Защита прав: объять необъятное

Защита прав: объять необъятное

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Татьяна Офицерова

11 июня Госдума обсудила доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2023 год и поручила комитетам рассмотреть содержащиеся в нём предложения по совершенствованию федерального законодательства. В свою очередь депутаты обратились к омбудсмену Татьяне Москальковой с просьбой поддержать и их идеи о том, как добиться соблюдения прав граждан.

  Всё правильно. У парламентариев и у омбудсмена задача единая — представлять и защищать права граждан России. Вот и аудитор Счётной палаты, давая свою оценку докладу уполномоченного, подчеркнула: «Представленные факты указывают, что права гражданина находятся под защитой государства». А от кого, собственно, государство защищает их? От самой системы, разделившей людей на элиту, средний класс и обездоленных? Или от управленческой беспомощности, сводящей на нет потуги государства наделить всех равными правами? Или от тех недобросовестных чиновников, что чинят произвол и вершат судьбы людей по своему усмотрению? В законе сказано, что уполномоченный должен выявлять нарушения со стороны органов власти и должностных лиц. Но не всегда получается действовать в этих строго определённых рамках.

В минувшем году к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило 93 тысячи обращений. Это почти на 14 тысяч больше, чем годом ранее, а по сравнению с допандемийными годами — в 2,3 раза больше. Этот показатель роста свидетельствует не только о востребованности института уполномоченного, аппарат которого, кстати, не расширяется, но и о правовом неблагополучии наших граждан. К счастью, увеличилось и число тех, кому удалось помочь: персонально 17 тысячам граждан и 87 тысячам по коллективным обращениям.

30 тысяч обращений поступило от участников СВО и членов их семей. Значительная часть связана с вопросами возвращения из плена, установлением мест нахождения родного человека, который выполнял воинский долг, с возникающими социальными и гуманитарными проблемами.

Меньше стало жалоб, сопряжённых с получением дошкольного и профессионального образования, с обеспеченностью лекарственными средствами, с необоснованным увольнением или нарушениями в оформлении трудовых отношений. Увы, по-прежнему много обращений по жилищной теме: не переселяют из аварийного жилья, детям-сиротам не предоставляют квартиры и так далее. За прошлый год институт уполномоченного по правам человека помог более 10 тысячам граждан добиться ремонта домов, признания некоторых из них аварийными, сократить сроки расселения.

Также не снижается количество обращений, вызванных нарушениями в уголовном судопроизводстве. 16,5 тысячи таких обращений поступило к омбудсмену. И указанные в них сведения о вынесении необоснованных и незаконных постановлений об отказах в возбуждении уголовного дела, о разумных сроках расследования и содержания под стражей чаще всего подтверждались. Две с половиной тысячи участников уголовного процесса при поддержке института уполномоченного смогли восстановить свои нарушенные права. Удалось отменить более 400 постановлений об отказах в возбуждении уголовного дела. По вопросам защиты прав в местах принудительного содержания поступило порядка 5 тысяч обращений — здесь наблюдается тенденция к снижению.

Председатель комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов обратил внимание федерального уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой на круг тех проблем, с которыми постоянно сталкиваются люди, живущие в сельских труднодоступных и отдалённых территориях, а также коренные малочисленные народы: высокие тарифы на услуги ЖКХ, топливо, дороговизна продуктов питания, вопросы транспортной доступности, экологии, качества медицины, образования. Какие конкретные законодательные решения здесь будут предложены? — поинтересовался депутат.

Уполномоченный по правам человека полагает, что надо расширить количество организаций, которые имеют право поставлять лекарства в сельскую местность. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о выездных фармпунктах. Для горных сельских населённых пунктов нужна программа развития телемедицины, а также необходимо законодательно закрепить понятие труднодоступных территорий, отметила омбудсмен.

Системных решений требует ситуация в Белгородской области и ряде других приграничных областей, считает Сергей Гаврилов, представляющий именно эти территории, подвергающиеся регулярным атакам и обстрелам со стороны ВСУ. «Тысячи людей, наших сограждан, вынуждены покинуть свои дома, потеряв работу, и многие из них сосредоточены в пунктах временного размещения. Там, безу-словно, администрациями и волонтёрами обеспечена не только безопасность, но и медицинское обслуживание, питание. Но вопрос в том, что многие из них, очевидно, в течение долгого времени будут лишены возможности вернуться в свои дома, зачастую сильно разрушенные. И людям надо помочь с трудоустройством, получением жилья. Многие дети, которые остаются ещё на этих территориях, уже четвёртый год на дистанте. Здесь тоже нужны системные меры».

До представления своего доклада Госдуме Татьяна Москалькова встретилась с фракцией КПРФ, где депутаты имели возможность более предметно поговорить о наболевших проблемах. Но и этого отведённого для встречи с фракцией времени не хватило, чтобы пройтись по всем болевым точкам, — слишком уж их много. Вот некоторые из них.

Ирина Филатова отметила установившийся дисбаланс, когда регулирование прав ребёнка осуществляется в конфликте, в противопоставлении с правами родителей, в том числе с таким базовым правом, как воспитание собственных детей. По данным уполномоченного по правам ребёнка, около четверти детей забираются из семей по причине бедности родителей. И финансовая несостоятельность родителей оказывается тем критичным обстоятельством, которое препятствует возвращению детей в семью. Это очень тревожная тенденция, противоречащая заявленной ориентации государства на поддержание многодетных семей.

Ольга Алимова коснулась вопроса изменения миграционной политики. По данным Следственного комитета, в этом году на 70% выросло количество преступлений, совершённых несовершеннолетними мигрантами. Настолько же увеличилось и число случаев выдворения мигрантов из России.

Одновременно участились случаи депортации из России русских, на что обратил внимание Михаил Матвеев. В качестве примера депутат привёл «дело Германа Печатникова», который уехал из Узбекистана в конце 1990-х, спасаясь от русофобии и гонений. Он живёт в России вот уже 25 лет, здесь у него родилось пятеро детей. Но случилось так, что практически сразу по приезде им был утерян паспорт, а новый он оформить не смог. Это теперь и стало причиной выдворения. Депутат Матвеев передал в аппарат уполномоченного документы, связанные с депортацией Печатникова.

Отвечая на вопрос Анжелики Глазковой о количестве случаев обращения омбудсмена в суд для защиты прав граждан, Татьяна Москалькова сообщила, что за последние три года по 50 обращениям из более чем 100 были приняты положительные решения: вынесены оправдательные приговоры, направлены дела на пересмотр. В этом году подано 20 административных исков в связи с невыселением из аварийного жилья и непредоставлением жилья гражданам из категории «дети-сироты». И в 80% случаев также удалось добиться положительного судебного решения.

Мария Прусакова продолжила тему, затронутую самой Татьяной Москальковой, — о 25-процентной надбавке к пенсии селян, отработавших в сельской местности свыше 30 лет. Наблюдается вопиющая несправедливость: те пенсионеры, кто переехал в город или в результате территориально-административной перекройки оказался жителем городского округа, не имеют права на получение этой надбавки. Депутаты-коммунисты и институт уполномоченного по правам человека намерены действовать сообща, чтобы привести правовые нормы к здравому смыслу. Депутат Прусакова внесла в Госдуму соответствующий законопроект.

Сергей Обухов предложил дополнить полномочия омбудсмена возможностью обращаться в Верховный суд для пересмотра наиболее резонансных дел и явных ошибок судебной системы, как, например, дело башкирского подростка, полтора года отсидевшего в СИЗО за ненасильственное преступление, по статье, уголовная ответственность по которой наступает только в шестнадцать лет, или дело лидера коммунистов Владивостока депутата Заксобрания Артёма Самсонова, чьё алиби просто-напросто не рассматривается судами разных инстанций.

Поддержав идею расширения прав института уполномоченного возможностью участвовать в апелляционных и кассационных процессах, Татьяна Москалькова напомнила о весьма полезном опыте советского правосудия, когда за справедливостью выносимых профессионалами решений смотрели народные заседатели, а в процессе участвовали как общественные защитники, так и обвинители. Все это помогало не допускать судебных эксцессов. Суды же присяжных, действующие сегодня в России, очень ограничены, заметила она.

Ренат Сулейманов затронул две темы, касающиеся участников СВО и членов их семей: обмена пленными и розыска без вести пропавших. По мнению депутата, органы военного управления недостаточно эффективно работают в этих направлениях и нужны дополнительные меры для ускорения обозначенных процедур. Его поддержал и Николай Коломейцев, к которому также обращались люди, чьи родные, участвовавшие в СВО, числятся без вести пропавшими, и семьи на протяжении многих месяцев не могут добиться получения пособий.

Владимир Кашин привлёк внимание омбудсмена к проблеме банковского мошенничества, когда люди не только не могут добиться возбуждения уголовного дела и поиска преступников, но и попадают под жёсткий пресс банков и коллекторов, вплоть до отъёма квартиры.

Нина Останина поставила перед уполномоченным по правам человека целый ряд вопросов: о присвоении званий ветеранов СВО бойцам ЧВК; о присвоении инвалидности по причине ранения или контузии; о выплатах пострадавшим от наводнения в Оренбургской области и другие. Татьяна Москалькова обещала оказать содействие в решении этих проблем.

В ходе обсуждения доклада омбудсмена на заседании Госдумы председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина более полно осветила позицию фракции КПРФ по широкому спектру вопросов, связанных с защитой прав граждан.

Выступление Нины ОСТАНИНОЙ от фракции КПРФ на заседании Госдумы 11 июня

Наша фракция КПРФ сыграла особую роль в становлении института уполномоченного по правам человека. Я напомню, что инициатором и разработчиком базового закона об уполномоченном был Анатолий Иванович Лукьянов, в то время председатель Комитета по законодательству. А первым уполномоченным был Олег Орестович Миронов, тоже депутат нашей фракции, коммунист. И хотим поблагодарить вас, Татьяна Николаевна, за преемственность в работе, потому что главное для вас — это человек, независимо от его политических взглядов, статусов, регалий. Об этом свидетельствует и ваш отчёт.

Преамбула отчёта говорит о том, что на первом месте стоит защита социальных прав граждан. 55 процентов всех обращений, сказано в вашем докладе, касается восстановления справедливости в назначении пенсий, пособий. И мы, депутаты, это подтверждаем. У нас тоже очень много обращений о несправедливом начислении пенсий, а особенно много обращений связано с отказом в назначении единого пособия (закон вступил в силу в 2023 году). Это подтверждаем мы, депутаты, сидящие в зале, это подтверждает Счётная палата, указывающая, что 61—62 процента получателей хотя бы одного из пяти видов пособий, которые были до введения единого пособия, сейчас этого пособия лишены. И это подтверждает Генеральный прокурор, когда отчитывался в апреле 2023 года за тот период, который представлен в вашем докладе: 150 тысяч семей восстановлены в праве получения единого пособия.

Значит, что-то не так в системе?

Татьяна Николаевна, поддержите нас, пожалуйста, потому что мы не можем пока ещё убедить профильное министерство труда во внесении изменений в нормативный документ, который определяет критерии получения этого базового пособия. Мы так и будем поддерживать бедность?! Ведь один прожиточный минимум означает, что люди стремятся попасть в категорию бедных, чтобы получать это пособие. По поводу имущества: давайте рассматривать возраст этого имущества. Никуда не годится, когда старенькие «Запорожцы» и «Москвичи» учитываются как наличие двух автомобилей и семье отказывают в пособии.

Или алименты. Неправильно, когда алименты учитываются в доходах обеих семей: и той, где они вычитываются, и той, которая их получает. Татьяна Николаевна, год назад вы уже обращались к президенту с предложением создать алиментный фонд. В этом вопросе у вас большая поддержка среди депутатов Государственной думы: «Справедливая Россия», КПРФ, «Новые люди» — мы все предлагаем сейчас создать алиментный фонд.

Мы благодарим вас за то, что вы из года в год не обходите стороной тему выделения жилья детям-сиротам. Однако проблема не решается. Мы тоже об этом говорим, но, к великому сожалению, никак не можем подвигнуть профильное министерство, которым выступал сначала минпрос, а теперь минстрой, к принятию необходимых мер.

280 тысяч детей-сирот на очереди, 188 тысяч уже получили право на выделение этого жилья. Регионы вносят свои законопроекты, вот сегодня будем рассматривать законопроект Саратовской областной думы, чтобы смягчить критерии на получение жилищного сертификата, но это не радикальное решение проблемы.

Сейчас я просила бы вас поддержать предложение Галины Петровны Хованской. Она проводила заседание комиссии в Ярославле, 40 регионов принимали в нём участие, и все — и депутаты Думы, и региональные политики — сошлись в одном мнении: пока дети-сироты не получат положенные от государства квартиры, надо компенсировать им стоимость наёмного жилья, без социального найма нам просто не обойтись для того, чтобы решить проблемы детей-сирот.

Очень радовались, когда президент издал указ «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Но радость быстро угасла, потому что регионы принимают свои нормативные документы, указы, законы, по которым вводят критерий – один прожиточный минимум. В итоге многодетные семьи лишились, во-первых, льгот на коммунальные услуги, во-вторых — выплаты на проезд каждого школьника к месту учёбы и в-третьих — приобретения одежды. То есть в итоге с выходом указа мы ухудшили положение многодетных семей.

Не только многодетные семьи, но и семьи с одним (двумя) ребёнком не справляются с таким полномочием, как организация отдыха и оздоровление детей. Проблема: сегодня у нас отдыхает только один ребёнок из четырёх. Конечно, это недопустимо. Все бравурные отчёты означают, что дети отдыхают в пришкольных лагерях.

Приняли закон о запрете перепрофилирования. Возьмите, пожалуйста, на контроль проблему. Город Орск, Оренбургская область: перепрофилируют, невзирая на закон, детский санаторий «Южный Урал», издают свой нормативный документ в обход губернатора. Он даже об этом и не слышал.

Ну и ещё одна очень большая проблема. Сегодняшний ваш отчёт совпал с последним днём основного периода сдачи ЕГЭ. Эксперимент, который начался в 2001 году, продолжается. Приводить примеры не стану: нашумевшая воронежская история, липецкая история, Татарстан, Москва. Я называю это экспериментом, потому что до сегодняшнего дня ни Рособрнадзор, ни минпрос не представили нам чёткие правила организации сдачи Единого государственного экзамена. И пошло кто во что горазд.

Слушайте, в 2023 году в Брянске девочка пронесла обрез, и её никакие рамки металлоискателей не остановили. Здесь же у ребёнка нижнее бельё обыскивают. Ну это же ненормально. Мы должны защитить и наших детей, чтобы не унижать их человеческое достоинство при организации сдачи Единого госэкзамена, и, конечно, права наших учителей, потому что сегодня указ от 2012 года о заработной плате учителей тоже не исполняется.

Татьяна Николаевна, мы готовы поддержать ваши инициативы, благодарим вас за поддержку наших инициатив, готовы к конструктивному сотрудничеству.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *