Ельцин–центр современной России

Ельцин–центр современной России

Где грань, отделяющая историю от актуальной политики? Есть ли рубеж, где, говоря условно, упрощённо, но всё же, слева будет одно, а справа – другое. Автор этих строк, как человек, имеющий отношение и к истории, и к политике, позволит себе высказаться однозначно и определённо: подобная разграничительная черта отсутствует! Её нет. Смешны и нелепы разговоры о том, чтобы абстрагироваться в истории от политических оценок, “примириться” в равной мере со всем, что мы ни обнаружим, обратив наш взгляд на жизнь и судьбу, победы и поражения предшествующих поколений. В тот момент, когда тот или иной сюжет, либо личность перестанут быть актуальными, насущными, ибо борьба вокруг них имеет значение сегодня, здесь и сейчас, всё случится само. И не слышно споров о том, кто же был прав, а кто нет, применительно, скажем, к противостоянию великого князя Василия Тёмного с Дмитрием Шемякой и его братом Василием Косым. А ведь когда-то этот конфликт потряс страну. Не угасли ещё, но определённо поутихли в прошлом крайне бурные споры о Петре. Однако до тех пор, пока гром ушедших в минувшее событий и голоса людей не просто “белый шум”, но способны зажечь сердца и настроить умы тем или иным образом в баталиях настоящего времени, это – часть актуальной политики. Февраль и Октябрь, белые и красные, Ленин, Горбачёв… Всякое будущее выстраивается не на одном только настоящем, этого недостаточно, оно слишком “тонкое”, одномерное, оно – вывод без предпосылки, но также и на прошедшем. А потому не может быть абстрактного увековечения памяти Ельцина – те, кто делает это, предпринимают попытку пронести ельцинское наследие из 90-х прямиком в наше грядущее.

Подавляющее большинство трудового народа России выступает резко против подобного беспардонного навязывания. Последовательно и твёрдо борется с восславлением ельцинизма Коммунистическая партия.

Прежде всякой аналитики, до любых второстепенных слов – краткий отчёт о конкретном деле. 18 июля 2024 года в Москве на Малой Никитской улице состоялась встреча с депутатами от КПРФ разных уровней. Её участники выразили свой протест в отношении планов создания в столице филиала «Ельцин-центра». Встречу открыл и вёл депутат Государственной Думы, секретарь МГК КПРФ Д.А. Парфенов. Перед собравшимися выступили Н.Г. Зубрилин, В.П. Исаков, П.М. Тарасов, А.Г. Селезнев, К.К. Тайсаев, А.А. Ищенко, А.О. Удальцова, А.О. Воронков, В.Р. Родин. В завершающей части мероприятия было оглашено поддержанное всеми собравшимися заявление, фиксирующее однозначную позицию московских коммунистов: «Не бывать Ельцин Центру в российской столице!». А это значит, что протестная кампания только начинается.

Если ты дрожишь от негодования и омерзения при мысли о том, что творили при Ельцине со страной и обществом, то не считай наивно, будто всё осталось позади, и схватка окончена. Приходи сражаться с призраком «святых 90-х» здесь и сейчас! Заколоти своим присутствием осиновый кол в могилу ельцинизма! Чтобы никогда не возродилось к жизни то, что правило в 90-е бал. Не рассчитывай на других! Не выжидай! Не успокаивай себя мыслью, что такого просто не может случиться — мол все всё понимают и не допустят! Когда-то миллионы людей верили, будто все сознают риски, связанные с возможным крушением Советского Союза. Что такая катастрофа просто невозможна, и никто не решится, не пойдёт, не осмелится. Голосовали за сохранение СССР на референдуме — а три человека в Беловежской пуще перечеркнули всё это простым движением авторучкой. На каждую встречу с депутатами, пикет, иную акцию — приходи к Ельцин-центру! Или однажды Ельцин-центр его ценности, идеи и рецепты придут к тебе…

Едва ли есть смысл в рамках данной конкретной статьи подробно останавливаться на биографии «царя Бориса», или даже его времени. Народ давно дал им оценку. Тех, кому нужно бы было доказывать, что ельцинские годы, 90-е – один из самых страшных и позорных периодов во всей истории нашей Родины, фактически нет. Львиная доля населения страны — свидетели, а точнее — потерпевшие. Испытавшие на себе все прелести ельцинизма. Они сами, а также их родные и друзья дышали этим удушливым трупным смрадом всеобщего развала и распада. Тогда, в скорбную эпоху, когда рушились, распродавались за бесценок судьбы миллионов людей…

С другой стороны есть те, кто основал своё текущее благосостояние на эре «большого хапка». Кто наварился, обманув и обокрав других. Кто сделал собственностью труд поколений в ходе приватизации. Кто во всех смыслах родом из 90-х, и потому не сможет никогда до конца осудить их. Разве что лицемеря так, что от зависти зайдётся в центре ада сам отец лжи – Стана. Потому что это значило бы осудить и самих себя тоже, заклеймить собственную основу существования.

Подробно и много написано в самых разных источниках о связях Ельцин-центра, его руководства и кадров, с самыми разными зарубежными «доброжелателями» России, контактах с наиболее одиозными фигурами отечественной политики. О передёргиваниях и прямом обмане на экспозициях Центра, а также в ходе организуемых на его площадке лекций говорил даже господин Михалков в ряде своих «Бесогонов». Всё это отлично известно широкой публике, а в чём-то вовсе успело набить оскомину. Желающие могут легко найти профессионально сработанные материалы, где ознакомятся со всей подноготной. Не этой небольшой статье конкурировать с ними.

Другое побудило автора взяться за перо. Февраль 2022 стал этапным моментов в отечественной истории. Выступив против гегемонизма глобального капитала во главе с США и империалистическим блоком НАТО, Россия отреклась от того места места, которое занимала в сложившемся после распада Советского Союза однополярном миропорядке. Этот факт, а также непосредственно военная необходимость вызвали значительные перемены в отечественной общественной жизни. Государственным руководством были ревизованы многие ранее выносившиеся оценки внутренних и внешних процессов, выдвинуты лозунги, несовместимые с либерально-западнической парадигмой, восхваляющей 90-е как якобы шаг к открытости и свободе. Очень многие ждали от первых лиц чёткого и недвусмысленного осуждения ельцинизма. В самом деле невозможно сочетать современное отношение РФ к притязаниям США на исключительность и «Боже, храни Америку!» Ельцина. И это лишь вершина айсберга. Сколько бы ни пытались вменить величайшую геополитическую катастрофу ХХ века в вину Ленину и его национальной политике, любому здравомыслящему человеку очевидно: в большей степени, чем на ком бы то ни было, ответственность за то, что наша историческая Родина оказалась заживо разрезана на части, лежит на подписантах Беловежского соглашения. А в особенности — Ельцине как главном инициаторе. Всё то, что происходит сейчас на Украине — прямое следствие ельцинских действий и решений. Если бы не ельцинизм, то вопрос о русской ирриденте просто не стоял бы на повестке дня. Каждый убитый в текущем конфликте солдат погиб из-за Ельцина! Многие фронтовики, во всяком случае с нашей стороны, это понимают.

Так почему, вопреки устремлениям миллионов, идя наперекор коллективной воле серьёзно укрепившегося за последние несколько лет гражданского общества, руководство РФ не только не ликвидирует, но укрепляет и развивает Ельцин-центр?Дружном негодование России, её глухой ропот, будто разбивается о стену. Что тому причиной? И главное — какие выводы мы должны из этого сделать, как реагировать?

Начнём с констатации фактов.

Нам регулярно рассказывают, что денег нет – и здесь есть доля истины, экономическое положение страны далеко не блестящее. Нас призывают отнестись с пониманием и затянуть пояса. Что ж, может и в самом деле, так надо? Всё для фронта, всё для победы! Мы уж как-нибудь потерпим – ради державы-то не впервой, выдюжим, а сэкономленные средства пойдут на самое важное, самое нужное. То, что даст возможность нам, наконец, сделать скачок вперёд!

И что же с точки зрения ни много ни мало, а управления делами Президента, достойно получить государственное финансирование? Кому предоставляется площадь в центре Москвы? О, это те же господа, которые получили до того 5 миллиардов «безвозвратных субвенций из федерального бюджета» — Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина». Сейчас модно переводить многие суммы в количество FPV-дронов, которые можно бы было на эти средства изготовить и доставить на передовую. Впрочем, поскольку управленческие решения о выделении средств принимались ещё до СВО, останемся верны старым форматам оценки. Для сравнения бюджет Орловской области, в которой автор этих строк прожил много лет, составляет на 2024 год 49,5 миллиардов. Здесь всё. Больницы и школы, благоустройство, зарплаты бюджетников. Россия воюет. Экономит. Нет средств пенсионерам — к обещанному возобновлению индексации уже очень много вопросов. Нет средств, невзирая на все заявления о приоритетной важности демографии, на достойные пособия по уходу за ребёнком – будем убеждать на голубом глазу людей, что 50 рублей в месяц – это норма. Нет средств на реализацию в полном объёме майских указов Путина (да и целого ряда других его обещаний). На Ельцина – есть!

А зачем вообще нужен Ельцин-центр?

Нам говорят – для увековечивания памяти. В действительности же всё началось с очередной попытки воспроизвести на русской почве кальку с Америки, где существует институт Президентских Библиотек. Последние не являются библиотеками в традиционном смысле слова — скорее, это хранилища документов, записей, коллекций и других исторических материалов, принадлежавших американским президентам, начиная с Герберта Гувера. Вообще же создатели Ельцин-центра определённо лукавят. Памяти ради памяти не бывает на свете. Только безумец учит подряд по складам все фамилии, какие найдёт в Большой Советской энциклопедии, или в Вики. Отдельно взятый человек может кого-то помнить, или позабыть. Но в масштабах государства память – это или абстракция, или предельная конкретика, политика, целенаправленный процесс вкладывания в умы людей определённой концепции. Того, что они должны знать и «помнить».

Только так!

Нет равной и нейтральной памяти для всех. Есть лицемерие. Есть политическое руководство, которое даёт, либо нет деньги, предоставляет или нет помещения, разрешает и запрещает. Эти люди который год отказываются от самой мысли об установке в Москве монумента в память о жертвах Чёрного октября 1993. Даже не прославляющего их, или борьбу, на которую пошли последние защитники советской власти, а просто фиксирующего факт: они были. Десятки убитых, из танков расстрелянных. Несмотря на прямые просьбы родственников павших — отказы и волокита. Эти люди прикрывают фанерой мавзолей Ленина каждое 9-е мая. Ставят палки в колёса народным инициативам по увековечению памяти И.В. Сталина – генералиссимуса Победы, даже когда ни копейки не требуются от бюджета, и уже собраны на общественных началах пожертвования. Говорят – мол имя Сталина и его дела слишком неоднозначны. Европа (хоть она нам теперь не друг и даже уже не партнёр, а всё равно как на неё не оглянуться?) не поймёт. Трижды замученные тираном, но всё ещё живые аж в 2024 жертвы аборта репрессий возмутятся. Не надо Сталина. Надо Ельцина! Он же самая непротиворечивая и однозначная фигура в истории России! Впрочем, так и есть – резко негативно к нему относится подавляющее большинство населения нашего Отечества.

И отечественному правящему классу, это отлично известно. Всё они понимают. Да, нередко эти господа руководят страной, не зная её, не чувствуя под собой. Не удивительно, ведь многие ещё недавно бывали здесь лишь наездами из Лондона или Ниццы. Но то, что Ельцин крайне непопулярен, даже для них – железный факт. Так зачем? Для чего? Просто чтобы подразнить гусей? Так не действуют в реальной политике. Тем более в военное время. Типичное освоение средств, распил? Нет. Всё же их выделяется не так уж много – есть много более аппетитные и менее рискованные куски, которые можно помаленьку объедать без лишних пыли и шума. Например таким лакомым куском до недавнего времени являлись очистные сооружения на Волге. Резонанса и общественного внимания куда меньше, а денег в разы больше.

Откуда же прорастает, будто плесень, Ельцин-центр?

Прежде всего, важно понимать – это не случайность. Причина проста, и она в том, что ельцинизм – ясли нынешней власти. Да, даже теперь. Они оттуда вышли, из этой шинели выросли. Из 90-х, а главное – из приватизации. И генетическую связь разрушить невозможно. Разве только иногда по необходимости скрывать родство, прятать его, чтобы не мешало взаимодействовать с массами, поднявшимися для защиты Родины. Но время от времени нужно давать сигнал заинтересованным лицам: нет-нет, мы вовсе не забыли, мы помним. О чём? Да о том, что именно Ельциным был начат этот проект под названием Российская Федерация, и по сию пору здание её, хоть и проведён новым хозяином косметический ремонт, покоится на прежнем фундаменте. Базисе – в том числе в марксистском смысле этого слова. При Ельцине произошёл передел собственности, в нём – начало тех, кто господствует сейчас. И там же – конец, если допустить, что ельцинский период будет осуждён. Не формально, а с действительным пересмотром как преступных, нанесших гигантский ущерб стране и народу, принимавшихся тогда решений. Ельцин – центр в основе системы экономических и социальных отношений современной России!

Не так давно в Германии сняли фильм под названием «Он снова здесь» о Гитлере, чудесным образом очнувшемся в нашем времени, в 2014, и с удивлением изучающим не просто изменившуюся, а ставшую едва ли не своей противоположностью страну, которой некогда правил. Вообразите себе, что то же происходит с Ельциным. Итак, он снова здесь, в 2024. Право, увидит ли Борис Николаевич вообще разницу? Заметим ли её мы?

14 августа 1998 Ельцин заявил, что девальвации рубля не будет, уже 17 августа это слово нарушил. Путин своё обещание не поднимать пенсионный возраст подержал несколько дольше, что есть, то есть. В этом, выходит, решающая разница с 90-ми? Во власти и в телевизоре лицо Кириенко. Музыкальный хит Инстасамки «Пампим нефть» отлично подошёл бы ребятам в малиновых пиджаках и с золотыми цепями. Дети людей, некогда строивших пирамиду Мавроди, теперь берут микрозаймы, а их внуки майнят всё новые виды ничем не обеспеченной крипты. Прогресс… Массы вольно стоявших ларьков загнаны под общую крышу торгового центра, построенного на месте завода. А это уже благоустройство…

Позвольте, возразят мне завзятые патриоты, а что же разрыв с Западом!? А Украина, за которую идёт жестокая схватка, и уже десять лет как ставший нашим Крым!? А вся наша вставшая с колен державность!? Господа, уймитесь! При Ельцине тоже бывали вещи, вроде действий 14-й армии Лебедя в Приднестровском конфликте, или броска десантников на Приштину, а Примаков разворачивал самолёт над Атлантикой. Ельцинизм, «святые 90-е» – это в первую очередь про катастрофическую разруху внутри страны (из которой, к слову, часто проистекала и внешняя слабость). Про вседозволенность одних и бесправие других. Про разрушенные социальные лифты. Про разделённое классовыми границами так жестко, как будто колючей проволокой, общество – и по одну её сторону жизнь другой просто с трудом могут себе представить. Разве сейчас не так?

Конечно, различия существуют. Что по-настоящему изменилось, так это мы — народ России. Начало 90-х трудящиеся прошли с ощущением дезориентации и шока от великого, беспрецедентного обмана. Вторая половина ельцинской эры стала временем тотального недоверия и давящей безнадёги. Советские люди не умели жить в агрессивной капиталистической середе, были страшно травмированы ею и перешли к самым примитивным, но именно потому худо-бедно работающим в любых условиях стратегиям выживания — индивидуальным или в лучшем случае семейно-клановым. Но вот минула без малого четверть XXI века. И мало помалу, адаптируясь к окружающей действительности, наш человек вновь поверил в силу солидарных действий. Всё чаще и шире работает электронное «сарафанное радио», давая огласку самым вопиющим проявлениям произвола имущих. Возникают независимые профсоюзы. Казалось бы безудержный процесс атомизации, разделения социума на мельчайшие парциллы, которыми потом так легко можно манипулировать, с большим скрипом, тяжко, однако же повернулся вспять. Последний три 2,5 года сделали для преодоления 90-х больше, чем предыдущие 20. Потому, что люди продемонстрировали свою готовность объединяться, чтобы защищать. В первую очередь страну — и это уже много. Но всё чаще — и себя тоже. Прямо сейчас фронт рождает множество кровью спаянных коллективов, бесстрашных и несокрушимых в своей сплоченности. И это непременно в будущем окончательно перевернёт Россию, счищая с неё остатки ельцинской копоти.

Возвращаясь же к теме статьи, попробуем предположить, когда, наконец, окажется закрыт Ельцин-центр? Тогда — и только тогда — когда будут сокрушены воздвигнутые при Ельцине столпы, на которых покоится материальное благополучие десятков и сотен, обретенное ценой нищеты и бесправия тысяч и миллионов. До этого момента любые жесты правящего класса окажутся лишь дымовой завесой. И существует единственная сила, способная выступить авангардом подлинных перемен. У живого Ельцина был один грозный противник, полновесная альтернатива его курсу и декларируемым им целям. Это Компартия. Вот ось реального конфликта. Два противоположных полюса. Коммунисты против “демократов”, “реформаторов”, приватизаторов. Против реставрированного капитализма.

В тот день закроются навсегда двери Ельцин-центра, когда взлетит вверх пропавшее по ельцинской воле с флагштока Большого кремлёвского дворца красное знамя. Когда трудящиеся вернут власть и собственность. В день, когда 90-е станут историей и прекратят быть политикой. Не раньше. Не позже.

Мизеров Иван

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *