От «коммуналки» до космоса

От «коммуналки» до космоса

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Татьяна Офицерова

Повестка пленарного заседания Госдумы 23 октября, открывшаяся «правительственным часом» на тему «О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг», завершилась обсуждением проблем космоса. Законодателей не смутил «перепад высот» этих сфер. Для их развития и финансового укрепления выбран общий магистральный путь — привлечение частного капитала.

  С недавних пор «правительственные часы» в Госдуме проходят в новом формате. Если раньше они представляли собой отчёты министерств и ведомств, то теперь парламентарии отталкиваются от конкретной проблемы, для обсуждения которой и приглашаются руководители соответствующих правительственных структур. Основными участниками «правительственного часа», посвящённого вопросам ЖКХ, стали вице-премьер Марат Хуснуллин, министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин и временно исполняющий обязанности министра энергетики Евгений Грабчак.

Где-где, а в ЖКХ проблем хватает. Аварии, случившиеся прошлой зимой, показали, что «коммуналка» находится не просто в бедственном, а в критическом состоянии. Если не принять срочные меры, дальше будет ещё хуже. По данным Счётной палаты РФ, с 2017 года наблюдается тенденция к росту аварийности теплосетей — в среднем на 2,7% в год. Их износ в некоторых городах Подмосковья достигает 80%, а в среднем по стране составляет 43%.

Люди заваливают парламентариев письмами. Только за девять месяцев этого года в адрес Госдумы поступило более 11 с половиной тысяч обращений граждан с жалобами на перебои в водо- и электроснабжении, на недобросовестные управляющие компании, нарушение сроков капремонта, завышенные тарифы, с просьбами о благоустройстве придомовых территорий и т.д. 41% граждан оценивают состояние своего дома критически, а 18% говорят о значительном его ухудшении.

В то время как дома ветшают, тарифы стремятся вверх. По словам председателя комитета Госдумы по контролю «единоросса» Олега Морозова, в ближайшие три года они будут расти быстрее, чем цены на все другие услуги. Согласно опросу на портале «Гос-услуги», 76% респондентов считают стоимость коммунальных услуг высокой, а 43% граждан назвали высокие тарифы основной проблемой жилищно-коммунальной сферы. Значительная часть граждан с низкими доходами тратит на оплату коммунальных услуг пятую часть семейного бюджета. Дабы отвести от парламента критику, главный думский контролёр подчеркнул, что установлением тарифов занимается не Дума, а ФАС и региональные регулирующие органы. Будто не те же представители «Единой России», реализующие установки своей партии, находятся во всех властных структурах.

С 2015 года в ЖКХ пришли концессии, предполагающие взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса. Что из этого вышло, обрисовал всё тот же глава думского контрольного комитета О. Морозов: «Почти 97% концессионных соглашений заключаются на муниципальном уровне, где нет ни достаточных финансовых ресурсов, ни соответствующих полномочий. При этом концессионеры берут кредиты, а серьёзно дорожающие заёмные средства, естественно, перекладываются в затраты, а затем и в тарифы, что влечёт рост задолженности, сравнимый сегодня с годовыми затратами бюджета на всю сферу ЖКХ».

Несмотря на то, что в течение девяти лет игра шла преимущественно в одни ворота, власть и сегодня рассматривает концессионные соглашения как ключевой механизм привлечения внебюджетных средств. Нужно только изменить правила, говорят «единороссы» вслед за правительством. Уже готов законопроект, по которому все ресурсоснабжающие организации обязаны иметь свои инвестиционные программы, за исполнением которых будет установлен контроль.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин в своём докладе сделал обзор принятых и готовящихся на федеральном уровне законодательных решений, которые, по его мнению, помогут регионам справиться с возложенными на них полномочиями по содержанию и развитию ЖКХ.

Одним из таких решений должен стать федеральный проект модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Финансироваться федеральный проект будет за счёт казначейских инфраструктурных кредитов, средств федеральной субсидии и списания задолженности регионов по кредитам. Предполагается задействовать и все внутренние ресурсы отрасли, среди которых на первом месте — повышение уровня учёта потребляемых коммунальных услуг. Ставится задача перейти на единые расчётные центры и внедрить единые платёжные документы.

Подготовлен законопроект, который обяжет управляющие организации отчитываться перед жильцами. В случае одобрения поправок минстроя в действующее законодательство собственники жилых помещений смогут участвовать в общем собрании, голосуя в системе ГИС ЖКХ с подтверждением личности на портале «Госуслуги».

Временно исполняющий обязанности министра энергетики Евгений Грабчак, так же, как и глава минстроя, уделил внимание вопросам подготовки к зиме, состоянию отрасли и тем новым вызовам, с которыми ей пришлось столкнуться. В числе последних он назвал «увеличение в два раза за последние три года случаев воздействия на объекты энергетики непроектных нагрузок из-за экстремальных погодных условий, локальный рост нагрузки из-за переориентации экономики, активизации более энергоёмких производств, развитие майнинга, внутренней миграции и туризма, активного перехода на электроотопление».

Из старых бед Е. Грабчак отметил «высокий износ основных фондов, вызванный хроническим недофинансированием отрасли». «За последние десять лет разрыв между инфляцией и индексацией тарифов по распредсети составил 45%, текущий накопленный регуляторный долг — более 150 миллиардов рублей. В итоге мы имеем уровень износа распределительных сетевых активов более 60%», — доложил он. Надо ли понимать слова чиновника так, что причина ветшания сетей — в низких тарифах, не успевающих за инфляцией?

«Продолжается работа по консолидации электросетево-го комплекса», — продолжил Е. Грабчак. К 1 января останется только 498 сетевых компаний вместо 4 тысяч, созданных в результате реформы 2000-х годов. В каждом регионе министерство намерено оставить две-три сетевые компании. Такое укрупнение, по словам врио министра, повысит управляемость сетевого комплекса, позволит внедрить единые высокие стандарты качества энергоснабжения и сэкономить порядка 40 миллиардов рублей, направив их на решение задачи повышения надёжности сетей.

Вопросы от фракции КПРФ докладчикам задали Сергей Левченко, Роман Лябихов и Ольга Алимова.

По мнению члена фракции КПРФ Сергея Левченко, всевозможных стратегий, концепций и прогнозов сегодня много, но нет «стройной схемы развития энергетики». Обратив внимание на появление так называемых дата-центров, предназначенных для размещения серверного и сетевого оборудования и подключения его к интернету, которые в ряде регионов привели к дефициту электроэнергии, депутат посоветовал наложить на майнеров (тех, кто занимается сбором и обработкой информации об операциях с криптовалютой) обязанность самим строить для себя генерацию и сети.

«Да, для майнинга целесообразно отменить недискриминационный подход и стимулировать его в зонах дефицита переходить на собственную генерацию», — согласился Евгений Грабчак.

Роман Лябихов затронул проблему частных котельных, которые достались их нынешним владельцам в результате приватизации основных активов, не связанных с производством тепла, о также о сложностях в работе недавно частично национализированной по решению суда ярославской Территориальной генерирующей компании №2. Комментируя последнее, Евгений Грабчак сообщил, что сейчас этот актив передан в управление более радивому собственнику — дочерней компании «Газпром», которая и разбирается с накопившимися проблемами по недофинансированию, большому износу и нехватке тепловых мощностей.

Ольга Алимова подняла вопрос о многочисленных нарушениях и махинациях со стороны управляющих компаний.

От фракции КПРФ на «правительственном часе» выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Роман Лябихов.

Подытожил итоги «правительственного часа» вице-премьер Марат Хуснуллин. Его заявление о том, что надо пересмотреть межбюджетные отношения, потому что регионы не смогут софинансировать свою часть обсуждаемой сейчас программы пространственного развития, было встречено аплодисментами. О необходимости исправления сложившейся уродливой системы межбюджетных отношений коммунисты говорили на протяжении долгих лет.

Потеря Роскосмосом международных контрактов поставила госкорпорацию в затруднительное финансовое положение. Однако, вместо того чтобы прислушаться к КПРФ, которая предложила бюджет развития, превосходящий минфиновский на 9 триллионов рублей, «единороссы» тащат в космос частный капитал. Группа сенаторов-«единороссов» и депутаты трёх фракций Госдумы — «Единой России», ЛДПР и «Новых людей» — внесли в Госдуму законопроект о выпуске облигаций Роскосмоса.

Если реклама на ракетах, недавно узаконенная по инициативе парламентского большинства, давит морально, ущемляя национальную гордость, то вот идея о выпуске Роскосмосом облигаций, обеспеченных имуществом и активами корпорации, вызывает серьёзную тревогу за будущее российской космической отрасли. Некоторым это напомнило залоговые аукционы 30-летней давности, когда государство брало в коммерческих банках кредиты под залог имущества стратегических предприятий. В результате целые отрасли оказались в руках частного капитала, а мы потеряли страну. Неужели история повторяется?

В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что «возможности российской банковской системы по предоставлению долгосрочного финансирования с низкой процентной ставкой существенно ограничены», что лишает космическую отрасль свободных средств и развития. А разве это не результат «совместного политического творчества» Центробанка и финансового блока правительства? В программной статье лидера КПРФ Геннадия Зюганова «Нам нужен бюджет Победы!» говорится: «Непомерно раздутая кредитная ставка тормозит экономическое развитие, рост производства, технологическое обновление предприятий; душит страну, средний и малый бизнес, обесценивает увеличение бюджетных ассигнований в экономику».

Но «партия власти» и её сателлиты не пытаются изменить вектор этой денежно-кредитной политики. Проще сыграть с крупным капиталом в рулетку, поставив на кон судьбу российского космоса. Голосами трёх фракций законопроект был принят в первом чтении.

Выступление от фракции КПРФ Романа ЛЯБИХОВА на «правительственном часе» в Госдуме 23 октября

Сегодня в России более 70% коммунальных сетей нуждаются в капитальном ремонте, в том числе 40% в срочной замене коммуникаций. Об этом коллеги-министры сегодня сказали.

Но мы не услышали о том, что более 12 миллионов домохозяйств в России не имеют централизованного водоснабжения, четверть россиян живут без канализации. В первую очередь, конечно, это сельские территории, на которых проживают сейчас 37 миллионов наших граждан.

Мы много говорили сегодня о городах, но есть и посёлки, которые замерзают зимой. А это, коллеги, наша продовольственная безопасность. Да, безусловно, есть программа развития сельских территорий, но она всех проблем не решает.

Сегодня в рамках обсуждения наши вопросы мы адресуем двум министерствам. Требуем от них финансирования разных направлений. По нашей позиции, эти вопросы, скорее, к минфину. Мы считаем, что 4 с половиной триллиона рублей, которые планируют потратить на отрасль до 2030 года, явно недостаточно. Мы ещё четыре года назад говорили о том, что на эту отрасль нужно 10 триллионов, а сегодня, с учётом инфляционных процессов, наверное, все 15. Очевидно, что без этих средств реформирование отрасли не решить. Одна треть — это очень мало.

Итоги прошедшей зимы ещё раз показали слабую сторону работы системы ЖКХ: обветшание и устаревание коммуникаций. Наши граждане в новогодние праздники замерзали целыми домами, посёлками, оставались без тепла. Во многих регионах вводились режимы чрезвычайной ситуации. Все проблемы зимы — это следствие. Каждый год мы будем с ними сталкиваться, если не начнём вместе разбираться с самой причиной.

Да, борьба с последствиями — важная задача минстроя, минэнерго. Важно найти и принять решения, позволяющие субъектам пройти ближайший отопительный сезон лучше, чем прошлый. Здесь мы готовы помогать, предоставить на законодательном уровне необходимые инструменты для этой работы коллегам.

Но мы также должны понимать, что ЖКХ — это муниципальное хозяйство, ответственность за которое лежит в первую очередь на мэрах и во вторую — на субъектах. У министерств больше регуляторные функции.

Наша основная задача — обозначить проблемы, содействовать коллегам в части нормативного регулирования для решения застаревших проблем. По общему правилу: критикуя — предлагай; соответственно мы предлагаем бесхозные тепловые сети передавать путём приватизации в качестве имущества на праве гарантирующему поставщику, а не в аренду, как сейчас. И важно контролировать взаимосвязь затрат на их ремонт в объёме не менее амортизационных отчислений по данному имуществу. Этим мы решаем вопросы надлежащей эксплуатации тепловых сетей.

Следующий вопрос инвестиционной составляющей в сфере водоснабжения и водоотведения. Она сегодня размыта, инвестпрограммы не выполняются. Предлагаем на федеральном уровне закрепить ставку по инвестсоставляющей в техприсоединении в определённой доле в процентах от стоимости строительно-монтажных работ по региону.

Стоимость строительно-монтажных работ минстроем ежемесячно обновляется и публикуется, поэтому проблем здесь не должно быть. Средства направлять в местный бюджет, всё будет прозрачно и окрашено, иначе мы всё время киваем на мэров, их нерадивость, заставляем их искать средства на сети в нищих бюджетах, а инвестпрограммы — у водоканалов, зачастую у частных. И таким образом мы определим одного ответственного — это администрация.

Вопрос аварийного жилья. Сегодня мы слышим разные цифры: 20 миллионов, 40 миллионов, в последние годы мы прирастали в аварийном жилье более чем 2 миллионами квадратных метров в год. Зачастую эти метры были пустыми. Почему? Потому что объём аварийки формировался мэром на глазок простой подписью, в итоге мы реальной картины не видим.

Но сегодня новые технологии позволяют проводить обследование многоквартирных домов в кратчайшие сроки. Сегодня наши разработчики имеют отечественное программное обеспечение для этой задачи. Минстрою важно изучить эти предложения и внедрить их на федеральном уровне. Если для этого требуется законодательное регулирование, мы с вами, коллеги, поможем.

Проблема замены лифтов. На встречах с министром мы слышали об отстающих регионах, которые на сегодняшний день ушли с этой проблемой далеко. Безусловно, без нашей помощи они уже не догонят тех лидеров, которые есть.

Мы предлагаем в программах комплексного развития территорий по инициативе правообладателя, где предусмотрена обычно норма передачи квартир, ввести на законодательном уровне возможность определять муниципалитетам часть ремонта лифтов или замены лифтов операторами программы вне объектов КРТ. Зачастую небольшие проекты загрузить чем-то существенным невозможно, а лифты пока стоят дешевле квартир и, возможно, это будет отчасти выход для местных муниципалитетов.

КПРФ настаивает на поступательном наращивании расходов ЖКХ, разумной альтернативы которому просто быть не может в нынешней ситуации в этой сфере, и на реализации масштабной программы технологического возрождения страны, такая программа требует полноценного бюджета развития, разработанного нами. Темы, которые мы предлагаем сегодня, безусловно требуют дополнительного экспертного обсуждения, но без наших общих усилий, напряжения всех сил мы так и останемся стоять у этого снаряда.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *