют положить конец войне в анклаве, где в ходе беспощадных бомбардировок Израиля уже погибли более 35 тысяч человек. Пропалестинскими демонстрациями охвачены не только мусульманские государства, но и страны Запада, причём лидерство по размаху манифестаций и их количеству стабильно сохраняет Великобритания. 30-ю неделю подряд жители туманного Альбиона устраивают митинги и шествия в различных уголках королевства, выражая солидарность с угнетённым и беззащитным народом Палестины.
Очередной всплеск антиизраильских выступлений явился ответом на решение руководства еврейского государства провести полномасштабную наземную операцию в Рафахе — последнем крупном городе сектора Газа, расположенном на границе с Египтом и ставшем пристанищем для полутора миллиона арабских беженцев — вопреки давлению мировой общественности и даже западных покровителей Тель-Авива. Самая мощная манифестация состоялась в Лондоне, где люди разных национальностей и вероисповеданий, неся палестинские флаги, скандировали: «Остановите оккупацию!», «Свободная Палестина!», «Нетаньяху, откажись от Рафа-ха!». Призывая к восстановлению справедливости, демонстранты осудили геноцид в Газе и разрастание боевых действий в анклаве, а также требовали прекратить подпитку сионистов британским вооружением и выслать израильского посла из страны.
Как и в США, в Соединённом Королевстве пропалестинские настроения господствуют в студенческой среде. В частности, учащиеся более десяти британских учебных заведений, включая Оксфорд и Кембридж, по примеру своих заокеанских сверстников, бунтующих почти в 60 ведущих американских колледжах и вузах, разбили на территории кампусов палаточные лагеря в знак поддержки Палестины. А студиозусы Эдинбургского университета даже устроили голодную забастовку.
К слову, некоторые из протестов увенчались успехом. Так, на фоне молодёжного восстания разорвать контракты с израильскими компаниями пришлось руководству ирландского Тринити-колледжа. Таких же результатов удалось добиться и учащимся лондонского университета Голдсмитс. Ещё раньше, в апреле, приостановить инвестиции в связанные с еврейским государством компании — производители оружия согласился Йоркский университет.
Впрочем, израильская агрессия, направленная фактически на истребление палестинцев, вызывает негодование не только американского и британского студенчества: с 6 мая волна протестов против войны в секторе Газа, обернувшейся гуманитарной катастрофой, захлестнула институты Нидерландов. Началось всё с захвата кампуса учащимися Амстердамского университета, потребовавшего от руководства столичного учебного заведения расторгнуть все узы с еврейскими институтами. Молодые люди разбили лагерь во дворе образовательного учреждения, перекрыв дороги, ведущие к входу в здание. На борьбу с «мятежниками» была брошена полиция, арестовавшая около 140 человек. Однако вмешательство стражей порядка не охладило пыл студентов: уже на следующий день они оккупировали одну из главных штаб-квартир своей альма-матер, перекопали внутренний двор, где возвели баррикады из обломков казённой мебели. Власти, как ни странно, в происходящее не вмешивались.
И.о. главы минобразования королевства Роберт Дейкграф призвал руководство вузов установить «чёткие границы» для протестующих. Как заявил министр, нет ничего предосудительного в том, что учащиеся критически мыслят и выражают свою позицию, однако им не следует запугивать других людей (речь о студентах-евреях) и нарушать процесс обучения. Дейкграф посоветовал пропалестинским активистам найти «тонкий баланс» в своих действиях.
Вслед за Амстердамским университетом антиизраильские волнения вспыхнули в Утрехтском. Для разгона 150 молодых людей, установивших палатки и соорудивших заслоны рядом с главной библиотекой вуза, вновь привлекли правоохранителей.
А на днях в столице Нидерландов состоялась общенациональная акция, в рамках которой студенты и преподаватели различных университетов покинули аудитории и вышли на улицы с флагами Палестины и антиизраильскими плакатами, выступая против конфликта в секторе Газа и жестокости силовиков при подавлении в стране демонстраций палестинских сторонников. После этого мероприятия, завершившегося столкновениями манифестантов с блюстителями порядка, палаточные лагеря, помимо Амстердама и Утрехта, выросли рядом с университетами в Гронингене, Маастрихте, Неймегене и Эйндховене.
Кстати, беспорядки зафиксированы и в соседней Бельгии: в кампусе Брюссельского свободного университета студенты заняли здание вуза и затеяли потасовку с учащимися-евреями.
Ещё одним долгоиграющим протестом оказалось восстание европейских фермеров, в котором заглавную партию изначально исполняли польские крестьяне. В середине мая, после недолгого затишья, сельхозпроизводители республики, вступившие в активную борьбу за свои права ещё в ноябре 2023 года, вновь громко заявили о себе. Около 200 тысяч тружеников деревни, а также представители других отраслей промышленности съехались в Варшаву со всей Польши для участия в масштабном марше против аграрной политики властей и негативного влияния европейских правил на отечественное сельское хозяйство. Главным поводом для недовольства послужил «Зелёный пакт для Европы» (ЗПЕ) — экологическая стратегия евросообщества, направленная на достижение к 2050 году её членами нулевого выброса парниковых газов за счёт отказа от использования ископаемых источников энергии и сырья в пользу возобновляемых. По мнению главных кормильцев страны, насаждаемый Брюсселем «зелёный курс» обернётся пагубными последствиями не только для их сектора, но и для всей польской экономики, поскольку отразится на домохозяйствах и расходах населения.
Размахивая национальными флагами, участники многочасового мероприятия, стартовавшего на Замковой площади перед ратушей, прошли по центральным улицам столицы с транспарантами: «Долой «зелёную» повестку!», «Пусть Брюссель жрёт червяков, мы же предпочитаем шницель с картошкой». А фермеры из города Груец привезли на манифестацию фигуру смерти с повязанным на правом рукаве флагом ЕС и косой высотой в несколько метров.
В ходе шествия крестьяне собирали подписи в поддержку организации референдума по вопросу участия Польши в ЗПЕ и устроили митинг перед миссией Европарламента, где представили петицию с требованием пересмотра экологической концепции. Акция завершилась на улице Вейска, где находится здание сейма. Кстати, накануне марша группа тружеников земли, возмущённая отказом представителей правящей коалиции провести с ними переговоры, устроила сидячую забастовку рядом с парламентом и, угрожая голодовкой, потребовала встречи с премьер-министром. «Мы не одобряем уничтожение сельского хозяйства и непомерную плату за реализацию амбициозных идеологических доктрин ЕС», — прокомментировал ситуацию лидер независимого профсоюза «Сельская солидарность» Томаш Обшаньский.
Как подчеркнули собравшиеся в Варшаве руководители фермерских объединений, их акция аполитична и направлена только против ЗПЕ и его неизбежных последствий — дорогих воды, тепла, вывоза мусора и электромобилей. «Решения, принятые Еврокомиссией, не удовлетворяют аграриев, ведь по сути это лишь ситуативные действия, а разговоры о приостановке внедрения «зелёного курса» — пустая болтовня в преддверии выборов в Европарламент, после которых всё вернётся на круги своя только в худшем варианте», — уверен представитель «Сельской солидарности» Адриан Вавжиняк.
Впрочем, несмотря на отсутствие политической подоплёки у протестного выступления крестьян, к нему примкнули видные деятели крупнейшей оппозиционной и экс-правящей партии «Право и справедливость», в том числе её лидер Ярослав Качиньский и бывший премьер Беата Шидло.
Вновь неспокойно на родине «арабской весны» — в Тунисе, где сотни человек, устроивших демонстрацию в одноимённой столице североафриканской республики, потребовали освобождения находящихся в тюрьме работников СМИ, оппозиционных политиков и общественных деятелей, а также назначения даты президентских выборов, поскольку пятилетний срок полномочий главы государства Каиса Саида, вступившего в должность в октябре 2019 года, подходит к концу. Поводом для очередного взрыва негодования послужил арест юриста Сони Дахмани, известной своей яростной критикой лидера страны, прямо в здании Департамента адвокатов, куда ворвались полицейские. Одновременно правоохранители задержали Мурада Згиди и Борхена Бсайса — журналистов частной радиостанции Ай-Эф-Эм.
Манифестацию в Тунисе поддержали десятки юристов, вышедших на улицы с транспарантами: «Наша профессия не встанет на колени» и «Мы продолжим борьбу».
Дахмани окончательно впала в немилость после того, как на прошлой неделе в одной из телепередач отметила, что «Тунис — страна, жизнь в которой отнюдь не из приятных». Таким образом она прокомментировала заявление Саида, сообщившего о существовании заговора с целью заставить тысячи нелегальных мигрантов из государств к югу от Сахары остаться в Тунисе. После телевыступления опальный адвокат предстала перед судьёй по подозрению в распространении слухов и нападках на общественную безо-пасность, но попросила отложить расследование, однако её ходатайство отклонили.
Последние события лишь усилили опасения оппонентов Саида по поводу прозрачности грядущих выборов на высший госпост. По их мнению, политический климат в стране, где деятельность СМИ ограничена, а известные активисты общественных движений и оппозиционеры, осуждающие авторитарный стиль руководства государством, томятся за решёткой, не подходит для организации президентской кампании. Между тем, указывают аналитики, после второй «жасминовой» революции, свергнувшей Зин эль-Абидина Бен Али, рулившего Тунисом почти четверть века, пресса получила больше свободы, и теперь республика считается одной из наиболее открытых медиа-сред в арабском мире.
Как уже писала «Правда», конфликт между оппозицией и Каисом Саидом усилился через два года после его победы на выборах, когда в июле 2021-го лидер страны в ответ на многочисленные демонстрации недовольных мерами властей по борьбе с пандемией COVID-19 уволил кабмин, распустил парламент, отменил депутатскую неприкосновенность, а через полгода разогнал Высший судебный совет и фактически перешёл к единоличному правлению. Противники президента расценили его действия как госпереворот и нарекли узурпатором.
Про тишь да гладь давно забыли и в Аргентине, где массовое недовольство реформами президента-самодура Хавьера Милея вновь выплеснулось на улицы. По призыву Всеобщей конфедерации труда — ведущего профобъединения республики — в стране прошла общенациональная забастовка в знак протеста против экономической программы правительства, принятой в условиях рецессии и галопирующей инфляции. К акции, практически парализовавшей работу наземного и воздушного транспорта, присоединились крупнейшие профсоюзы, вследствие чего были закрыты школы, банки, почта, а медучреждения оказывали только неотложную помощь.
По мнению инициаторов стачки, проводимые и планируемые правительством преобразования, в том числе изменение трудового законодательства и резкое сокращение госрасходов, ущемляют права рабочих. На фоне инфляции, с января уже превысившей 50%, профсоюзы ожидаемо потребовали увеличения зарплаты.
Это уже вторая всеобщая забастовка с момента вступления «популиста с бензопилой» в должность президента 10 декабря 2023 года. Первая, как уже писала «Правда», состоялась 24 января. По данным властей, за пять месяцев по стране в общей сложности прокатилось более 100 акций протеста, в том числе несколько стачек педагогов, водителей автобусов, железнодорожников и сотрудников авиасферы.
Накануне общенациональных антивластных выступлений более 30 общественно-политических движений, включая Союз работников народного хозяйства и «Рабочий полюс», устроили манифестации по всей Аргентине — даже в районе, где расположена загородная резиденция главы государства Кинта де Оливос. Препятствовать акциям, в которых участвовали тысячи человек, пытались федеральная полиция и жандармерия.
В столице Буэнос-Айресе протестовавшие намеревались добраться до Каса-Росада, дворца главы государства, несмотря на его отсутствие (взбалмошный либертарианец находился с визитом в США), но были остановлены правоохранителями. Демонстранты возмущались нехваткой продовольствия для столовых, наблюдающейся по всей стране с момента прихода к власти нынешней администрации, а также неизбирательным прекращением программы социального трудоустройства, охватывавшей более миллиона человек.
Тем временем в столице Каталонии испанские антифашисты провели марш против преступлений НАТО. Несогласные с агрессивной политикой Североатлантического альянса и их союзников вышли на улицы Барселоны, чтобы почтить память погибших в Югославии, Сирии, Донбассе, секторе Газа и везде, где «оборонительный» блок развязал кровавые конфликты. Участники акции принесли с собой фотографии мирных жителей, убитых в ходе натовских войн, а также флаги Луганской и Донецкой республик — одном из последних мест злодеяний североатлантистов.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.