Мастера ненаучной фантастики

Мастера ненаучной фантастики

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Сергей Кожемякин

Свыше трети детей в Таджикистане живут в условиях острой продовольственной бедности. Тревожные цифры заставляют усомниться в заявлениях властей о громадных успехах страны. Между тем факторов, способствующих реальному развитию страны, становится всё меньше.

Народная мудрость, гласящая, что «пустая бочка пуще гремит», хорошо отражает суть политики постсоветских элит. Отсутствие серьёзных достижений компенсируется громкими заявлениями и лозунгами. Вот и президент Таджикистана Эмомали Рахмон превратил недавнюю встречу с деятелями образования и науки в продолжительный монолог о рекордах социально-экономического развития. Слушатели, разумеется, должны были сделать вывод, что всё это — заслуга самого главы государства.

Расчёт авторов доклада состоял в том, что оппозиция, которая могла бы подвергнуть приведённые данные сомнению, в стране фактически отсутствует, а у простых жителей забот и без того хватает. Поэтому реальные цифры перемежались с малозначительными, сомнительными, а то и вовсе фантастическими. К первым можно отнести преподнесённое Рахмоном как важное достижение увеличение числа гостиниц за 33 года с 53 до 227. Ко вторым — обнародованные президентом данные о средней продолжительности жизни в Таджикистане. По его уверениям, она выросла до 76,3 года. В то же время Всемирная организация здравоохранения приводит совсем другие данные — 71,8 года (70,2 года у мужчин и 73,5 у женщин).

То ли умышленно, то ли по собственному невежеству, но готовившие материалы лица подложили президенту свинью. Речь идёт о численности рабочих в советское время. Как заявил Рахмон, тогда в республике действовало 358 промышленных предприятий с 33 тысячами рабочих мест. Истинность этих цифр легко проверить — достаточно, например, открыть выпущенный в 1988 году статистический сборник «Промышленность СССР». На его 113-й странице содержатся данные о численности промышленно-производственного персонала в каждой советской республике. По состоянию на 1987 год в таджикской промышленности было занято 222 тысячи человек, а приведённое Рахмоном число характерно разве что для 1930-х годов. Но использовать для сравнения столь отдалённый период, игнорируя промежуток с 1940-х по 1980-е годы, мягко говоря, некорректно. Зато сразу бросается в глаза поразившая Таджикистан деиндустриализация, ведь, как заявил тот же Рахмон, за годы независимости в промышленности было создано всего 88 тысяч рабочих мест. Добавим, что побасенку о «33 тысячах рабочих» президент повторяет не в первый раз. Эта ложь содержалась и в последнем послании парламенту, с которым он выступил в конце прошлого года. Как видим, поправить «лидера нации» смельчаков не нашлось.

Признаки манипуляции сознанием проглядывают и в откровениях Рахмона, связанных с повышением благосостояния граждан. Если верить его выступлению, уровень бедности снижен с 83 процентов в 1999 году до 21,2 процента в 2023-м. Проверить эти данные проблематично. Агентство по статистике при президенте перестало публиковать подробную информацию несколько лет назад, и судить о бедности можно только по выступлениям чиновников. Например, в 2021 году говорилось о 26 процентах малоимущих граждан, а в 2022 году называлась цифра 22,5 процента.

В то же время есть серьёзные основания сомневаться в соответствии этих данных реальности. Опубликованный 6 июня доклад Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) показал, что 431 тысяча детей в возрасте до пяти лет живут в состоянии острой продовольственной бедности. Это 34 процента населения данной возрастной категории, что ставит Таджикистан между страдающей от многолетнего кризиса и гражданской войны Мьянмой и бедным африканским государством Гамбия. Причём в таких традиционно неблагополучных странах, как Демократическая Республика Конго, Нигер, Гаити и т.д., ситуация оказалась даже несколько лучше.

Как поясняют в ЮНИСЕФ, критерием является отсутствие в рационе ребёнка как минимум шести из восьми групп продуктов питания — молочных продуктов, фруктов и овощей с высоким содержанием витамина А, мясных продуктов и т.д. Такие дети лишены многих продуктов, богатых питательными веществами, в то время как вредная пища прочно входит в их рацион. Это, в свою очередь, не позволяет поддерживать нормальные рост и развитие как в раннем детстве, так и в последующие годы.

Недостаточное государственное регулирование экономики и расчёты на внешнюю финансовую помощь не позволяют надеяться на существенные изменения к лучшему. Об этом говорят и переговоры, которые руководство страны недавно провело с Международным валютным фондом (МВФ). Прибывшую в Таджикистан делегацию возглавила сама директор-распорядитель организации Кристалина Георгиева. По итогам встречи с Рахмоном гостья сообщила о новой программе МВФ для республики. «Мы поддерживаем реформы по увеличению привлекательности страны для инвесторов и улучшению бизнес-климата», — сообщила Георгиева. Ничего хорошего от подобных новостей ждать не приходится. Сотрудничество с фондом, как правило, оборачивается введением мер жёсткой экономии и ухудшением положения самых уязвимых слоёв, включая детей.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *