Из дымовой завесы — советские бронекатера

Из дымовой завесы — советские бронекатера

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Олег Дементьев

16—17 августа 1944 года, 80 лет назад, советские войска провели десант на Чудском озере, завершив освобождение Псковского края от немецко-фашистских захватчиков.

  Прорвав блокаду Ленинграда, советские войска двинулись на запад, освобождая оккупированные территории Псковского края Ленинградской области. В феврале 1944 года взметнулись красные флаги в советских райцентрах Гдове, Плюссе, Стругах Красных, Дедовичах, Порхове.

Бойцы 128-й стрелковой дивизии в это время предприняли снежный десант на остров Пийрисаар и северо-западное побережье Чудского озера, но неудачно. Командир отдельного лыжного батальона 128-й стрелковой дивизии, член ВКП(б) майор Владимир Бурунов вспоминал о тех днях, оставивших зарубку на сердце: «Наконец-то наша мечта осуществилась: несколько суток мы отдыхали в тёплых подборовьинских избах. А 24 февраля утром наш лыжбат сделал повторный рейд к Пийрисаару, имея задание выбить оккупантов с острова. И, наконец, скоро выяснилось, что для одного батальона такая задача явно не под силу. А тут ещё на нашу беду отчаянно распогодилось, снежная поверхность озера заискрилась-засверкала. Но любоваться изумительным пейзажем нам помешали «мессершмидты» и вражеская артиллерия. При отличной видимости мы представляли для них на ровной снежной поверхности прекрасную мишень. Под артобстрелом и бомбёжкой, под обстрелом с воздуха из пулемётов мы добрались до небольшого островка и рассредоточились на нём, замаскировались в кустах и зарослях камыша. Этот островок и спас наш лыжбат от полного уничтожения. С наступлением ночи вернулись в Подборовье, понеся значительные потери.

Разумеется, на уровне батальона об истинных целях командования мы могли и не знать. Возможно, оно и не надеялось, что лыжбату удастся средь бела дня вышибить противника с острова, а цель операции, видимо, была иная: во-первых, выяснить, какими силами противник вновь закрепился на Пийрисааре; во-вторых, в порядке дезинформации продемонстрировать врагу, будто мы упорно стремимся вернуть этот важный плацдарм уже в ближайшее время.

После повторного возвращения в Подборовье нам дали короткое время для отдыха и приведения себя в порядок. Затем мы опять стали на лыжи — и последовали утомительные ускоренные марши.

Наше место было не в тылах дивизии, а в её авангарде».

За эту операцию майор Владимир Бурунов, уже имевший медаль «За оборону Ленинграда», 12 марта 1944 года награждён орденом Красного Знамени. Офицер прошёл Советско-финляндскую войну, отчаянно сражался на фронтах Великой Отечественной. 52 дня в 1943 году провоевал в штрафной роте, но затем был восстановлен в звании и вернулся в родную часть. 1 августа 1944 года отважного офицера наградили орденом Отечественной войны I степени.

Из боевых донесений: «24.02.1944. противник при поддержке артогня и большого количества авиации усиленно атакует наш гарнизон на острове Пийрисаар и к 8.00 занял островную деревню Саарекюла. Ночью наши войска окончательно оставили остров.

18—25 февраля 1944. Командование армии и фронта отказалось от форсирования на данном этапе крупными силами Чудского озера. Однако нам очень важно было, чтобы у противника создалось мнение, будто мы намерены повторить попытку, притом новая операция будет куда более крупномасштабной. Это приковало бы к направлению Тарту — Пийрисаар значительные силы группировки «Север».

С целью дезинформации противника в прибрежных лесах мы жгли костры, гоняли взад и вперёд грузовики, на мощной говорящей установке (МГУ) прокручивали специальные пластинки, имитирующие гул движущихся танков, звон лопат и стук топоров, ржание лошадей и так далее. Этим занимались оставленные для охраны побережья части УРа, а 128-я дивизия с боями продвигалась дальше на юг, к Пскову».

Линия фронта проходила по льду Чудского озера. 18 февраля 1944 года Главный штаб ВМФ запросил штаб Краснознамённого Балтийского флота о возможности переброски 25-го Отдельного дивизиона катеров с озера Ильмень на Чудское озеро. 6 апреля 1944 года приказом наркома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова он был передан в состав Краснознамённого Балтийского флота с оперативным подчинением командующему Ленинградским фронтом. 13 мая 1944 года, когда дивизион находился в Ленинграде, в него передали отряд бронекатеров из состава Бригады шхерных кораблей Краснознамённого Балтийского флота. 18 мая 1944 года передовой отряд дивизиона прибыл по железной дороге в город Гдов Псковского края, расположенный на реке Гдовка, в 2 км от её впадения в Чудское озеро. На следующий день начался спуск плавсредств на воду.

Немцы рассчитывали на собственные силы, сосредоточенные по берегу Чудского озера за линией «Пантера». В северо-восточной части Эстонии 8-й армии Ленинградского фронта противостояла оперативная группировка гитлеровцев «Нарва», входившая в состав группы «Норд». А на озере действовала 4-я флотилия канонерских лодок (4. AT-Flotillie), которая по наличию катеров, канонерских лодок, десантных барж почти вдвое превосходила 25-й Отдельный дивизион катеров Краснознамённого Балтийского флота. Лётчики 9-й штурмовой авиационной дивизии (командир-полковник М.А. Курочкин), имевшей 154 штурмовика и истребителя, совершили свыше 1300 боевых самолёто-вылетов и разгромили основную массу вражеских кораблей, базировавшихся в порту города Муствеэ и других озёрных портах. Основную угрозу намеченному морскому десанту устранили, но не полностью.

В ночь с 12 на 13 июля с базы немецкой флотилии в эстонском Кастре на реке Эмайыги вышли катера КМ-5 (головной), КМ-19, КМ-8 и КМ-29 на патрулирование в северо-восточной части Чудского озера. Одновременно несли патрулирование две группы немецких морских артиллерийских лихтеров (MAL). В 23.30 немецкие катера провели опознавание лихтерами и разошлись в озере.

На просторах озёрной глади несли дозор и советские бронекатера №322 — командир-лейтенант Василий Волкотруб и БК №213 под командованием лейтенанта Александра Смирнова, обнаружившие вражеские суда в кильватерном строю за две с половиной мили. Вражеские катера тоже заметили плавательные средства, которые сначала приняли за своих. Они запросили опознавательные прожектором и получили в ответ «WU», что означает: «Каким курсом мне следовать к ближайшему берегу?». Немцы сделали повторный запрос и вновь получили «WU». Василий Волкотруб скомандовал: «Полный вперёд!» — и катера понеслись к противнику. Возможно, вспомнил о внезапном нападении, что решает судьбу боя.

Стремительный подход в белые ночи стал для немцев незабываемой трагедией. Бронекатер Смирнова вклинился в строй и, ведя стрельбу, смешал все действия, а катер Волкотруба развернулся и, стреляя из пушки и пулемёта, протаранил форштевнем левый борт КМ-8. Часть немецких моряков от мощного удара вылетела за борт, четверых пленили, но двое оказали сопротивление. Один целился из пистолета, но его багром выбил старшина 1-й статьи 322-го бронекатера Василий Борисов, застреливший затем обоих немцев. Обер-фельдфебель Гельмут Майер и обер-ефрейтор Отто Пуль были доставлены в штаб армии. Они сообщили о вооружении катеров типа KM, о своей базе. Лейтенанты Волкотруб, Смирнов и старшина 1-й статьи Борисов были награждены орденами Красного Знамени.

Отдельную бригаду речных кораблей КБФ на Чудском озере 12 августа Ставка ВГК вывела из Ленинградского фронта в 3-й Прибалтийский фронт, которую готовили к наступлению. В город Гдов к капитану 3 ранга А.Ф. Аржавкину была направлена группа офицеров штаба Краснознамённого Балтийского флота во главе с капитаном 1 ранга Н.Г. Богдановым. Несколько позже туда же вылетел и начальник штаба флота контр-адмирал А.Н. Петров. Бригаде было приказано высадить десант в составе 191-й стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии под командованием генерал-майора И.Н. Бураковского на западное побережье Тёплого озера. 128-я стрелковая Псковская Краснознамённая дивизия под командованием генерал-майора Д.А. Лукьянова должна была высадиться на плацдарм во втором эшелоне. В операции участвовали 705-й артиллерийский полк, 320-й гвардейский, 281-й и 228-й гвардейские полки без одного дивизиона, миномётные полки, два пулемётно-артиллерийских батальона, один дивизион самоходных артиллерийских установок СУ-76 (20 единиц), 159-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон и 5-й полк тяжёлых понтонов, отдельные специальные части.

Ночью 14 августа 1944 года Отдельная бригада катеров пришла из Гдова в Раскопельский залив. Через сутки началась посадка на десантные баржи и катера 191-й стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии и 128-й стрелковой Псковской Краснознамённой дивизии в районе устья реки Желча и деревни Пнево. Именно здесь семь столетий назад проходило Ледовое побоище, и дружина князя Александра Невского разгромила Тевтонский орден, в котором почти все рыцари были чистокровными немцами. Среди бойцов Красной Армии эта весть распространилась очень быстро, и они рвались продолжить славное дело своих предков.

— Мой отец Иван Антонович Дроздов был командиром пулемётного расчёта 272-го отдельного стрелкового десантно-штурмового батальона. Он вспоминал, как стремились в бой десантники первого эшелона. В 5 часов утра месте с ними десантировали бойцы 559-го Нарвского стрелкового полка, автоматчики 487-й отдельной штрафной роты Краснознамённого Балтийского флота, — рассказывал полковник запаса морской пехоты Краснознамённого Северного флота Павел Дроздов. — Для защиты плавсредств и десантников пустили дымовую завесу. Прыгали прямо в воду с криками: «За Родину! За Сталина!» У отца была и личная месть за родную сестру Настю. 19 июля 1941 года её, 16-летнюю, у родного дома в деревне Малые Льзи Плюсского района немецкий фашист застрелил прямо в лицо. В красноармейской книжке солдата Дроздова записаны две благодарности, объявленные ему лично Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным: «За мужество, проявленное при освобождении городов Тарту и Пярну».

Это было позже, а сейчас 487-я штрафная рота атаковала, а рядом с ней — десантники-штурмовики. Они бросились в рукопашный бой в деревне Йыспера (Jõepera (Räpina). К концу дня удерживали плацдарм в 10 км по фронту и до 6 км в глубину. Все контратаки врага с использованием танков и бронетехники отбили.

На второй эшелон десанта оправившееся от неожиданности немецкое командование направило группы люфтваффе по 18—25 самолётов, «мессершмидты» и «юнкерсы» пикировали на катера и тендеры, сбрасывая бомбы. Серьёзные потери были у 546-го стрелкового полка 191-й дивизии. Пошли на дно суда, где находились 3-й батальон полка, санитарная рота, артиллерийская батарея, боеприпасы и продовольствие. 17 августа налёты 1-го воздушного флота фашистской Германии продолжились. У 25-й Отдельной бригады речных катеров затонули семь паромов из четырнадцати, были разбомблены бронекатер, три тендера, два минных катера и два катера-тральщика. Поступил приказ командования Краснознамённого Балтийского флота: срочно восполнить потери и направить в Гдов 6 бронекатеров и 20 тендеров из состава Кронштадтского морского оборонительного района.

Результаты десанта превзошли все ожидания. Советские войска разгромили врага и двигались навстречу 67-й армии. Они участвовали, как и весь 3-й Прибалтийский фронт, в Тартуской наступательной операции громили выру-тартускую группировку противника, создавали выгодные условия для последующего наступления на Таллин с юго-востока. 11 августа 1944 года город Петсери (Печоры) был занят войсками 291-й стрелковой дивизии 116-го стрелкового корпуса 67-й армии 3-го Прибалтийского фронта в ходе Тартуской операции. Это был город, который последним на псковской земле освободили от оккупации.

Одновременно с юга по побережью Чудского озера изгоняла фашистов с псковской земли 86-я стрелковая дивизия 67-й армии. 17 августа в 23.30 с ней встретилась десантная группировка Чудского озера.

Моряки 25-й Отдельной бригады катеров до 19 августа 1944 года осуществили перевозку через озеро ещё двух дивизий: 6425 человек с вооружением, 89 орудий, 81 миномёт 120-мм калибра, 24 автомашины, 137 лошадей, 312 тонн боеприпасов и 40 тонн различных грузов. Они вплотную занялись поддержкой сухопутных войск, освобождавших Эстонскую ССР. В книге «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота» отмечено: «В период подготовки Таллинской наступательной операции 25-я Отдельная бригада речных кораблей, которой командовал А.Ф. Аржавкин, усиленная переправочными средствами инженерных войск фронта, скрытно перевезла через пролив между Чудским и Псковским озёрами более 100 тыс. солдат и офицеров, свыше 1 тыс. орудий, до 4 тыс. автомобилей и много других грузов 2-й Ударной армии. Оперативная группировка сил и средств армии явилась основным из главных условий успешного проведения наступательной операции по освобождению Эстонии».

В ходе разведки моряки уничтожили отряды «факельщиков», сжигавших все селения, находившиеся на берегу. Немцы отступали вглубь Эстонии. Командование бригады предложило командиру 109-й стрелковой дивизии генерал-майору Николаю Трушкину ускорить движение дивизии на запад путём переброски личного состава на кораблях. В два приёма группа катеров перебросила на 20 км стрелковый полк, предварительно разминировав причалы и дороги в местах высадки в районе посёлков Раннапунгерья и Лохусуу в уезде Ида-Вирумаа Эстонии, расположенных на северном побережье Чудского озера, при этом подавив береговую батарею противника.

20 сентября 1944 года было последним днём боевых действий бригады на Чудском озере. После завершения Тартуской и Нарвской наступательных операций фланги 2-й Ударной и 8-й армий соединились, образовав сплошной фронт. Всё побережье Чудского озера было очищено от противника, и необходимость размещения на нём морских сил отпала.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1944 года Отдельная бригада речных кораблей Краснознамённого Балтийского флота на Чудском озере была награждена орденом Красного Знамени, а 14 ноября того же года была расформирована. Она внесла существенный вклад в завершающий этап войны на Прибалтийском направлении, а моряки-балтийцы самоотверженно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Командир Отдельной бригады речных кораблей капитан 2 ранга Александр Фёдорович Аржавкин, ставший в 1931 году членом ВКП(б), за годы Великой Отечественной войны был награждён орденами Александра Невского, Нахимова I и II степеней, Ушакова II степени, тремя орденами Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. В 1946 году он стал Почётным гражданином города Братиславы — столицы Словакии. Сражался в Сталинградской битве, в составе 25-го Отдельного отряда катеров на озере Ильмень и Псковско-Чудском озере, в Дунайской флотилии, принимал активное участие в освобождении Южной и Юго-Западной Европы. Опыт десантирования, полученный на Чудском озере, помог ему впоследствии при проведении Опатовацкого и Вуковарского десантов. 24 июня 1945 года капитан 2 ранга Аржавкин участвовал в Параде Победы на Красной площади.

Так воевали наши предки. Слава о них на века!

— Печорское районное отделение КПРФ отметило 80-летие освобождения города Печоры, участвуя в праздничном шествии к стеле, установленной в честь воинов, где возложили живые цветы. Возглавляли колонну юные барабанщицы. Торжества переместились на площадь Победы, и нужно отметить особый русский дух, которым был пронизан этот праздник. Ведь несколько десятилетий город жил под насильственным отторжением от России. Даже его название изменили в угоду правящей эстонской элиты — Петсери, — говорил первый секретарь комитета Печорского районного отделения КПРФ Дмитрий Богатырёв. — И сейчас государственная граница проходит в полутора километрах от города, откуда возможно вторжение войск НАТО.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *