По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Юлия Абухович
Белоруссия стала членом Шанхайской организации сотрудничества. Аналогичным статусом в организации обладают Индия, Иран, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. О том, какие перспективы открывает для республики членство в этом объединении и какие сферы экономического сотрудничества представляют для неё наибольший интерес, корреспонденту БЕЛТА рассказала старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Юлия АБУХОВИЧ.
— Итак, Белоруссия сегодня полноправный, десятый по счёту член семьи ШОС. Какие возможности это приносит для её экономического развития?
— В последние несколько лет наблюдается переход мировой экономической системы в состояние нарастающей разобщённости, обострения протекционизма и активизации санкционных режимов. Процесс деглобализации, то есть восстановления межгосударственных барьеров на путях разного рода обменов, ведёт к дроблению глобальной экономики на блоки разной величины. Белоруссия к такому повороту была подготовлена: республика уже состояла в экономическом союзе — ЕАЭС и в региональной организации ещё более универсальной компетенции — СНГ. С обретением членства в ШОС страна основательно утверждается в одном из самых больших объединений государств — можно сказать, не просто континентального, а субглобального масштаба.
В условиях резкого сокращения доступа к передовым научно-техническим решениям, а также разделения современного мира на обособленные технологические блоки (процесс, получивший название «платформизация») нахождение Белоруссии в одной группе с Китаем, Индией, Россией, Ираном даёт надежду на замещение необходимых ей сложных изделий, ранее приобретаемых в западных странах, на подобные, производимые в странах дружественных. Учитывая продолжающийся второе десятилетие экономический и технологический разрыв США и Китая, в государствах ШОС объективно существует потребность создания производственных структур, аналогичных существующим в западной части мира.
Сближение достаточно разнородных стран в рамках ШОС ведёт к формированию жизнеспособного макрорегиона, способного пережить происходящую на наших глазах фрагментацию мира. По мере необходимости ШОС будет обзаводиться инструментами экономической интеграции, которые помогут более полно реализовать разнообразные возможности его членов, включая теперь и Белоруссию.
— Диверсификация экспорта — одно из направлений, которое мы можем развивать в рамках ШОС.
— В 2021—2022 годах по ряду причин, преимущественно экзогенного характера, произошла географическая концентрация внешней торговли Белоруссии, в том числе её экспорта. За эти годы сильно выросла доля в белорусском экспорте нашего главного торгового партнёра — России: с обычных 40% до 60%. КНР уже который год стабильно сохраняет второе место среди более чем сотни государств — импортёров белорусских товаров с долей примерно 7%, и она будет расти по мере превращения Китая из мировой фабрики и крупнейшего экспортёра в гигантского потребителя импорта.
Вынужденная географическая концентрация позволила предотвратить экономический кризис в нашей стране, но для развития нужно двигаться дальше и переходить к многовекторной внешнеторговой политике, естественно с поправкой на сложившуюся ситуацию в мире. Это будет не возвращение к прежней экономической открытости, а избирательная активизация на определённых направлениях.
Торговые потоки с рынков стран Запада и Украины к настоящему времени полностью переориентированы, поставки в дружественные страны растут. По данным министерства экономики, доля этих стран в белорусском экспорте в 2023 году увеличилась на 14 процентных пунктов, поставки в страны Азии выросли в 1,5 раза. Особое место в экспортных планах белорусского правительства занимают государства Африки, причём некоторые из них (на данный момент — Алжир и Египет) проявляют значительный интерес к работе ШОС.
— Что Белоруссия может предложить партнёрам по организации? Как будет развиваться сотрудничество со странами — членами ШОС?
— Все страны ШОС, и Белоруссия не является исключением, достаточно разные, обладают определённым своеобразием и интересны друг другу. Глава белорусского государства, выступая на саммите Совета глав государств — членов ШОС констатировал, что уже сейчас у стран-партнёров есть взаимовыгодные проекты в энергетике, транспорте и логистике, финансах и промышленной кооперации. Он особо подчеркнул значение продовольственной безопасности, указав на то, что вызовы в этой области исходят как от традиционных факторов, таких как изменение климата и природные катаклизмы, так и от искусственных барьеров, в том числе незаконных санкций в отношении минеральных удобрений, техники, средств защиты растений, маршрутов поставок.
У Белоруссии имеются компетенции и опыт в различных аспектах продовольственной проблемы, в чём уже убедились многие страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Решение этой проблемы, по-прежнему злободневной для многих народов мира, может стать первым весомым вкладом нашей республики в качестве нового полноправного члена ШОС.
Страны ШОС нам хорошо знакомы, это традиционные для Белоруссии рынки, но от этого не менее перспективные. В сумме на них приходится почти три четверти белорусского экспорта. В географическом разрезе самым перспективным направлением остаётся российское, где происходит не просто наращивание экспорта, а совместное импортозамещение со строительством объединённой экономики двух стран-союзниц. С другими государствами — членами организации сотрудничество будет в обозримом будущем преимущественно торговым, и вовлечение их в более тесное и сложное экономическое взаимодействие является для нас новой захватывающей задачей.
— На саммите ШОС в очередной раз прозвучало предложение о создании собственного расчётно-платёжного механизма. Насколько эта инициатива реализуема?
— Ограничение возможностей платежей в долларах и евро серьёзно осложняет ведение внешнеторговой деятельности, поэтому тема создания системы расчётов в национальных валютах звучит в ШОС уже не первый год. Традиционно наиболее активен в её продвижении Иран, но постепенно круг заинтересованных государств расширяется.
Проблема актуальна не только для государств, ставших объектами санкций. Нужно, как говорится, уходить от доллара. Использование во взаимных расчётах участников организации национальных валют в последние годы растёт и потребность в таком механизме становится всё более явной.
В случае появления в ШОС собственного платёжно-расчётного механизма произойдёт несколько позитивных перемен. Во-первых, снизятся риски прерывания финансовых транзакций, потенциально вплоть до полного отключения банков от всемирной системы обмена финансовыми сообщениями. Во-вторых, сократится потребность в валюте стран, предпринимающих недружественные действия и, тем самым, проблема с ликвидностью. Наконец, ещё больше укрепятся связи со странами, сохраняющими с Белоруссией взаимовыгодные торгово-экономические отношения.
Технически создание платёжно-расчётного механизма вполне осуществимо. Здесь есть несколько практических возможных решений, в том числе стыковка национальных систем передачи информации и совершения платежей посредством сетевых шлюзов или выпуск безналичного платёжного средства, которое можно создать по принципу клиринговых взаиморасчётов, и создание соответствующего межбанковского кредитно-расчётного центра.
— Логистический вопрос также остаётся одним из важных. Что вступление в ШОС значит для Белоруссии в контексте этого направления?
— В сложившихся геополитических условиях международные перевозки претерпели заметные изменения. Из-за распространения санкционных режимов и роста рисков безопасности (например, в Красном море) перемещение людей и грузов стало дольше и дороже, образовались новые маршруты взамен проверенных, но утративших прежнюю привлекательность. Эксперты отмечают повышение роли мультимодальных транспортных решений, сохранение важности зарубежных торговых домов в цепочках поставок и спрос на услуги логистического аутсорсинга для минимизации санкционных рисков.
Белоруссия, насколько это было возможно, минимизировала потерю традиционных логистических схем. Благодаря тесным связям с Россией мы сохраняем доступ к внутриконтинентальным перевозкам и к портовым мощностям государства-союзника с экономически эффективными условиями перевалки грузов.
Республика Беларусь испытывает недавно возникшие сложности с перемещением товаров в южноазиатском направлении. Возможно именно в рамках ШОС удастся ускорить реализацию проекта международного транспортного коридора «Север — Юг», призванного связать Россию, Иран и Индию, а также страны-соседи. Пока Китай не проявляет большого интереса к данной инициативе, но есть вероятность, что логика повышения связности пространства ШОС возобладает над соображениями его конкуренции с Индией и Ираном в транспортно-логистической сфере.
В этом плане важно отметить, что Белоруссия больше не транзитная страна, как мы привыкли считать. Сегодня мы — интегральная часть колоссального незападного экономического пространства «мирового большинства». Наша новая многовекторность, складывающаяся после успешного начала разворота на Восток и Юг, прочно встраивает Белоруссию в сообщество дружественных стран, совместно решающих задачи развития в трудных условиях политической и экономической фрагментации современного мира.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.